Дефицит эмоционального и когнитивного развития при задержке на 1 и 2 стадиях

Существует шесть характеристик задержки когнитивной и эмо­циональной организации личности ребенка с НП, которые можно сравнить с моделью В1аи мозаичного эмоционального и когнитив­ного развития. Эти характеристики - это общие проблемы, кото­рые появляются у детей в раннем возрасте при формировании системы концептуализации. Они проявляются у ребенка с НП до такой степени, которая подавляет социальную функцию. Их сле­дует понимать в широком смысле, применяя не только к когни­тивному, но также и эмоциональному функционированию, т.к. их корни находятся в почве ранней привязанности. А низкая способ­ность к распознаванию - их общий знаменатель.

ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИЙ ЛИЧНОСТИ С НП, ОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

(Большинство из них - обычные проблемы в раннем детском воз­расте, которые превалируют у ребенка с НП)

Чувство пропорции во времени, пространстве и эмоциях.

Ребенок не может предвидеть опасные ситуации и решить, является ли событие или действие легким проступком или серьезным нарушением. Эмоциональная реакция при этом одинаковая: важен это предмет для взрослого или нет, оби­жает или убивает кого-то ребенок или просто проливает молоко из чашки и т.д. Эмоциональный дефицит часто при­водит к когнитивным проблемам - ребенок может спрыгнуть с забора или верхушки дерева, потому что у него отсутствует способность различать расстояние между 6 дюймами и 60 футами. Промежуток времени, когда ребенок может дей­ствовать эффективно, короткий. Он может помнить и сле­довать намерению только в течение нескольких секунд или минут.

2. Понимание реальности как противопоставление внутрен­ним фантазиям и желаниям.

Ребенок не в состоянии понять, исходит ли чувство, идея или мысль от него или от окружающих. У ребенка рудиментарная проверка реальности. Произвольное движение от правды ко лжи вводит в заблуждение и его, и других. Большие проблемы игнорируются, малые проблемы считаются катастрофами. Ребенок только смутно понимает, сам он испытал это или другие. Свойство проверки реальности появляется в ранний период перехода от опыта симбиоза с матерью к опыту разлу­чения, границ и отдельной идентичности.

3. Формирование представлений о целом, элементах целого
и их связи.

Ребенок может делать одновременно только одно, и он вряд ли способен понимать контекст, а именно то, как отдельное действие вписывается в целое. При концентрации на целой детали важные единичные элементы игнорируются, забы­ваются или блокируются в сознании. Самооценка часто и быстро движется от "супермена" до "никто" ("шарик-эго"). Эмоции абсолютны, не относительны (нет сомнений, вто­рой мысли, вины, ожидаемого страха, ожидания чего-либо и т.д.).

Фигура и фон.

Ребенок не может концентрироваться на фигуре или чувстве долгое время, не ищет различных аспектов одного и того же объекта, т.е. обладает одномерным восприятием. Он пере­мещает внимание к новому, движущемуся, зрелищному или шумному предмету или человеку. У него слабая память на чувства и события. У него нет личной точки зрения, но, как губка, он впитывает что-то и затем имитирует это.

Установление различий.

Ребенок реагирует борьбой, бегством и замиранием каж­дый раз, когда внешняя ситуация не абсолютная, простая и детальная.

Он предпочитает пошаговые инструкции и пугается выбора, ответственности и принятия решения. Не отличает одного взрослого от другого, не помнит имена, лица, пере­житые эмоции и события. Не может точно определить рас­стояние, высоту, скорость или отличить вещь от человека.

Реорганизация.

Когда нормальный ребенок научается контролировать мно­гие элементы и одновременные процессы, он может "жон­глировать" элементами: считать обратным счетом, смотреть

на явления с нескольких сторон, понимать точку зрения дру­гого человека. Он может реорганизовать элементы в новое единое целое, он умеет планировать, проявлять гибкость, даже при изменении окружающей обстановки. У ребенка с НП отсутствует гибкость, он стереотипен, он не может спра­виться с переменами, иметь несколько точек зрения, видеть вещи "с вашей стороны". У него в совершенстве отрабо­таны несколько примитивных поведенческих стратегий, которые он постоянно использует, даже если они не дости­гают цели или не приносят желаемых результатов. Ребенок часто имеет отточенные паттерны поведения в знакомых ситуациях только с несколькими переменными, усложне­ние задачи приводит к быстрому росту числа неудач. Он -виртуоз, когда жонглирует одним элементом, и - любитель, когда жонглирует двумя. Он функционирует намного лучше, находясь в обществе одного взрослого, чем в больших груп­пах (т.к. ему доступны только отношения мать - ребенок).

Описав характеристики развития личности ребенка с НП, я попы­таюсь определить социальный фон, который чаще всего форми­рует задержку эмоционального развития.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТЕЙ С НП

По моему мнению, есть один важный фактор, который многое определяет в беременности, рождении и условиях раннего этапа жизни ребенка. Это - личностное функционирование матери или точнее, то, как она функционирует психологически с момента рождения ребенка до достижения им 2х летнего возраста.

Отношения в семье у детей с НП обычно беспорядочные и хао­тичные. Отсутствие эффективных ролевых моделей - один знаме­натель: родители часто ведут себя как дети и избегают исполнения родительских обязанностей, дети часто выполняют в семье работу

родителей: присматривают за младшими детьми с самого раннего возраста, ходят в магазин, готовят или просто стараются само­стоятельно выжить без чьей-либо помощи. Они могут быть вов­лечены в сексуальные отношения или подвергаться физическим наказаниям.

Некоторые семьи, особенно, если один родитель страдает от психоза, особенно жестко придерживаются ролей, но эти роли бесцветные, холодные, не содержащие эмоционального контакта. Эта фиксация роли обычно является защитным механизмом, слу­жащим для того, чтобы защитить хрупкую личность родителя от чувства потери контроля. Отношения семьи с окружением обычно плохие, они характеризуются постоянными конфликтами или полной изоляцией от соседей. Такие семьи часто мигрируют, и детям часто приходится менять школу или учреждение.

Два примера:

Джеймс впервые попал в поле зрения местных властей в воз­расте 3 лет, потому что ему приходилось приводить маленькую сестричку в другой детский сад и потом самому забирать ее домой. Когда они приходили домой, то на полу валялась только пачка куку­рузных хлопьев, а матери дома не было (она была проституткой).

До 10 лет он 25 раз привлекался за кражу, жестокие драки, стрельбу из ружья в возрасте 8 лет и т.д. Его мать была психо­паткой, которая позволяла всем, включая своих клиентов, сле­дить за детьми. Она не хотела появления этих детей и обычно пренебрежительно отзывалась о них. Она покупала для них все, романтизируя детство и сюсюкая в разговоре с ними.

Мать Аллена была шизофреничкой, крайне параноидной ко всякому, кто контактировал с ней. Когда мы должны были с ней встретиться, она сделала странный ритуал из нашего прибытия, встречи и прощания. Она не сидела с нами за столом и избегала контакта глаз. Один раз она попросила нас звонить ей только по четвергам в 2 часа. Если телефон звонил, но она не ожидала

звонка, весь оставшийся день был для нее хаосом. Она также вела себя по отношению к Аллену, который разрывался между предан­ностью матери (и ее параноидному восприятию других людей) и заботой, которая ему предлагалась в нашем учреждении. Он был в постоянной оппозиции с членами нашего коллектива и другими детьми, утверждая, что его привели сюда по ошибке. При встрече они всегда сидели на некотором расстоянии друг от друга. Аллен пытался подавить потребность в заботе, а она косвенно преду­преждала его не подходить ближе и не выражать привязанность. В монологах о том, как себя вести, она рассуждала о "долге матерей и обязанностях детей".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РИСКОВ НП

Следующие пункты базируются на исследованиях и опыте, касаю­щихся общих характеристик среды, в которой развивается ребе­нок с НП. Важно подчеркнуть, что ребенок может подвергаться этим формам разрушения контакта и, тем не менее, быть способ­ным привязываться к людям. Эта неопределенность объясняется тем фактом, что нельзя указать на единый фактор, вызывающий задержку эмоционального развития. Это также можно объяснить отсутствием научных исследований в этой области. Чем больше характеристик среды будет выделено, тем больше будет оснований для профилактических действий, профессионального подхода, психиатрической оценки, психологических тестов, таких как тест Роршаха.

Этот перечень поможет вам выявить историю раннего периода жизни пациента как часть вашего диагноза и может использо­ваться в качестве основы для построения интервью с родителями и другими людьми, знающими ребенка. Этот перечень может ока­заться полезным при усыновлении детей.

СЕМЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ

1. Мать подвергалась ранней депривации, насилию, жестокости и (или) сексуальному насилию в детстве.

2. Мать-одиночка (или часто меняет партнеров). Ее взаимоотношения кратковременны и поверхностны. Она, как правило, изолирует себя от окружающих или в постоянном кон­фликте с ними.

3. Семейная тенденция, граничащая с психопатией или психозом и мать, которая в течение первых двух лет жизни ребенка, находилась в психотическом состоянии.

Нормальная мать, которая испытывала кризис в течение первых двух лет жизни ребенка, что препятствовало оказа­нию материнской заботы. Это более редкие случаи.

Есть свидетельства о наличии органического дефицита, что препятствует ребенку воспринимать обратную связь, предоставляемую вместе с материнским уходом.

4. Частые перемещения семьи. Семейные ролевые модели хаотичны, нет ограничений для поведения ребенка или неожи­данные, непоследовательные ограничения. Частые извращен­ные сексуальные контакты между членами семьи, которые происходят на глазах у других - вследствие нарушенной сек­суальной ориентации родителей (полиморфная перверсия, задержка развития на оральной/анальной фазе). Иногда - формирование жестких и бессмысленных ролей для контроля хаотического состояния.

5. Мать не в состоянии поддерживать стабильный практиче­кий и эмоциональный контакт с ребенком. За ребенком
часто ухаживают случайные люди. Частые разлуки. В семей­
ной жизни отсутствует повседневный ритм. Мать проецирует взрослые мотивы и эмоции на ребенка ("Он не любит меня"). У матери отсутствует эмпатия, она обвиняет других в ненормальном развитии ребенка. Мать не проявляет само­критики, сомнений, чувства вины или раскаяния. Иногда матерью или окружающими людьми практикуется жесто­кое или садистическое поведение по отношению к ребенку.

ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

1. Мать - хроническая алкоголичка или страдала от недоедания во время беременности.

Биологический отец был хроническим алкоголиком до наступления беременности.

2. Ребенок имел низкий вес при рождении, родился недоношенным, были родовые осложнения.

3. Ребенок часто болел и (или) был госпитализирован после
рождения. Долгое время ребенок провел в инкубаторе (или
в другой сенсорно аномальной, депривационной или чрез­
мерно стимулирующей, монотонной обстановке). Часто
наблюдаются эпилептические припадки или лихорадочные
конвульсии, энцефалит и частые болезни уха в детстве.

4. Ненормальное сенсомоторное развитие (гипер/гипо чув­
ствительность к стимуляции, аномальные реакции на при­
косновение, пониженная активность на раннем этапе жизни
часто переходит в повышенную активность в возрасте 1-3
лет, предельная полевая зависимость по сравнению с нор­
мой). По сравнению с нормально развитыми детьми ребенок
почти не в состоянии (иногда вообще не может) обрабаты­
вать и реагировать на внутреннюю сенсорную стимуляцию,
нет реакции на болезненные стимулы, ребенок не чувствует
насыщения при принятии пищи, не чувствует усталости или
мускульного напряжения, бегает без одежды в холодную
погоду, забывает раздеться в жару, не чувствует головокру­
жения при раскачивании (не реагирует на вестибулярную
стимуляцию, неуклюж).

Часто ребенок является сенсорным экстравертом (игнорирует внутренние сигналы тела и кожи, быстро возбуждается при внеш­ней стимуляции, легко отвлекается).

Могут быть нарушены основные ритмы организма: ритмы сна, кормления, дыхания, пульса и внимания. Часто наблюдается недо­статочность иммунной функции.

При ласке или прикосновении ребенок не реагирует нормаль­ным контактом глаз.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Оральная фиксация. Ребенок воспринимает людей и вещи
как нечто потребляемое и забываемое.

Модель контакта напоминает ранние стадии развития, с коротким, поверхностным вниманием.

2. Отсутствие беспокойства по поводу разлуки, ребенок не
испытывает страх к незнакомцам, не узнает людей, обращается с новыми знакомыми как со старыми друзьями – он "очаровательный и доверчивый". Или в отношениях доми­нируют отрицательные эмоции и амбивалентность.

3. Эмоции абсолютные или непредсказуемые (радость переходит в истерию, злость - в ярость и т.д.). Эмоции зависят от непосредственной ситуации и исчезают вместе с источни­ком стимуляции.

4. Низкая терпимость к ситуациям неуспеха. Ребенок не может
отложить удовлетворение, при стрессе быстро наступает
регрессия.

5. Отсутствие или жесткие границы между ребенком и окружающей средой.

Готовность на немедленный близкий контакт или отрица­ние его (борьба/бегство).

На близкий эмоциональный и физический контакт ребе­нок отвечает психотическими эпизодами (насилие, навязчи­вые опасные игры с огнем).


Наши рекомендации