Стадии 3 и 4: базовая интернализация родителя и базовое постоянство среды

Постоянство интернализации и идентичность (12-36 месяцев)

Ребенок, начинающий ходить, эффективно усваивает свои эмоции и нравственные установки родителей. Он начинает осознавать себя как отдельную личность и ставит эксперименты, чтобы понять "мое влияние на окружающих". Сейчас постепенно становится возможным решение внутренних конфликтов (мои потребности/желания родителей), и ребенок пытается найти пути для реализации обеих установок. Неразрешенные внутренние

конфликты вызывают чувство вины. Он пытается справиться с периодами отсутствия любимых людей с помощью репрессии: для того, чтобы не горевать, ребенок может до некоторой степени при­мириться с временной потерей объекта, эмоционально "забыв" этого человека, пока он или она не появится вновь.

Постоянство социальной роли (36 месяцев - 6 лет)

Дошкольный ребенок экспериментирует с отношениями к дру­гим детям и взрослым, создавая независимую социальную иден­тичность. В зависимости от имеющейся обратной связи ребенок понимает, что различные группы имеют различные правила и требования к поведению. Ребенок сравнивает себя с другими и находит свою позицию в социальной иерархии. Социальная лич­ность создается наряду с личными характеристиками (например, «Я хорошо играю в баскетбол»).

ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ

И ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ

Травматическое отчуждение в третьей фазе (когда ребенок, начинающий ходить, учится помнить мать, когда ее нет рядом) продуцирует очень неуверенную личность, которая ищет без­опасного места и старается избежать ответственности, у нее отсутствуют любопытство и мужество, чтобы противостоять препятствиям. В эмоциональном плане травмированный ребе­нок интерпретирует даже недолгую, но необходимую разлуку как отказ ("Я не достоин любви"). Ребенок будет идеализировать вас первоначально или покорно согласится на контакт (для того, чтобы предотвратить ожидаемый отказ) и будет очень уязвимым к требованиям. Он отвергнет вас при малейшем разочаровании,

но будет требовательным и ревнивым к вашим другим контак­там и часто будет показывать, что вы его подвели. Ребенок будет часто вступать с вами в маленькие конфликты, для того, чтобы самоутвердиться или подвергнуть взаимоотношения проверке. Ребенок описывает себя как покинутого, печального, одинокого, не имеющего никаких ценностей, ни на что не годного и подвер­женного депрессии. В сложных случаях проявляет склонность к суициду (Salk 1985).

У него могут быть агрессивные фантазии по поводу взрослых, но обычно он довольно робкий и никогда не осуществляет своих угроз. Он зависим и прибегает к зависимой регрессии, если вы добры с ним. Он часто проявляет склонность к самолюбованию (настойчиво и требовательно ищет положительную обратную связь). Ребенок может помнить своих родителей и хранить им вер­ность, ощущая заботу с вашей стороны.

Один из механизмов защиты/выживания на данной фазе соз­дает "слепое пятно", репрессивное отрицание. Маленький ребенок может пережить разлуку, убрав из памяти образ матери. Если вы долго не виделись с ребенком на этой фазе, то он будет игнориро­вать вас по возвращению. Ложный цинизм, игнорирование потери, например "Мне все равно, приходишь ты или уходишь, любишь ты меня или нет - лично я никого не люблю" - наиболее распро­страненная реакция. Потребность в успокоительном средстве при событиях болезненного, травмирующего отчуждения и снижение самооценки часто приводят к алкоголизму или наркомании во взрослом возрасте. При лечении проблем алкогольной или нарко­тической зависимости отрицание и вина часто являются первичной проблемой, потому что в детстве пациента это были единственные стратегии для успешного выживания (Prescott 1980).

Если депривация наступила на четвертой стадии, то ребенок часто имеет отрицательную Я-концепцию, и ему трудно отыскать адекватную роль и идентичность, но он реагирует на заботу и уча­стие, быстро нагоняя нормальное развитие. Ребенок будет бояться потерять вас или вашего гнева и иногда будет наказывать себя. У него будут мечты и иллюзии об освобождении и воссоединении с

семьей. Иногда он может проявлять ложный цинизм как защиту от разочарований в новой привязанности.

Именно этих детей (стадия 3 и 4) мы подразумеваем, когда говорим о травме и проблемах привязанности, а не осложненном проявлении НП. Они поддаются лечению и личному участию, потому что их развитие дошло до стадии постоянства, где они могут перенести свою эмоциональную привязанность на других людей, именно таким образом позволяя другим компенсировать родителей. Они могут находиться в отношениях и преодолевать свой страх участия во взаимоотношениях (несмотря на множество защитных реакций и задних мыслей). Это делает их доступными для участия, игровой терапии, психотерапии. Эти дети глубоко осознают свои личные проблемы, и они способны отзываться на помощь и заботу в конечном итоге. Также они развивают значи­тельную компенсацию своего страха быть нелюбимым и часто достигают поразительных успехов в различных дисциплинах (спорт, наука и т.д.) впоследствии в жизни.

Они развиваются до уровня, который не охватывает данная книга.

Наши рекомендации