Нормальный ранний контакт, самоорганизация и постоянство
Далее, изучим качество контакта между ребёнком и окружающей средой, начиная с момента его зачатия. Я подразумеваю, что контакт этот должен отвечать целому ряду критериев, чтобы ребенок смог сформировать эмоциональное постоянство (способность поддерживать функцию, несмотря на изменения окружающей среды). Термин «прерывание контакта» используется для описания событий и форм контакта, которые этим критериям не отвечают, либо тормозят возможность стабилизации эмоциональной системы. Термин «самоорганизация» относится к стабилизированной функции, созданной на любом уровне развития.
ФУНКЦИЯ КОНТАКТА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Слово «контакт» означает: «посредством прикосновения» (латинское "соп" = «с» или «посредством», "{асШе" = «контакт с кожей», чувство соприкосновения). В данном тексте контакт - это любое взаимоотношение ребенка с окружающей его средой, прежде всего, с матерью и с близким физическим окружением. Контакт этот обоюдный, действие и реакция присутствуют с обеих сторон, и обе стороны активно стараются передавать и получать обратную связь, общаться. Ребенок старается следовать за движущимися объектами, а мать отвечает на это, стараясь привлечь внимание, издавая звуки и продлевая зрительный контакт. Ребенок плачет -мать кормит его или качает. Проще говоря, контакт требует взаимного внимания.
В процессе развития контакт это более или менее идеальная форма общения между ребенком и окружающей средой. На этом строится спираль развития, в которой новые функции формируются из уже сформированных ранее:
• От момента зачатия (контакт между двумя генетическими
информационными кодами),
• Через физическую близость (контакт между эмбрионом и
маткой),
• В период беременности (контакт между плодом и маткой,
обмен через пуповину),
• После рождения (от постоянного физического контакта
через кожу или грудь к переменному контакту),
• К сенсорному контакту (через каждодневную активность
и материнское внимание ребенок учится распознавать раз
личные ощущения или чувства),
• К сенсомоторному контакту (ребенок учится организовывать свои ответные реакции на внимание, рефлексы дозревают до целенаправленного поведения и формируются круговые реакции, обеспечивающие соответствие между действием и результатом),
• К психологическому контакту (формирование отношений
привязанности и появление внутреннего представления о
матери, которое уже меньше зависит от ее физического присутствия),
• К социальному контакту (понимание собственного Я, изучение различных форм социальных контактов, решение внутренних конфликтов - личные потребности против социальных требований, изучение семейных ролей и достижение самосознания).
Естественное развитие контакта кажется постоянно движущимся от непрерывного физического контакта и внешней зависимости к контакту с самим собой (внутренняя связь между эмоциями, вниманием, мыслями, памятью, языком и моделями поведения). Таким образом, ребенок обретает относительную независимость от непосредственного окружения. В двухлетнем возрасте ребенок в норме, в принципе, способен различать и выбирать, с чем и с кем контактировать, как физически, так и психологически. Он сам решает делать что-то, а чего-то не делать, интересоваться одними игрушками и не интересоваться другими, контактировать с одним человеком и избегать общения с другим, скучать по кому-либо, кого нет рядом или с нетерпением ждать его прихода.
Также кажется, что контакт, очевидно, движется из симбиотической стадии через стадии противоборств и конфликтов, помогая ребенку отделиться и установить физические и психологические границы, достигая обособленного и стабильного состояния души и эмоций. Но без первичного контакта ребенок не может отделиться и самостоятельно функционировать, и, ребёнка, страдающего впоследствии НП, характеризует именно отсутствие первичного контакта. Он остаётся в полной мере зависимым от непосредственного окружения и постоянной и крепкой обратной связи окружающих: внутренние функции ещё не устойчивы; потому в помощи извне он нуждается гораздо дольше, чем обычный ребенок.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
Слово "орган" происходит от греческого "инструмент". В данном тексте самоорганизация - это генетически заложенное внутреннее стремление ребёнка к развитию эмоций, моделей поведения и способностей, систем внутренней саморегуляции, в результате чего, со временем, зависимость от внешнего стимулирования замещается внутренней регуляцией и саморегуляцией. Такая "подготовка инструмента" требует внутреннего распределения труда, как, например, у клеток, специализация которых определяется на стадии эмбриона, или двух полушарий мозга, предназначенных для обработки разной информации.
Главная цель воспитания детей заключается в том, чтобы превратить свои способности или знания в такое поведение, которое способен понять ребёнок, и в том, чтобы повторять его (поведение) в различных ситуациях, до тех пор, пока ребёнку не удастся выстроить аналогичную внутреннюю функцию.
Учиться читать - хороший пример этому: вы преобразовываете ваше знание в поведение, направленное на ребёнка. Ребёнок сначала имитирует положение вашего тела и ваши слова, когда вы читаете, и постепенно приходит к модели того, как трансформировать увиденное в сказанное. Он устанавливает внутреннюю систему кодирования, и, теперь, он способен читать без вашей помощи и внимания. Вы вместе выстроили у ребенка самоорганизующуюся функцию чтения. Те же самые циклы имеют место в обучении тому, как пить, есть, двигаться, смеяться, любить, играть, общаться и т.д.
РАЗВИТИЕ ПОСТОЯНСТВА
По сравнению со взрослым человеком, ребёнка можно охарактеризовать всего одним словом: неустойчивость. Термин "постоянство" применяется психологами для описания степени внутренней устойчивости (не зависящей от изменений внешней среды), в различных сферах развития. Одна важная форма устойчивости называется постоянством объекта (object constancy): ребёнок постепенно начинает узнавать и запоминать мать (объект внимания), он развивает свое внутреннее представление о матери, которое со временем становится независимым от её физического присутствия. Пожилые люди, которые в раннем детстве много общались со своей матерью, всё ещё говорят о ней с любовью -даже если она умерла уже несколько десятков лет тому назад, сильные эмоциональные воспоминания о ней всё ещё направляют их действия и служат моделью при формировании всех последующих отношений.
Постоянство можно определить, как способность выдерживать функцию, независимо от изменений внешней среды. Например: Вы просите двухлетнего ребёнка принести из кухни чашку. По дороге внимание ребёнка рассеивается множественными интересными объектами, возможно, кто-то заговорит с ним о чём-то другом. С каким количеством отвлекающих факторов справится ребёнок, всё ещё помня о том, что на кухне нужно взять чашку и с ней вернуться? Если вы спрячетесь за дверью, и станете ждать пока ребенок сам найдет вас - появится ли у ребенка стабильное понимание вашего присутствия рядом или же он начнет плакать в тот же миг, как потеряет вас из виду? Если вы попросите четырехлетнего малыша принести чашку, тогда, очевидно, он сумеет помнить о вашем желании, невзирая на все встретившиеся ему по пути на кухню и назад факторы помехи.
Следует помнить, что постоянство сохраняется, несмотря на то, что мы постоянно перерабатываем новую информацию. Равно как и наше внешне твёрдое тело полностью заменяется на протяжении жизни за счет обмена веществ, однако, из-за этого мы же не
теряем свою идентичность (благодаря генетическому коду). Также, через постоянство (психологический код), на основе конкретных моделей организуется и получаемый нами из окружающей среды случайный поток информации. Постоянство - это модель поведения, которая непрестанно старается повторять саму себя, противостоит новым событиям и вызывающим стресс влияниям окружающей среды. Даже простая бактерия типа E. coli, демонстрирует врождённое стремление к постоянству: если в ДНК бактерии искусственно внедрить ген, отвечающий за выработку инсулина, бактерия начинает послушно вырабатывать инсулин, однако, через некоторое время она отторгает фрагмент внедренного кода ДНК и снова становится старой доброй обыкновенной бактерией Е. соН! Вот вам постоянство! Можно сказать, что механизм постоянства является ядром нашей эго - идентичности (я - тот же самый (identify, от латинского "idens" = быть тем же).
Стенка клетки является полупроницаемой мембраной, строение которой позволяет сохранять внутреннее постоянство, и, одновременно, устанавливать контролируемое взаимодействие с окружением.
Это первичная функция постоянства человека, когда клетка эмбриона устанавливает внутреннее постоянство, которое при этом предполагает контакт через прикрепление к матке.
Внутреннее постоянство ребёнка, похоже, зависит от изначального внешнего постоянства: непосредственное окружение должно иметь определенную устойчивость, форму и предсказуемость, прежде чем ребёнок сможет адаптироваться к изменениям и создать свою собственную независимую внутреннюю модель.
Случайные реакции приводят к случайной внутренней функции. Например, если мать не стимулирует ребёнка регулярно, у него появляются проблемы с поддержанием постоянства температуры тела, сердцебиения и дыхательной функции. На более поздних этапах жизни он довольно длительное время не может научиться осознавать объект.
Глава 2
ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
Какие внутренние функциональные системы являются решающими для развития? С терапевтической точки зрения существенными являются следующие два вопроса:
А. Каковы две самые элементарные функции, которые ребенок еще не смог стабилизировать - где степень постоянства недостаточна?
Б. Как создать такую терапевтическую обстановку, в которой ребенок все-таки сумеет организовать эти функции в систему, значимое целое?
Для изучения этих вопросов мы можем обозначить пять ранних этапов в интернализации различных функций на различных уровнях, в период от начала беременности до возраста пяти лет. Каждый этап служит фундаментом для последующего. Далее будут определены характерные для каждого этапа деструктивные обстоятельства.