Указания по организации терапевтической среды
эмоциональные, физические и социальные аспекты
Главной проблемой при работе с пацинтом с НП является то, что регрессия, применение способов первичной защиты и дезорганизация распространяются в течение нескольких недель на тех, кто в ответе за ребенка
НЕНСИ БРАТТ,
физиотерапевт
"
Глава 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕБЕНКОМ С НП
ВВЕДЕНИЕ
Успех усилий при работе с ребенком или подростком с НП зависит от способности выдержать раннюю эмоциональную нагрузку "рабочей модели родителя". Другими словами, пациент, кем бы он не являлся, враждебно настроен и имеет очень слабое представление о личностных границах и собственной идентичности. Итак, вы должны знать или, скорее, точно ощущать, кто вы, что вы хотите, где находятся ваши собственные границы, каковы ваши цели и задачи и должны уметь реализовать их на практике, не испытав на себе "взлеты и падения" или "плохие" и "хорошие дни".
Чувствуйте себя как ангел, но действуйте, как грузовой поезд.
Это касается отдельных лиц, группы и организации. Я уже много сказал по поводу организации повседневных занятий - в классе, дома и т.д. Здесь я остановлюсь на проблеме внутренней организации отдельного терапевта и всего персонала.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С НП И ЦЕЛИ СУПЕРВИЗИИ
Основываясь на своем опыте наблюдения за людьми различных профессий и членов семьи, я выделил некоторые общие характеристики личностного развития тех, кто занимался этой задачей достаточно долго. Обычно процесс развития личности продолжается 2-5 лет. Некоторые характеристики процесса взросления личности приводятся ниже.
СОСТОЯНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ
Вы встречаете ребенка, не имеющего опыта хорошей привязанности. Возникают следующие реакции на проблемы ребенка: усилить стратегии поведения для развития нормального социального контакта и знания о развитии нормальной личности и привязанности. Вы делаете естественную вещь: вы пытаетесь завязать более глубокий контакт.
Этот очень естественный импульс вступает в противоречие с низкими эмоциональными возможностями ребенка с НП, вызывая у него такое поведение, как борьбы, бегства, манипуляции или замыкание в себе. На этой фазе отрицание проблемы ребенка, оправдания наличием других обстоятельств (его родители такие плохие) или фантазии по поводу своего терапевтического всемогущества являются наиболее распространенными. Например: "Я единственный, кто его понимает, больше никто. Я пробью эту броню, чтобы добраться до его сердца моим методом" и т.д.
Ваша общая рабочая модель "другого человека" распадается, и ваша Я-концепция подвергается угрозе. При нормальных социальных взаимоотношениях мы подтверждаем свою личность и идентичность с помощью нормальной обратной связи, и если мы не получаем нормальной обратной связи от человека, то нарушается наше ощущение как личности.
Это состояние может длиться годами, если ваша способность к эмоциональному восприятию или профессиональная ориентация - сильная сторона вашей идентичности.
Вы работаете с единичными инцидентами и редкими контактами (или вас ждут сюрпризы). Застарелая травма личностной привязанности является местом приложения ваших усилий, и, следовательно, излечение ребенка становится вашим проектом ("жизнь или смерть"), т.к. действительно нелегко залечивать собственный ранний опыт нелегкого бытия ребенка. Вы видите себя в ребенке, а не ребенка как такового. Ребенок быстро понимает, что он может управлять вами, реагируя (или не проявляя никакой реакции) на вашу самовлюбленную потребность внешнего утверждения и успеха.
ЦЕЛИ СУПЕРВИЗОРА
Если вы осуществляете первичный контакт с человеком в таком состоянии, то необходимо показать, что вы полностью принимаете "рабочую модель" этого человека и уважаете его жизненную стратегию, которую он к этому времени выработал. Можно понять, как была создана собственная рабочая модель, исходя из раннего опыта жизни личности. Следует вести дневник, куда заносятся результаты различных контактов в течение дня с ребенком.
Поведение воспитателя часто является проекцией, т.е. он почти помешан на том, что ребенок делает, думает и чувствует - и при этом он не очень осознает, что он или она делает, чувствует или думает как профессионал. Нужно мягко перевести внимание воспитателя на регулярное наблюдение за своими собственными реакциями и попытаться обрисовать временную перспективу, указывая на паттерны поведения ребенка и контакт с воспитателем.
Когда под угрозой ваши основные понятия, вполне естественно испытывать беспокойство. В качестве защитного механизма воспитатель часто приходит к такой мысли: "Вы не понимаете этого
ребенка, потому что не видите его возможностей", что на самом деле означает: "Боюсь, что вы меня не понимаете". Воспитатель колеблется между беспомощностью "Скажите мне, что делать, ведь вы же профессионал" и отказом от помощи руководителя: "Вы велели мне сделать то-то - и то-то, но это совсем не помогло -значит, вы - некомпетентный человек".
В этот момент вам следует обеспечить надежное и приемлемое окружение для воспитателя, который очень уязвим во время процесса трансформации, пересмотра своих основных понятий и концепций.
СОСТОЯНИЕ ДЕПРЕССИИ
Вы начинаете думать, что все ваши усилия напрасны. На самом деле, все, чтобы вы ни пробовали, только ухудшает дело. Вы перенимаете защитные механизмы ребенка, не осознавая, что происходит (отказ, отрицание, раздвоение, проекция, идентификация, низкая самооценка, некомпетентность, одиночество и т.д.). Это может пойти в ущерб вашим отношениям (коллеги, семья, другие люди, ухаживающие за ребенком, супруг (супруга) и т.д.) и вызвать заносчивость, подозрительность, отказ от поддержки и заботы извне и многочисленные конфликты, потому что, вам кажется, что вас подвели и не понимают. Ваше отрицательное чувство к ребенку проецируется на других для поддержания связи с ребенком. Для того, чтобы избежать чувство одиночества и жалости к себе, используются совершенно разные способы.
Это и есть тот камень преткновения, где некоторые боятся сломаться и сдаются. Это нормальное явление. Ребенок не получит пользы, видя, как вы опускаетесь. Просто помните, что нужно сказать ребенку: "Я недостаточно сильный, чтобы быть твоим родителем/ терапевтом, и я найду того, кто это сможет". При этом объяснении не используйте поведение ребенка.
Одним из вариантов чувства некомпетентности является фантазия "Должна же быть какая-то высшая сила, которая излечит его, если у меня не получится", и начинаются поиски чуда. На данной фазе вы можете стать легкой жертвой иллюзионистов, которым нужны ваши деньги, ваше восхищение или зависимость - или обе вещи вместе. Конечно, есть и те, кто предлагает вам свою профессиональную помощь.
Те, кто сможет перенести этот период фрустраций, начинают понимать подлинные способности ребенка, и в итоге им удается отделить свои собственные эмоциональные потребности от эмоциональных потребностей ребенка. Вы начинаете предвидеть поведенческие модели ребенка при контакте, а не чувствовать себя на три шага позади, и активно работать, но уже отказавшись от роли воспитателя, с горечью осознавая дефекты ребенка. С другой стороны, это означает, что осознание реальных способностей и полезные рабочие установки помогут вам помочь ребенку развиваться в некоторых областях в его собственные сроки.
ЦЕЛИ СУПЕРВИЗОРА
Здесь вы должны помочь человеку реально оценить, сможет ли он работать с детьми с НП, и исследовать, как еще человек может использовать свои возможности. Вам следует разработать тщательный процесс оценки во избежание неожиданного отчаянного решения, вызываемого чувством вины и комплексом неполноценности. Если этот человек является приемным родителем или членом приемной семьи, то следует поговорить о возможном помещении ребенка в специализированное учреждение для того, чтобы спасти семью как таковую, ибо в противном случае будут возникать конфликты в семье, провоцируемые поведением ребенка.
Конечно, ваш авторитет может поколебаться, если человек, на попечении которого находится ущербный ребенок, обратится в другие учреждения, предлагающие более оптимистические перспективы. В то же самое время надо заставить его или ее осознать,
что он или она начинают развивать профессиональные взгляды и возможности овладеть многими ситуациями при общении с ребенком. Вам следует подсказать человеку использовать весь свой опыт, где, например, изменились его основные понятия о личности, как он приобрел способность предвидеть результат различных взаимоотношений с ребенком (что подходит и что нет), как процесс разобщения ("Мы с ребенком совершенно разные") вызывает как облегчение, так и печаль.