Стадии 1 и 2: базовая привязанность и базовая тревога

Постоянство психической репрезентации объекта (0-6 месяцев). Базовая привязанность.

Эмоции чаще вызываются присутствием матери, она при этом становится эмоциональной "фигурой", а все остальное - "фоном". Подобное ощущение не очень точное, т.к. "мать" - это не обяза­тельно конкретный человек, а лица, которые общаются подобным заботливым образом. Объектные отношения возникают как осо­бый комплекс эмоциональных реакций в присутствии заботяще­гося лица.

Постоянство репрезентаций границ себя и других (6-12 месяцев). Базовая тревога.

Сейчас ощущения более развиты, ребенок может различать «зна­комых» и «незнакомых» людей и помнить мать, даже если она ненадолго покидает комнату. Соответственно, страх перед незна­комыми людьми и страх отчуждения входят в жизнь. Эмоции нестабильны, когда появляются новые люди, или когда знакомые люди уходят.

Умение ребенка воспринимать и фокусироваться на матери помогает ему впоследствии организовать инструменты восприя­тия других объектов и людей в окружающей обстановке. Ребенок поначалу учится отличать материнскую фигуру от фона. Спустя короткое время он начинает воспринимать и концентрироваться на нескольких окружающих предметах одновременно, т.к. у него сейчас есть границы - и постоянство фигуры и фона. Ребенок изучает различные аспекты матери (глаза, рот, волосы, запах, движения и т.д.) и учится узнавать их. Сейчас он уже знает, дер­жит ли его мать или кто-то другой. Соответственно, он реагирует со страхом и слезами на отлучение от матери и на незнакомых людей. Позже он будет предпочитать хорошо знакомые предметы

незнакомым, у него появится потребность к повторению и узна­ваемой обстановке. У него появится постоянство распознавания. Угроза для ребенка на этой стадии - ужасный страх, когда он впер­вые обнаруживает, что мать может "исчезнуть" и совсем его поки­нуть. Этот страх испытывает ребенок, когда его укладывают спать, но он учится контролировать свой ужас, если родители сопережи­вают ему и постепенно приучают его к этому, не травмируя.

И снова, восприятие мира зависит от умения воспринимать мать.

Приобретенное постоянство - это первоначально эмоциональ­ный процесс, запускаемый матерью (объектом), и затем разво­рачивающийся в когнитивную способность для восприятия всех остальных объектов в мире.

Дети с отсутствием соответствующего контакта на этих двух первоначальных стадиях едва ли будут способны сформировать значимые эмоциональные и концептуальные модели «других» и отношений, и в связи с этим часто впоследствии имеют диагноз НП.

ПРИМЕР: СЛАБАЯ БАЗОВАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ

Если ребенок депривирован на первой стадии, впоследствии он становится шизоидным (тип характера или расстройство лично­сти), при неудачах и фрустрации - психотически дезорганизован­ным, особенно если оказывается в близком эмоциональном кон­такте, в котором границы и ограничения не ясны.

У него нет чувства границ между собой и окружающими, он не в состоянии справиться с впечатлениями и часто находится в сим­биозе с окружающим.

У ребенка не возникает чувства привязанности к вам. Он только осознает ваше существование и часто реагирует только на прикосновение. Ребенок практически не имеет самосознания. Он проявляет много эмоциональных реакций, но только от случая к случаю.

Мы познакомились с Анной, 11-летней девочкой из приемной семьи, где эмоциональный контакт был вынужденным, и роди­тели пытались вызвать любовь, чувство вины, привязанность и "как можно более близкие отношения". Реакцией ранимого ребенка были психотические эпизоды: попытка поджечь дом, многочасовые истеричные крики, совершение каких-то странных ритуалов со странными шумами и т.д. Мы установили не жесткий, но стро­гий режим, точно объяснив ей, что и когда она должна делать. Мы предпочли правила эмоциональной мотивации. Через неделю она избавилась от этих симптомов, но стала вести себя как ребенок с ЯД могла посещать нашу внутреннюю школу, имея лишь крат­ковременные, практические, без какой-либо привязанности отно­шения с окружающими людьми. Она очень мила с незнакомыми ей людьми и контактирует с ними, не выделяя кого-либо.

Мать бросила Анну сразу после рождения. О ней практически ничего не знали до тех пор, пока ее не доставили в приют и ее не удочерили приемные родители.

Другой пример:

Джеймсу 12 лет. У него бледный цвет лица, глаза холодные и наблюдающие. На него иногда нападают непредсказуемые при­падки ярости, нов основном он практически не проявляет эмоций. У него высокий показатель интеллекта, но при контактах его поведение соответствует поведению совсем маленького ребенка. Вот текст, который он написал о ситуации на игровой площадке: «Мы были на площадке, и тогда Брайан взял скейтборд Тома и убе­жал, потом я взял его и побежал, потом Том ударил меня туфлей, потом я взял книги Брайана, а Том взял туфлю и пошел за Брайа­ном, потом я сказал Тому, что заберу ее у него, но он сказал, что бросит ее в меня, потом Брайан велел мне подойти, и я сделал это, а потом взял камень и ударил Тома, и потом пришел учитель».

Понятно, что мальчик переживает жизнь только от момента к моменту и не способен запомнить или предвидеть ситуацию. Опи­сываемый эпизод закончился рассечением скулы, когда он «взял камень и ударил Тома».

Мать Джеймса, а впоследствии и его мачеху, задушил отец еще до того, как мальчику исполнилось 2 года.

ПРИМЕР: ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И СЛАБАЯ ТРЕВОГА

В случае депривации на второй стадии, привязанность формиру­ется во время множественных состояний панического страха (если родители жестокие, непредсказуемые, игнорирующие ребенка, сексуально злоупотребляющие). С одной стороны, ребенок полно­стью зависит и нуждается в уходе, но, с другой, родитель представ­ляет для него угрозу из-за чрезмерной жестокости и отсутствием каких-либо границ и ограничений. Следовательно, любой контакт становится двойственным. Чувство границ (ты/я) будет нарушено.

Соответственно, поведение ребенка будет параноидным (пола­гаю, что его собственная враждебность возникает извне). Един­ственная безопасная реакция - ненависть к объекту - это, одно­временно обеспечивает контакт и дистанцию.

Ребенок проецирует враждебные и депрессивные чувства на других и испытывает их по отношению к себе: «Я знаю, что ты меня ненавидишь - ты "добрый" только потому, что ты слишком слабый и такой трус, что даже не можешь выругать меня». Когда ему предлагают контакт, он навязчиво ищет такой путь кон­такта, в котором он отвергает или мгновенно разрушает его. Он ненавидит всякого, кто приближается к нему. Близкий контакт подразумевает отказ. Он будет упрямо цепляться за детали или аргументы, что вы не часть значимого целого. У него будет стере­отипное, бессмысленное поведение. Ребенку нравится «заставать

вас врасплох» или обманывать или вовлекать вас в бесконечные дискуссии по поводу ваших разумных требований. Он хронически воспринимает вас как враждебную личность. Ребенок не запомнит вас или ваши инструкции на продолжительное время. Он прояв­ляет отрицательное отношение и вседозволенность по отношению к вам ("эго воздушного шарика").

Первичный защитный механизм на данной стадии - это "рас­щепление". Чувства или эмоции проявляются интенсивно, моби­лизуются контр-эмоции, которые трудно выдерживать. Ребенок уязвим к сложным и пограничным явлениям (это "я" или "другой"? ), он реагирует, заменяя трудные жизненные понятия делением на антагонистические пары, такие как хороший/плохой, сильный/ слабый, я/другие, мое/твое.

Ревность является доминирующей эмоцией, вызываемой стра­хом возможной потери, если исчезает внимание "матери". Ребе­нок в данной фазе оказывается в ловушке, часто воспринимая вас исключительно положительно или отрицательно в зависимости от ситуации, но он не может объединить эти две концепции в одну реальную идею, что вы - личность с обоими качествами одновре­менно. Эти дети часто развивают садистские или господствующие модели контактов. То, что они проявляют сильные эмоции, с тру­дом осознается ими.

Один из вариантов этой модели - "Мюнхгаузен по доверенно­сти", когда матери переносят хаос и боль на ребенка, постоянно травмируя его (в соответствии со своим собственным бессознатель­ным опытом боли) и при этом настаивают на том, что с ребенком не все в порядке, он "болен", и посещают одну больницу за другой. Если мать склонна к суициду, то она может убить ребенка. Таким образом, она облегчает свою боль и симптомы, проецируя их на ребенка (этот механизм называется проективная идентификация).

Чарльз (10 лет) прибыл (после многочисленных школ и учрежде­ний) в наше учреждение во время обеда. Его охватывает гнев, и он кричит мне: "Ты не можешь заставлять меня есть - пошел ты...". Я отвечаю: "Чарльз, никто не заставляет тебя есть... Если ты

хочешь есть, еда на столе. В час дня ее уберут". Он отвечает: «Ты идиот - не есть ты меня тоже не заставишь!".

Иногда он проявляет себя совершенным педантом - все должно находиться на своем месте. В следующий момент он ломает все в своей комнате или начинает драться. В классе он встречается с полной учительницей, Айрис. Во время их первой встречи она ласково говорит ему: "Привету Чарльз - мы можем составить перечень качеству почему ты меня будешь ненавидеть сегодня?'. Итак, они делают это и составляют перечень из 15 пунктов. Айрис просит его написать, как он будет саботировать школь­ные уроки -ион добавляет еще 12 пунктов. Затем Айрис говорит: "Хорошо, давай начнем". Спустя год Чарльз точно воспроизводит эти два списка. Айрис всегда ласкова с ним, она никогда не ругает его, она решает все. В конце первого года Чарльз принимает неве­роятное предположение: Айрис намного сильнее его (она прошла его многочисленные тесты) и практически не поддается на провока­ции. Сейчас он может работать в классе и быстро поднимается до уровня знаний нормального ребенка его возраста. Он посещает обычную школу, но остается с нами.

Другой пример:

Фредерику 9 лет. Его мать страдает от послеродового пси­хоза и сильного чувства вины, и соответственно, она пытается обращаться с ним как с ребенком в духе симбиоза. Придя к нам, он никогда не пытается самостоятельно одеваться. Она пред­восхищает все его "потребности'' и никогда не разлучается с ним. При малейшем признаке неудачи она просто теряется. Когда его просят нарисовать человека, то он рисует мать такой боль­шой, что она занимает весь лист. В углах он рисует ножи, пилы и т.д. Его поведение кажется безупречным, но спустя некоторое время девочки из его группы начинают замечать что-то нелад­ное. Спустя некоторое время он пытается вовлечь других детей в свой план убить самого доброго и ласкового члена коллектива (т.е. самого опасного для него). Печение иногда нарушается его мате­рью, которая берет его на выходные, т.к. "не может жить без него". Спустя год он становится настолько агрессивным, что его помещают в специальный приют с очень опытным мужским персоналом. Однако мать продолжает брать его домой, и спустя два года он наносит ножевое ранение в спину своей"подруги".

Дети с фиксацией на первых двух стадиях не могут испытывать и разрешать внутренние конфликты в достаточной степени. По Фрейду, они не могут создать эффективной гибкой функции - супер-эго. Будучи не в состоянии приспособиться к обществу, они вовлекаются во многие социальные конфликты. Также как они не могут разрешать и внутренние конфликты. Вместо этого они пытаются разрешить свои проблемы, пытаясь изменить окружающих, но не свое поведение. Все "кругом виноваты", потому что ребенок только смутно осознает, что сам может быть причиной своих проблем.

Дети, пострадавшие на этом уровне развития постоянства, диагностируются как имеющие "нарушение привязанности".

При нарушениях в третьей и четвертой стадиях мы сталкиваемся с более знакомыми областями. Дети с фиксацией на первых двух стадиях не могут испытывать и разрешать внутренние конфликты в достаточной степени. По Фрейду, они не могут создать эффективной гибкой функции - супер-эго. Будучи не в состоянии приспособиться к обществу, они вовлекаются во многие социальные конфликты. Также как они не могут разрешать и внутренние конфликты. Вместо этого они пытаются разрешить свои проблемы, пытаясь изменить окружающих, но не свое поведение. Все "кругом виноваты", потому что ребенок только смутно осознает, что сам может быть причиной своих проблем.

Дети, пострадавшие на этом уровне развития постоянства, диагностируются как имеющие "нарушение привязанности".

При нарушениях в третьей и четвертой стадиях мы сталкиваемся с более знакомыми областями.

Наши рекомендации