БРЕМЯ № 1: Необходимость для ребенка что-то решать, выбирать, спорить, соглашаться и чувствовать себя замотивированным
Покажите (не говорите) ребенку, что вы готовы принять любое решение, которое ребенок не может принять сам. Скажите ребенку, что сейчас будет происходить (он будет одеваться, есть, чистить зубы, пойдет на прогулку). Посмотрите, чтобы он это сделал. Сядьте и подождите - и будьте готовы подождать, пока ребенок подойдет к вам сам. Например, если ребенок не ест, скажите ему, сколько времени еда будет на столе. Продолжайте сидеть, ничего не говорите ребенку, чтобы склонить его есть. Когда время выйдет, спокойно скажите, что вы убираете еду. Что бы ребенок ни говорил, будь то обвинения или жалобы, просто констатируйте что еда была на столе определенное время, и теперь время вышло. Сделайте много небольших приемов пищи в течение дня, так как для детей это полезнее, но всегда, когда вы что-нибудь даете, сядьте рядом и сообщите, как долго еда будет оставаться на столе. Не меняйте меню, если ребенок отказывается есть.
Вы можете измерить собственную авторитетность с помощью простого критерия - вы бегаете за ребенком или он за вами. Вы должны быть (неподвижным) центром мира ребенка.
Не предоставляйте ребенку выбора, предоставьте ему свое решение. Если ребенок сопротивляется вашему решению, скажите: «Тебе не нужно считать это хорошей идеей, тебе небе не нужно хотеть это делать. Это нормально. Я решил, что так лучше всего».
Не ожидайте согласия ребенка, ожидайте, что он не согласится, но будет знать, что все равно должен это сделать. Оставляйте свои сомнения при себе. С сомнениями нужно разбираться самому либо с другими лидерами, например, с супругой. Дети с НП не дают адекватных ответов, поэтому все решения основаны только на ваших собственных суждениях. Чем больше вы обсуждаете, тем меньше вызываете доверия как человек, который сильнее, чем тревога ребенка.
Если вы член группы или семьи, работающей с ребенком с НП, никогда не меняйте, не отклоняйте и не обсуждайте решение, принятое другим взрослым в присутствии ребенка, каким бы неверным оно вам не показалось. Его можно обсудить только позднее на собрании, где будут обсуждаться стратегии. В течение дня сделайте так, чтобы один человек был лидером и отвечал за принятие решений в глазах ребенка.
Не ждите от ребенка, что он будет замотивирован и получит удовольствие от ваших планов. Если ребенок не научился этому в младенческом возрасте, вам придется действовать с помощью собственного энтузиазма, не ожидая ответной реакции.
БРЕМЯ № 2: Изменение среды
Как было описано ранее, незрелость функции постоянства означает, что любое изменение среды или неожиданное изменение приведет к тому, что фокус внимания ребенка, а также гештальт того, что происходит сразу разрушатся.
Превратите день в последовательность коротких рутинных ритуалов. Делайте одни и те же вещи в одно и то же время в той же самой комнате с тем же тоном голоса. Оставьте свои творческие, импульсивные и спонтанные идеи при себе. Работайте по одному и тому же расписанию занятий каждую неделю. Если вы купили новую шапку или новую косметику, не пользуйтесь ими, когда общаетесь с ребенком. Не делайте ничего нового, пока не подготовите к этому ребенка. Не выходите из машины около супермаркета, пока не скажете ребенку, куда вы идете, что вы увидите, как нужно себя вести и чтобы он все время был рядом с вами. Не начинайте укладываться спать, пока не расскажете ребенку обо всем, что произойдет перед сном. Перед сном поговорите с ребенком о том, что будет завтра и повторите это еще раз утром за завтраком.
Ваш ребенок очень уязвим перед любым изменением. Расскажите о том, что будет, дождитесь реакции на перегрузку и повторите ваш план еще раз.
Объясните гостям, как себя вести таким же рутинным образом, когда они приходят к вам. Скажите им, что если ребенок их о чем-то спросит, они должны ответить: «Мама или папа это знают/решают/планируют. Спроси у них.» Не приглашайте друзей и родственников, которые не могут этого понять. Давайте короткое объяснение по поводу проблемы, имеющиеся у ребенка, всем, кого вы встречаете. Делайте это без колебаний, не ждите от людей согласия и понимания. Объясните ваши условия, при которых вы можете быть с семьей и друзьями вместе.
Если у вас планируется вечеринка сюрприз, позаботьтесь о том, чтобы ребенок с НП не был дома. Ни при каких обстоятельствах не устраивайте вечеринку сюрприз на день рожденья ребенка.
Всегда, когда вы оказываетесь в новой ситуации (заходите в магазин, встречаете новых людей, детей), сделайте так, чтобы ребенок ходил или сидел рядом с вами и даже держал вас за руку. Говорите с ним о том, «что мы видим здесь», чтобы помочь ребенку концептуализировать и организовать то, что происходит в данной ситуации. Создайте «детско-родительский крут» как основу для любых экскурсий.
Если намечаются большие перемены (переезд, изменение обстановки, начало обучения в школе) не начинайте говорить об изменениях слишком рано, начните незадолго, может быть за несколько дней до события. Любые неизвестные возможные события в будущем и размышления о них потратят всю энергию ребенка. Подумайте о том, что происходит в фирме, когда ходят слухи о возможной смене начальства. Даже если у вас есть сомнения насчет последствий изменения, представьте будущее как несколько фактов.