Основы познавательной способности
Для обучения (и запоминания) существует, по крайней мере, четыре основные предпосылки. Во-первых, способность фокусировать свое внимание на важных стимулах, во-вторых, способность обрабатывать и сортировать стимулы, в-третьих, умение переживать внутреннюю эмоциональную реакцию на ощущения (симпатия/антипатия, удивление/узнавание, возбуждение/успокоение, любовь, тоска или ненависть и отторжение по отношению к объекту).
Четвертое, младенец способен отвечать на стимуляцию (двигательной активностью), создавая таким образом цикл обратной связи между матерью и ребенком.
Нормальная мать способствует развитию основных способностей, хвалит и поощряет ребенка - по сто раз в день - с момента его рождения до тех пор, пока ребенок не освоит их.
Функции, которые формируются в ребенке с помощью материнской заботы, следующие: способность формировать смысловое целое, фокусироваться и концентрироваться, сохранять непрерывное и продолжительное внимание, принимать утешение
в достаточной мере, чтобы сохранять любопытство и оправданное чувство страха, умение узнавать, умение экспериментировать и исследовать, обмениваться информацией и эмоциями и синхронизировать эмоциональное выражение с жестами. Эти функции, короче говоря, и являются основой обучения. Нам не очень легко осознать, что, в основном, эти функции выстраиваются и стабилизируются в течение первого года жизни ребенка, в сотрудничестве с любящими взрослыми.
Рассмотренные выше неврологические характеристики в комбинации с недостаточным вниманием со стороны матери в течение первого года жизни могут явиться причиной дефицита внимания, постоянной скуки и поиска новой деятельности у детей с НП. Из-за низкой способности к обработке информации, ребенок не может принимать, обрабатывать и «переваривать» сенсорную информацию и ищет поэтому для стимулирования себя то, что нам кажется сверхстимуляцией. Ребенок не может формировать точный «гештальт» - стабильную внутреннюю картину о том, чем можно удовлетворить конкретную нужду. Он контактирует с предметами или людьми без какого-либо выбора, в тоже время не способен получать длительное удовольствие или удовлетворение от контакта. Это вынуждает его идти на контакт снова и снова. Дети с НП все время стараются вступать в контакт, но безрезультатно. Либо вообще прекращают любые контакты.
Часто дети, оставленные без заботы, остаются депрессивными до 2-3 лет, после чего, как правило, становятся гиперактивными, имеют навязчивое стремление к частым и непостоянным контактам.
Внимание здорового ребенка удерживается на объекте дольше. Отец или мать постоянно стараются продлить этот период улыбками, взмахами рук, повышением голоса и другими способами привлечения внимания, усиленно удерживая фокус и представляя все эмоциональные реакции с преувеличением. Грудной ребенок ищет контакта с новыми предметами или людьми примерно каждые 20 секунд, годовалый ребенок остается в контакте с предметом дольше, играет, исследует и пробует манипулировать им в
течение нескольких минут, пятилетний играет с одним предметом уже около 20 минут. Ребенок с НП сохраняет поверхностный контакт с предметом или человеком лишь на короткое время и быстро теряет интерес. Это препятствует процессу обучения в самом глубоком смысле слова.
Отсутствие внутренних эмоциональных реакций и реакции активации при контактах нарушает процесс формирования переживаний, образующих опыт (опыт, помогающий в следующих похожих случаях).Это влияет на процесс обучения.
Если ребенок не испытывает боли или удовольствия, радости или печали, страха или спокойствия, то все впечатления становятся плоскими и одномерными. Сложно помнить то, что не вызывает эмоциональной реакции. Лимбическая память (эмоциональный ответ) выходит из строя. Дети помнят через ощущения и только позднее память становится интеллектуальной деятельностью. Этим и можно объяснить, почему ребенок с НП не учится на личном опыте и повторяет стереотипные модели поведения вне зависимости от получаемых извне наказаний или поощрений. Поощрения и наказания работают только в отношении нормальных детей, способных узнавать и сравнивать события.
Обычно, когда организм бывает выведен из равновесия какой-либо нуждой (голод, жажда, скука, одиночество, ожидание), энергия мобилизуется в импульс для удовлетворения потребности. Новорожденному требуется помощь, чтобы направить его внимание на объект, войти в контакт и удовлетворить потребность, вернуться в прежнее состояние и отдыхать до ситуации следующего дисбаланса. Чем старше ребенок становится, тем точнее работает внимание, направленность на цель, различение контактов, возврат в прежнее состояние и отдых. Форма контакта становится все более сложной и включает все больше и больше пережитого опыта. В то же время, последовательная обратная связь обусловливает формирование внутренних ассоциативных цепочек. Психологически, ребенок учится формировать внутреннюю идею, представление о том, что могло бы удовлетворить потребность, гештальт. Формирования определенного гештальта в будущем,
естественно, будет зависеть от качества пережитого им в раннем возрасте опыта с самым важным гештальтом (от нем. Gestalt -здесь «целостный образ») - гештальтом матери.