Как и при каких обстоятельствах вы учитесь учиться?
Основные средства научения тому, как учиться, формируются ребенком на руках у матери. Благодаря внимательному присутствию любящего родителя и постоянному взаимодействию между ними ребенок учится:
• чувствовать базовое доверие (быть восприимчивым ко
всему, что исходит от другого человека)
• концентрировать внимание и проявлять более длительную
реакцию (потому что мать, в свою очередь, собрана и реагирует все время)
• упорно продолжать изучать объект (мать всегда здесь)
• изучать один и тот же объект под множеством разных углов
(мать движется вокруг)
• делиться опытом и чувствами (она реагирует на проявлен
ные чувства)
• формировать осмысленные и устойчивые понятия из меня
ющихся кластеров сенсорных сигналов (мать - эмоциональ
ный центр, остальное становится фоновой информацией)
• предсказывать поведение других (она предсказуема)
• фокусировать внимание и игнорировать другие стимулы
(она в фокусе)
• давать адекватную реакцию на контакт (она всегда это делает)
(Начиная с 5-ти лет слово "она" замените на слово "учитель")
У ребенка процесс обучения формируется при наличии двух условий: внутренней стабильности организма и стабильности окружающей среды.
Если реализуются внутренние потребности ребенка - нет голода, жажды, усталости или беспокойства - и не существует чрезмерной внешней стимуляции или депривации, то открывается новая поведенческая модель. Например, ребенок начинает экспериментировать и играть с пальцем родителя. Это поведение, очевидно, вызывает радость и понемногу варьируется все время -ребенок ищет "известное в разном". Это поведение не имеет конкретной цели, помимо изучения и освоения связи с окружающей средой (в которой родитель является самым важным элементом). В этом процессе память, мысль, сенсорно-моторные функции, регуляция моторики и т.д. координируются до совершенства. В этом процессе ребенок колеблется между любопытством и страхом, учится контролировать фрустрацию, когда возникают непредвиденные события и реакции. Таким образом, формируется толерантность к фрустрации и внутренний локус контроля и устанавливаются новые границы.
При нормальном контакте с родителями постоянство объекта (объект - это мать) становится новым стабилизирующим фактором обучения. Это способность удерживать мотивирующую эмоциональную концепцию (понятие) о родителях, даже при наличии фоновых изменений.Вначале жизни эта концепция существует только тогда, когда родитель физически присутствует, но уже в возрасте 2 лет она становится достаточно эффективной, чтобы управлять эмоциями, мотивацией и поведением, даже когда мать отсутствует. Такая стабильная концепция является предпосылкой для привязанности к учителю или предмету учёбы в возрасте от 5-6-7 лет до 14 лет и так далее.
Постоянство объекта можно определить как способность поддерживать стабильные
• чувства, которые позволяют вам поддерживать
• концепции или идеи, позволяющие вам поддерживать
• намерения, позволяющие вам осуществлять
• поведенческие модели (особенно социальные поведенческие
модели),
даже при наличии фоновых изменений. Следовательно, компетентное социальное поведение - это продукт стабилизированных эмоций и привязанностей.
Например, вы просите двухлетнего ребёнка принести чашку из кухни. Ребёнок хочет это сделать, но по дороге к кухне много разных отвлекающих моментов: собака лижет ему подбородок, что-то показывают по телевизору, что-то в подгузниках и так далее, и поэтому задание всегда остается невыполненным. Год спустя этот же ребёнок намного лучше удерживает ваш эмоциональный образ и ваше желание и, игнорирует все отвлекающие факторы, победоносно возвращается с чашкой. На него больше не воздействуют так легко раздражители ближнего поля и куда более значимой становится эмоциональная связь с человеком и устойчивая идея о том, что этот человек хочет от него.
Примерно до двух лет конфликт между ребёнком и окружающим пространством только начинает проявляться. При фрустрации ребёнок начинает драться, кричать, переводить свое внимание или находить другие способы ослабить внутреннее напряжение, изменяя не себя, а окружающую обстановку. В возрасте двух лет ребёнок начинает испытывать и разрешать внутренние конфликты, размышляя об ограничениях, накладываемых взрослым на его личные потребности и импульсы. При наличии заботы и разумной обратной связи ребенок учится идти на компромисс между социальными требованиями и личными потребностями, и обладание подобным положительным опытом взрослого чело-
века позднее переходит от родителей к другому взрослому, то есть также и к учителю.
Очевидно, что ребёнок, страдающий от ранней депривации, психотической матери, многих поверхностных контактов в младенческим возрасте или жестокости взрослых, будет иметь слабо развитое понимание постоянства объекта. В этой связи единственно доступным ему способом разрешения конфликта станет не изменение себя, а изменение окружающей среды (а это вы и класс, между прочим).
Из-за частой смены фокуса внимания ребёнок в классе может быть мотивирован только на короткий промежуток времени. Он легко устаёт, не помнит инструкции в отсутствии взрослого и без тесного контакта с ним, ребёнок не доверяет взрослому, и таким образом, ваши отношения не развиваются, он не проявляет интереса к вашим мыслям и чувствам. Ребёнок не привязывается к конкретным объектам, таким как мишки, личные вещи или предметы в классе. Взрослого он главным образом рассматривает как препятствие, враждебный объект, предмет, которым можно манипулировать или контролировать, или как кредитную карточку к желанным вещам. Это действительно очень неприятный опыт для доброго вовлеченного и амбициозного учителя, и многие молодые учителя травмируются профессионально, впервые сталкиваясь с проблемами НП.
Наиболее распространённые проблемы обучения, возникающие из-за недостаточных ранних контактов это (эмоциональные и когнитивные):
• Недостаточно сформированное чувство пропорции
на эмоциональном уровне: каковы серьёзные проблемы, каковы незначительные инциденты?
на когнитивном уровне: что означает: «высоко», «низко», «большой», «маленький» и так далее.
• Плохо отличает фантазию от реальности
на эмоциональном уровне: я это сделал или ты, я придумал, что ты враг или ты действительно враг на когнитивном уровне: я взял тот кошелёк или нет (таких детей часто обвиняют во лжи, но они просто не знают, произошло это на самом деле, и не осознают свою роль в этом).
• Недостаточно сформированное чувство нюансов и
градации
на эмоциональном уровне: ты ненавидишь или любишь меня, ты совсем плохой или совсем хороший на когнитивном уровне: проблемы с вынесением суждений: отличить холодное от тёплого, один вкус от другого, лёгкое прикосновение от болезненной хватки, внешний стимул от внутреннего и так далее.
• Недостаточно сформированная способность различения
фигуры и фона
на эмоциональном уровне: путается, когда в комнате не один, а несколько взрослых, не может слушать или смотреть на вас долго, переносит внимание с одного человека на другого. на когнитивном уровне: переводит внимание с одного предмета на другой. Не может долго работать над задачей, постоянно меняет цель. Не может повторить задачу.
• Низкая степень гибкости и сложности в переработке
информации
на эмоциональном уровне: упрям, не слушает аргументов или не прислушивается к чувствам.
Его легко сбить с толку, когда он видит проявление смешанных чувств со стороны взрослых или слабую степень интенсивности, не может изменить отношение. на когнитивном уровне: может работать только при использовании пошагового подхода.
Его легко сбить столку сравнительными аргументами, сбивается столку, если задача содержит несколько переменных или включает взаимозависимые переменные. Имеются трудности в понимании грамматики.
Вышеупомянутые способности - это предпосылки для того, чтобы обучаться тому, как учиться, и в то же самое время, они являются перечнем отсутствующих или неразвитых функций у ребёнка с депривацией или нарушением в формировании отношений. Это так же перечень проблем, которые должны стать фокусом вашей работы: прежде чем научиться письму или чтению, ребёнок должен научиться, как учиться. Намного лучшим результатом будет, если год спустя ребёнок может сконцентрироваться в течение 60 секунд вместо первоначальных 5 секунд на одном предмете, чем заучивание всех букв алфавита наизусть. Намного лучше, если ребёнок может изменить направление процесса (как счёт назад), чем уметь считать до ста.
Это означает, что большая часть того, что вы узнали о детях с обычным развитием, должна быть выброшена из вашей преподавательской практики при работе с детьми с НП: "Дети - это счастливые доверчивые саморегулирующиеся личности, они обладают личной компетенцией, могут делать выбор, они должны узнавать новые вещи каждый день, иметь близкие социальные и эмоциональные отношения, научиться спорить, обсуждать и приходить к соглашениям» и так далее. Большинство этих концепций справедливые для ребёнка, который приходит в школу, обладая уже к этому моменту сформированной способностью устанавливать связи с другими, но они превышают компетенцию ребёнка с НП. На самом деле эти понятия создают хаос у ребёнка с НП и актуализируют примитивные защитные механизмы, реакцию «борьба или бегство» или уход в себя.
Когда вы находитесь наедине с ребёнком с НП, то у вас неизбежно появится все возрастающее чувство наступающего смятения, что вы сбиты с толку - так вот, в этом и состоит проблема ребёнка. Вы начинаете думать: «На чем мы остановились? -О чем я говорил? - Что я только что планировал? - Который час? - Почему я взял эту работу? ».