Основы познавательной способности

Для обучения (и запоминания) существует, по крайней мере, четыре основные предпосылки. Во-первых, способность фокуси­ровать свое внимание на важных стимулах, во-вторых, способ­ность обрабатывать и сортировать стимулы, в-третьих, умение переживать внутреннюю эмоциональную реакцию на ощущения (симпатия/антипатия, удивление/узнавание, возбуждение/успо­коение, любовь, тоска или ненависть и отторжение по отношению к объекту).

Четвертое, младенец способен отвечать на стимуляцию (дви­гательной активностью), создавая таким образом цикл обратной связи между матерью и ребенком.

Нормальная мать способствует развитию основных способно­стей, хвалит и поощряет ребенка - по сто раз в день - с момента его рождения до тех пор, пока ребенок не освоит их.

Функции, которые формируются в ребенке с помощью мате­ринской заботы, следующие: способность формировать смыс­ловое целое, фокусироваться и концентрироваться, сохранять непрерывное и продолжительное внимание, принимать утешение

в достаточной мере, чтобы сохранять любопытство и оправдан­ное чувство страха, умение узнавать, умение экспериментировать и исследовать, обмениваться информацией и эмоциями и синхро­низировать эмоциональное выражение с жестами. Эти функции, короче говоря, и являются основой обучения. Нам не очень легко осознать, что, в основном, эти функции выстраиваются и стабили­зируются в течение первого года жизни ребенка, в сотрудничестве с любящими взрослыми.

Рассмотренные выше неврологические характеристики в ком­бинации с недостаточным вниманием со стороны матери в тече­ние первого года жизни могут явиться причиной дефицита вни­мания, постоянной скуки и поиска новой деятельности у детей с НП. Из-за низкой способности к обработке информации, ребенок не может принимать, обрабатывать и «переваривать» сенсорную информацию и ищет поэтому для стимулирования себя то, что нам кажется сверхстимуляцией. Ребенок не может формировать точный «гештальт» - стабильную внутреннюю картину о том, чем можно удовлетворить конкретную нужду. Он контактирует с предметами или людьми без какого-либо выбора, в тоже время не способен получать длительное удовольствие или удовлетворение от контакта. Это вынуждает его идти на контакт снова и снова. Дети с НП все время стараются вступать в контакт, но безрезуль­татно. Либо вообще прекращают любые контакты.

Часто дети, оставленные без заботы, остаются депрессивными до 2-3 лет, после чего, как правило, становятся гиперактивными, имеют навязчивое стремление к частым и непостоянным контак­там.

Внимание здорового ребенка удерживается на объекте дольше. Отец или мать постоянно стараются продлить этот период улыб­ками, взмахами рук, повышением голоса и другими способами привлечения внимания, усиленно удерживая фокус и представляя все эмоциональные реакции с преувеличением. Грудной ребенок ищет контакта с новыми предметами или людьми примерно каж­дые 20 секунд, годовалый ребенок остается в контакте с предме­том дольше, играет, исследует и пробует манипулировать им в

течение нескольких минут, пятилетний играет с одним предметом уже около 20 минут. Ребенок с НП сохраняет поверхностный кон­такт с предметом или человеком лишь на короткое время и быстро теряет интерес. Это препятствует процессу обучения в самом глу­боком смысле слова.

Отсутствие внутренних эмоциональных реакций и реакции активации при контактах нарушает процесс формирования переживаний, образующих опыт (опыт, помогающий в следую­щих похожих случаях).Это влияет на процесс обучения.

Если ребенок не испытывает боли или удовольствия, радо­сти или печали, страха или спокойствия, то все впечатления ста­новятся плоскими и одномерными. Сложно помнить то, что не вызывает эмоциональной реакции. Лимбическая память (эмоци­ональный ответ) выходит из строя. Дети помнят через ощущения и только позднее память становится интеллектуальной деятельно­стью. Этим и можно объяснить, почему ребенок с НП не учится на личном опыте и повторяет стереотипные модели поведения вне зависимости от получаемых извне наказаний или поощрений. Поощрения и наказания работают только в отношении нормаль­ных детей, способных узнавать и сравнивать события.

Обычно, когда организм бывает выведен из равновесия какой-либо нуждой (голод, жажда, скука, одиночество, ожидание), энер­гия мобилизуется в импульс для удовлетворения потребности. Новорожденному требуется помощь, чтобы направить его внима­ние на объект, войти в контакт и удовлетворить потребность, вер­нуться в прежнее состояние и отдыхать до ситуации следующего дисбаланса. Чем старше ребенок становится, тем точнее работает внимание, направленность на цель, различение контактов, воз­врат в прежнее состояние и отдых. Форма контакта становится все более сложной и включает все больше и больше пережитого опыта. В то же время, последовательная обратная связь обуслов­ливает формирование внутренних ассоциативных цепочек. Пси­хологически, ребенок учится формировать внутреннюю идею, представление о том, что могло бы удовлетворить потребность, гештальт. Формирования определенного гештальта в будущем,




естественно, будет зависеть от качества пережитого им в раннем возрасте опыта с самым важным гештальтом (от нем. Gestalt -здесь «целостный образ») - гештальтом матери.

Наши рекомендации