Указания по организации терапевтической среды

эмоциональные, физические и социальные аспекты

Главной проблемой при работе с пацинтом с НП является то, что регрессия, применение способов первичной защиты и дезорганизация распространяются в течение нескольких недель на тех, кто в ответе за ребенка

НЕНСИ БРАТТ,

физиотерапевт

"

Глава 14

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕБЕНКОМ С НП

ВВЕДЕНИЕ

Успех усилий при работе с ребенком или подростком с НП зави­сит от способности выдержать раннюю эмоциональную нагрузку "рабочей модели родителя". Другими словами, пациент, кем бы он не являлся, враждебно настроен и имеет очень слабое представле­ние о личностных границах и собственной идентичности. Итак, вы должны знать или, скорее, точно ощущать, кто вы, что вы хотите, где находятся ваши собственные границы, каковы ваши цели и задачи и должны уметь реализовать их на практике, не испытав на себе "взлеты и падения" или "плохие" и "хорошие дни".

Чувствуйте себя как ангел, но действуйте, как грузовой поезд.

Это касается отдельных лиц, группы и организации. Я уже много сказал по поводу организации повседневных занятий - в классе, дома и т.д. Здесь я остановлюсь на проблеме внутренней организации отдельного терапевта и всего персонала.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С НП И ЦЕЛИ СУПЕРВИЗИИ

Основываясь на своем опыте наблюдения за людьми различных профессий и членов семьи, я выделил некоторые общие характе­ристики личностного развития тех, кто занимался этой задачей достаточно долго. Обычно процесс развития личности продол­жается 2-5 лет. Некоторые характеристики процесса взросления личности приводятся ниже.

СОСТОЯНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ

Вы встречаете ребенка, не имеющего опыта хорошей привязан­ности. Возникают следующие реакции на проблемы ребенка: уси­лить стратегии поведения для развития нормального социального контакта и знания о развитии нормальной личности и привязан­ности. Вы делаете естественную вещь: вы пытаетесь завязать более глубокий контакт.

Этот очень естественный импульс вступает в противоречие с низкими эмоциональными возможностями ребенка с НП, вызы­вая у него такое поведение, как борьбы, бегства, манипуляции или замыкание в себе. На этой фазе отрицание проблемы ребенка, оправдания наличием других обстоятельств (его родители такие плохие) или фантазии по поводу своего терапевтического все­могущества являются наиболее распространенными. Например: "Я единственный, кто его понимает, больше никто. Я пробью эту броню, чтобы добраться до его сердца моим методом" и т.д.

Ваша общая рабочая модель "другого человека" распада­ется, и ваша Я-концепция подвергается угрозе. При нормальных социальных взаимоотношениях мы подтверждаем свою лич­ность и идентичность с помощью нормальной обратной связи, и если мы не получаем нормальной обратной связи от человека, то нарушается наше ощущение как личности.

Это состояние может длиться годами, если ваша способность к эмоциональному восприятию или профессиональная ориента­ция - сильная сторона вашей идентичности.

Вы работаете с единичными инцидентами и редкими контак­тами (или вас ждут сюрпризы). Застарелая травма личностной привязанности является местом приложения ваших усилий, и, следовательно, излечение ребенка становится вашим проектом ("жизнь или смерть"), т.к. действительно нелегко залечивать соб­ственный ранний опыт нелегкого бытия ребенка. Вы видите себя в ребенке, а не ребенка как такового. Ребенок быстро понимает, что он может управлять вами, реагируя (или не проявляя ника­кой реакции) на вашу самовлюбленную потребность внешнего утверждения и успеха.

ЦЕЛИ СУПЕРВИЗОРА

Если вы осуществляете первичный контакт с человеком в таком состоянии, то необходимо показать, что вы полностью принима­ете "рабочую модель" этого человека и уважаете его жизненную стратегию, которую он к этому времени выработал. Можно понять, как была создана собственная рабочая модель, исходя из раннего опыта жизни личности. Следует вести дневник, куда заносятся результаты различных контактов в течение дня с ребенком.

Поведение воспитателя часто является проекцией, т.е. он почти помешан на том, что ребенок делает, думает и чувствует - и при этом он не очень осознает, что он или она делает, чувствует или думает как профессионал. Нужно мягко перевести внимание воспитателя на регулярное наблюдение за своими собственными реакциями и попытаться обрисовать временную перспективу, ука­зывая на паттерны поведения ребенка и контакт с воспитателем.

Когда под угрозой ваши основные понятия, вполне естественно испытывать беспокойство. В качестве защитного механизма вос­питатель часто приходит к такой мысли: "Вы не понимаете этого

ребенка, потому что не видите его возможностей", что на самом деле означает: "Боюсь, что вы меня не понимаете". Воспитатель колеблется между беспомощностью "Скажите мне, что делать, ведь вы же профессионал" и отказом от помощи руководителя: "Вы велели мне сделать то-то - и то-то, но это совсем не помогло -значит, вы - некомпетентный человек".

В этот момент вам следует обеспечить надежное и приемле­мое окружение для воспитателя, который очень уязвим во время процесса трансформации, пересмотра своих основных понятий и концепций.

СОСТОЯНИЕ ДЕПРЕССИИ

Вы начинаете думать, что все ваши усилия напрасны. На самом деле, все, чтобы вы ни пробовали, только ухудшает дело. Вы пере­нимаете защитные механизмы ребенка, не осознавая, что проис­ходит (отказ, отрицание, раздвоение, проекция, идентификация, низкая самооценка, некомпетентность, одиночество и т.д.). Это может пойти в ущерб вашим отношениям (коллеги, семья, дру­гие люди, ухаживающие за ребенком, супруг (супруга) и т.д.) и вызвать заносчивость, подозрительность, отказ от поддержки и заботы извне и многочисленные конфликты, потому что, вам кажется, что вас подвели и не понимают. Ваше отрицательное чув­ство к ребенку проецируется на других для поддержания связи с ребенком. Для того, чтобы избежать чувство одиночества и жало­сти к себе, используются совершенно разные способы.

Это и есть тот камень преткновения, где некоторые боятся сло­маться и сдаются. Это нормальное явление. Ребенок не получит пользы, видя, как вы опускаетесь. Просто помните, что нужно ска­зать ребенку: "Я недостаточно сильный, чтобы быть твоим роди­телем/ терапевтом, и я найду того, кто это сможет". При этом объ­яснении не используйте поведение ребенка.

Одним из вариантов чувства некомпетентности является фантазия "Должна же быть какая-то высшая сила, которая излечит его, если у меня не получится", и начинаются поиски чуда. На дан­ной фазе вы можете стать легкой жертвой иллюзионистов, кото­рым нужны ваши деньги, ваше восхищение или зависимость - или обе вещи вместе. Конечно, есть и те, кто предлагает вам свою про­фессиональную помощь.

Те, кто сможет перенести этот период фрустраций, начинают понимать подлинные способности ребенка, и в итоге им удается отделить свои собственные эмоциональные потребности от эмо­циональных потребностей ребенка. Вы начинаете предвидеть поведенческие модели ребенка при контакте, а не чувствовать себя на три шага позади, и активно работать, но уже отказавшись от роли воспитателя, с горечью осознавая дефекты ребенка. С другой стороны, это означает, что осознание реальных способностей и полезные рабочие установки помогут вам помочь ребенку разви­ваться в некоторых областях в его собственные сроки.

ЦЕЛИ СУПЕРВИЗОРА

Здесь вы должны помочь человеку реально оценить, сможет ли он работать с детьми с НП, и исследовать, как еще человек может использовать свои возможности. Вам следует разработать тща­тельный процесс оценки во избежание неожиданного отчаянного решения, вызываемого чувством вины и комплексом неполноцен­ности. Если этот человек является приемным родителем или чле­ном приемной семьи, то следует поговорить о возможном поме­щении ребенка в специализированное учреждение для того, чтобы спасти семью как таковую, ибо в противном случае будут возни­кать конфликты в семье, провоцируемые поведением ребенка.

Конечно, ваш авторитет может поколебаться, если человек, на попечении которого находится ущербный ребенок, обратится в другие учреждения, предлагающие более оптимистические пер­спективы. В то же самое время надо заставить его или ее осознать,

что он или она начинают развивать профессиональные взгляды и возможности овладеть многими ситуациями при общении с ребенком. Вам следует подсказать человеку использовать весь свой опыт, где, например, изменились его основные понятия о личности, как он приобрел способность предвидеть результат раз­личных взаимоотношений с ребенком (что подходит и что нет), как процесс разобщения ("Мы с ребенком совершенно разные") вызывает как облегчение, так и печаль.

Наши рекомендации