Игра «За кем мы наблюдали в зоопарке?»
Оборудование: сюжетная картинка «В зоопарке» и набор предметных картинок с изображением диких животных.
Ход игры: Сюжетная картинка выставляется перед детьми. Логопед говорит: «Все вы наверняка бы вали в зоопарке. Вспомните, за кем вы там наблюдали?» Дети рассказывают: «В зоопарке мы наблюдали за обезьянами, за тиграми, за жирафами» и т. д. Ребенок за правильный ответ получает на свой стол картинку с изображением животного, которого он назвал. Выигрывает самый наблюдательный (по количеству предметных картинок на столе).
Игра «С чем я люблю играть?»
Ход игры: Логопед спрашивает детей, какими игрушками они любят играть. Дети должны ответить полным предложением:
— Я люблю играть с куклой!
— Мне нравится играть с машинами!
— Я люблю заниматься с мозаикой! и т. п.
Предложно-падежные конструкции
Упражнения на уточнение семантического значения предлога в предложении:
1. Выполнение действий с предметами.
Конкретно-пространственные значения предлогов.
— Возьмите ручки. Откуда взяли ручки (из ящика).
— Положите ручки в стол. Где они сейчас? (в столе).
- Спрячьте ручки под стол. Где они? (под столом) и т. д.
2. Определение местоположения предметов,
игрушек в комнате(без вопроса), показать на предмет:
Стул стоит между столом и шкафом. На столе лежат книги. Лампа висит над столом.
3. Построение друг за другом по указанию логопеда:
Вова встанет за Светой. Алеша за Вовой. Вова перед Алешей. Ира за Вовой и т. д.
— За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь?
— Между кем ты стоишь? Позади кого ты стоишь?
— Рядом с кем ты стоишь?
Изготовление схемы наиболее употребительных предлогов. Аппликация. Раздаточный материал: прямоугольники или квадраты зеленого цвета и кружочки красного цвета.
Управление предложным падежом
Угадай, что изменилось»
Оборудование: игрушки.
Ребенок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел на столе, сейчас под столом.
Скажи, куда мы положили»
(предлоги: на, за, под)
Оборудование: игрушки, мелкие предметы.
Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку или предмет. Ребенок возвращается и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.
Что нужно медвежонку»
Логопед раздает картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щетка, носки, шапочка, книги.
Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел_, хотел умыться. Он взял_. Чем он чистил зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошел завтракать. Что ему дала мама? Пора идти в детский сад. Что он надел? »
Птичка и кошка»
(предлоги: в, на, с, из, под)
Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, бабка, — кукольный театр.
Логопед расставляет игрушки на столе. Посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка.
Дети дополняют предложения, сказанные логопедом, и расставляют предметы.
— Дед вышел откуда? (из избушки)
— И сел куда? (на скамейку)
— Под чем? (под дереном )
— Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.
— За кем? (за птичкой)
— Куда? (на дерево)
— Но птичка улетела и села.
— Куда? (па крышу избушки)
— Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела.
— Бабушка вышла откуда? (из избушки)
— Рассердилась на кого? (на кошку)
— И прогнала ее куда? (на чердак)
Работа по сюжетной картинке и схеме предлогов.
Составление предложений по картинке. По схеме найти употребленный предлог. Показать на схеме предлог. Составить предложение с этим предлогом.
Всякой вещи свое место».
Оборудование: картинки — шкаф, мыльница, футляр для зубной щетки, пенал и т. д.
- Где хранят платья, книги, ручки, чашки. Вилки, зубные щетки и т. д.
Как люди передвигаются?»
По суше. По воде. По воздуху Словарь:
а) лошадь, машина, автобус, мотоцикл, трамвай, велосипед, ослик, олени, собаки, верблюд.
б) плот, лодка, катер, пароход.
в) самолет, вертолет, ракета.
Образец фразы: люди едут на лошади по суше (земле).
Где изготовляют?»
Картинки: фабрика, типография, завод, пекарня.
— Где пекут хлеб?
— Где делают машины?
— Где печатают книги?
— Где ткут ткани? И т. д.
Где что покупают?»
Лекарства покупают в_аптеке.
Хлеб покупают в_магазине.
Газеты покупают в_киоске. И т. д.
Ботаническое лото»
группировка картинок по темам: растения леса растения поля растения сада
Образец высказывания: Грибы, орехи, ягоды растут в лесу.
11. «Ответь на вопросы и нарисуй»
Где растут грибы? (в лесу)
Где растут ягоды? (в лесу, саду)
Где плавает рыбка? (аквариум, река, море)
Где живет крокодил? (Африка)
Где пасется корова? (луг, пастбище)
Где стоит машина? (улица, гараж)
Где растет картофель? (поле, огород)
Лес и двор»
У детей картинки с изображением животных. На столе две большие картины с изображением леса и двора у дома. Дети берут свою картинку и определяют, где кто живет: «Это лиса. Она живет в лесу».
Что где растет»
Логопед показывает картинки овощей, ягод, фруктов, грибов. Дети кидают мяч друг другу и говорят: «Грибы растут в лесу, ягоды растут в саду».
Заботливые дети»
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями.
— О ком заботятся дети?
— О чем заботятся дети?
Дети рассматривают картинки и составляют предложение.
Тараканище»
Рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы.
— На чем ехали медведи, комарики, львы и т. д.?
Кто на чем сидит»
Рассматривание картинок в детских книжках и ответ на вопрос: кто на чем сидит? Бабочка сидит на цветке. Дедушка сидит на скамейке.
17. Где я нахожусь, когда слышу:
Тиканье часов, мяуканье котенка, стук дверей, бульканье воды, воркование голубей, шум машин, тихое пение, шелест страниц.
О МЕХАНИЗМЕ БОКОВОГО СИГМАТИЗМА
Э, Я, СИЗОВА, Э; К, MAKAРОВА
Боковой сигматизм — один из наиболее серьёзных видов неправильного звукопроизношения - следует рассматривать не как изолированное нарушение произношения только свистящих и шипящих звуков, но как частное проявление сложного симитомокомплекса бокового (латерального) произношения большого количества, (до 29!) согласных и некоторых гласных звуков. Нейрофонетический анализ позволил убедиться, в том, что множественность боковых артикуляций сама по себе уже свидетельствует о дизартрическом характере латерального произношения [9J.
Однако нормативные логопедические пособия относят
боковой сигматизм к механическим или функциональным
дислалиям. Лишь небольшая часть авторов склонна расценивать боковой сигматизм как расстройство дизартрического
ряда. В этом отношении прежде всего необходимо ответить
незаконченную работу ленинградского логопеда-практика М.
Н. Рудневой [7), установившей под руководством проф. Н.А.
Крышовой, что боковой сигматизм является следствием «асимметрического развития рече-двигательного аппарата на почве, псевдобульбарных явлений». Некоторые наблюдения: А-
М. Смирновой [121, а затем Л,.В. Мелеховой [4;5] также позволяют относись отдельные случаи бокового сигматизма к
числу различный до степени выраженности дизартрий. -
. Очень ценными являются наблюдения Р, А. Беловой-Да-
вид {1], обнаружившей при боковом сигматизме наличие органических микросимптомов в виде легких афферентные :И
афферентных парезов,, слабости лицевых и подъязычных
черепно-мозговых нервов. Подобное искажение звукопроизношения Р. А; Белова-Давид рассматривает как дизартрическое расстройство, поскольку в его основе лежит нарушение
эфферентной части речедвигательной функциональной системы в ее корковом отделе, «одно- или двуполушарное поражение нервных клеток нижней трети передней центральной извилины» (2)
Наконец, Е. Ф. Соботовхм и Л.Ф.Чернопольская [11) отмечают при боковом сигматизме избирательную неполноценность лишт некоторых мышц языка и губ, обусловленную односторонними парезами подъязычного и лицевого нервов, и поэтому считают возможным отнести боковой сигматизм к стертой форме псевдобульбарпой дизартрии.
К сожалению в специальной литературе отсутствует достаточное освещение неврологических синдромов у лиц, cтрадающих боковым сигматизмом, тогда как именно наличие или отсутствие симптомов органического поражения центральной нервной системы служит критерием при Дифференциальной диагностике между дислалией и дизартрией. Недостаточность теоретического обоснования для понимания этиопатогенического механизма бокового сигматизма и послужила поводом к комплексному медико-логопедическому обследованию детей с боковым сигматизмом.
Болшенство находившихся под нашим наблюдением 40 детей и подростков обучались в специальных речевых школах Ленинграда и прошли у разных логопедов различный курс коррекции бокового сигматизма (однако улучшения звукопроизношения не наступило) (мы акцентируем внимание на трудностях коррекции бокового асигматизма у этой группы детей, ибо направление детей в специальную речевую школу бвло обусловлено невозможностью исправления литерального звукопроизношения обычными логопедическими способами)
При изучении анамнезов обследованных детей и подростков с боковым сигматизмом были обнаружены значительные вредности пренатального периода: токсикоз беременности,
острые распираторные заболевания в 1-й половине беременности хронические болезни матерей (сердечно-сосудистые
заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мчеполовой системы, алкоголизм). Разбор хода предыдущих беременностей Показал самопроизвольные выкидыши и мертворождения (у 5 матерей), частые аборты, предшествовавшие
рассматриваемой беременности (у 13 матерей)
Все наблюдавшиеся дети родились доношенными, кроме 4 наблюдений, где беременность считалась переношенной; в 1 случаи была двойня, по-видимому, однояйцевая (и у обоих мальчиков в дальнейшем обнаружен боковой сигматизм). Ведущей патологией вродах явилась слабость родовой деятельности матери с угрожающей асфиксией плода (16 чел),: потребовавшая у 6 матерей родостимуляции, в 3 случаях — ручной помощи и выдавливания, в одном случае — применения щипцов. Быстрые, стремительные роды отмечались у 8 матерей, раннее отхождение околоплодных вод и сухие затяжные роды - у других12 матерей, Большая часть детей родилась в асфиксии без крика, у 4 из них была обнаружена родовая черепно-мозговая травма. .В двух наблюдениях имела место резус-несовместимость крови матери и родившегося в срок ребенка, причем обменного переливания, крови, не производилось.
Важно отметить, что неблагополучие пренатального периода и патология родов часто сочетались в одном и том же
случае.
Были обнаружены особенности в характере раннего постнатального развития детей с боковым сигматизмом. В периоде новорожденности у части обследованные нами детей
наблюдалось нарушение жизненого ритма ( по терминалогии
К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой и М. Я; Смуглина (8))
Нередко матери жаловались па двигательное беспокойство
и истошный крик младенцев по трое - четверо суток подряд в
самые первые месяцы жизни, когда врач-педиатр не мог объяснить причины этого состояния соматическим заболеванием
ребенка. По мнению вышеназванных авторов подобное поведение младенца могло свидетельствовать об остротекущем
нарушении мозгового кровообращения и непосредственных
последствиях асфиксии.
У 5 детей (из 16 родившихся в асфиксии) состояние сразу после рождения было настолько тяжёлым," что их не показывали матерям в течение первых 4-10 дней. Некоторых детей поздно приложили к груди (через сутки и более) Но и при своевременном прикладывании к груди некоторые дети отказывались сосать, не могли .удерживать сосок. У части детей сосательный рефлекс появился только через несколько дней после рождения. На подобные нарушения сосательного рефлекса у детей, которым позже ставился диагноз церебрального паралича, указывают М.Б.Эйдинова и Е.Н.Правдина-Винарская (13). По предложению К. Л. Семеновой с соавт. |8|, подобным нарушениям акта сосания мог способствовать парез артикуляционных мышц и языка. У 8 детей в ранний постнатальный период отмечались частые срыгивания н поперхивания, а позже затруднения в жевании и глотании твердой нищи.
С некоторой задержкой происходило у обследованных нами детей развитие части установочных рефлексов и локомоторных функций. У12 детей наблюдалась невозможность удерживать головку в вертикальном положении до 5-7-месячиого возраста. 9 детей научились устойчиво сидеть без опоры после 8-9 месяцев, а в 2 случаях — только после 1 года. Затруднительным оказался и переход к прямохождению: 7 детей овладели ходьбой лишь в возрасте 2-4 лет; у некоторых детей даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности: либо излишне долго наблюдались явления пронульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стоны, длительное время продолжая ходить на носках.
Все наблюдавшиеся нами дети часто и подолгу болели в раннем возрасте: были подвержены простудным заболеваниям, детские инфекции протекали у них в тяжелой форме. Болезни нередко сопровождались бессознательными состояниями, судорожными припадками па высоте температуры, что позволяет предполагать протекавшее одновременно с соматическим заболеванием поражение нервной системы. У 5 детей судорожные припадки, принимавшие иногда статусоподобное течение, возникали впервые на фоне полного здоровья, чаще в ночное время, и имели тенденцию к повторению через различные промежутки времени. Такая судорожная готовность свидетельствует о церебральной патологии, однако, к сожалению, ни но медицинским документам, ни со слов матерей этого выяснить не удалось (непосредственно после судорожного припадка только у одной девочки была диагностирована эпилепсия, у одного мальчика - детский церебральный паралич с правосторонним гемипарезом). Судорожные припадки, как правило, закапчивалась в дошкольном возрасте и больше не повторялись.
Серьезные нарушения отмечались и в развитии речи обследованных детей с боковым сигматизмом. Как явствует из анамнеза, только у 12 детей речь развивалась нормально и по времени появления первых слов, и по дальнейшему накоплению словаря. Однако родители отмечали, что речь была очень неразборчивой, непонятной даже для матери, и иногда непонимание окружающих служило причиной появления невротических реакций у ребенка (плач, крик, двигательное беспокойство). У 6 детей первые слова появились к концу 1-го года жизни, но замедленными темпами проходило обогащение словаря и развитие грамматического строя, так что фразовая речь появилась лишь после 3-4-летнего возраста. У остальных 22 детей как появление первых слов, так и дальнейшее развитие речи происходило со значительной задержкой, при этом у 5 из них не было лепета. Позднее появление фразовой речи у б детей с боковым сигматизмом сопровождалось одновременным появлением заикания.
В ходе логопедического обследования диагноз бокового сигмагизма был подтвержден посредством проб «постукивания» и «прослушивания» [10]. При двустороннем боковом сигматизме удавалось установить большую утечку воздуха справа или слева, поэтому диагноз правостороннего бокового сигматизма был поставлен всего в 28 случаях, левостороннего — в 12 (в это количество включены и случаи межзубно-бокового сигматизма: 4 — правостороннего и 1 — левостороннего).
У обследованных детей были выявлены особенности в строении отдельных частей периферического отдела артикуляционного аппарата и его функции. Подвижность лицевой и артикуляционной мускулатуры: щек, губ, челюстей, языка, мягкого неба — определялась с помощью различных артикуляторных упражнений. При этом обращалось внимание на такие параметры, как объем движения, точность и четкость выполнения, длительность удержания позы, способность к переключаемое, наличие синкинезий, состояние тонуса. Предлагались как простые движения, применяемые при неврологическом исследовании черепно-мозговых нервов (открывание рта, оскаливание зубов, высовывание языка, «улыбка»), так и более сложные, используемые в логопедической практике для коррекции свистящих и шипящих звуков и применяемые в невропатологии как усложненные .функциональные пробы (доставание языком до носа, боковые движения языка, «чашечка», «горбатый мостик» и др. ).
Уже в процессе выполнения этих движений были обнаружены симптомы, позволявшие предположить такое нарушение функции артикуляционного аппарата у детей с боковым сигматизмом, которое было обусловлено выпадением или ослаблением иннервации некоторых черепно-мозговых нервов и, как правило, имело избирательный характер, проявляясь в виде нерезко выраженных микроизменений.
Обращалось внимание также па функции дыхательного и голосового аппаратов детей с боковым сигматизмом. У 7 детей дыхание при речи было укороченным, голос тихий, недостаточной силы и звонкости. У 4 наблюдалась утечка воздуха через носовые ходы и гнусавый оттенок голоса (независимо от боковой утечки воздуха). Серьезных мелоднко-иптонационпых нарушений не было обнаружено за исключением убыстрения темпа речи у 3 детей и некоторой монотонности речи у небольшой части детей.
В результате неврологического обследования у всех детей, страдающих боковым сигматизмом, удалось обнаружить изменения, которые принято относить к минимальной органической (церебральной) дисфункции.
Прежде всего обнаружены различные поражения функции глазодвигательных нервов, проявившиеся в форме легкого одностороннего птоза (5 чел.), сходящегося или расходящегося косоглазия (5), нарушены акта конвергенции (6 чел. ) и горизонтального нистагма (3 чел.).
Частым было поражение VII (лицевого) нерва в комбинации с поражением XII (подъязычного) нерва с той же стороны. Почти у половины детей обнаружено отклонение языка в сторону при высовывании, у 11 — односторонний пареЗ лицевой мускулатуры по центральному тину. У небольшой группы детей отмечен парез одной половины языка с ее атрофией, фибриллярные подергивания в языке, что следует отнести к явлениям бульбарной недостаточности. Наблюдались ограничения движений языка либо неловкость, неточность, невозможность длительного удержания позы при достаточном объеме движений.
У 8 детей отмечалось отклонение в сторону маленького язычка, в некоторых случаях с легким парезом небной занавески с противоположной стороны, что свидетельствует об одностороннем поражении X (блуждающего) нерва.
Явления псевдобульбарного пареза, сопровождавшегося симптомами орального автоматизма, отмечены у 4 детей, 2 из которых с момента рождения страдали гиперсаливацией. Излишнее выделение слюны при речи наблюдалось у большинства детей с боковым сигматизмом.
Обращали на себя внимание различного рода синкинезии, возникавшие при выполнении проб па подвижность артикуляционных органов: опускание века с приведением глаза кнут-ри при высовывании языка; приведение глаза внутри, к носу при выгорбливании языка «мостиком» и при выполнении некоторых других «трудных» заданий («чашечка»).
Симптомы поражения пирамидного пути наблюдались у 11 обследованных, однако лишь у 2 в форме грубых гемипарезов; в форме рефлекторных гемисиндромов — у 9 детей, у одного из которых в прошлом был гемипарез. Симптомы двусторонней пирамидной недостаточности в виде повышения глубоких рефлексов с расширением рефлексогенной зоны коленных рефлексов и двусторонним симптомом Бабинского встретились в 3 наблюдениях, в 1 из которых ранее был легкий тетрапарез и в другом — литтленодобный синдром. Патологические рефлексы отмечались почти у всех при пирамидной недостаточности, иногда же проявлялись симптомом Бабинского без других признаков поражения пирамидного пути. Неловкость моторики при отсутствии парезов конечностей отмечена у 9 детей, легкая апраксия в руках — у 5.
Гиперкинезы характера атетозных были выявлены у 2 детей с пирамидной недостаточностью, и у 3 других имели место хорееформные гиперкинезы.
Умеренная компенсированная гидроцефалия обнаружена у 5 детей, умеренная микроцефалия, сопровождавшаяся снижением интеллекта до степени дебильности, — у 2 детей. У части обследованных обнаружены симптомы психофизического инфантилизма. У 4 имел место психопатоподобный синдром, один страдал адинозо-генетальным ожирением. Почти у половины обследованных патология со стороны нервно-психической сферы проявлялась, помимо указанных симптомов органического поражения нервной системы, церебрастеническим синдромом различной степени выраженности. Основными были жалобы на раздражительность, плаксивость, быструю утомляемость, плохой сон, головные боли, повышенное двигательное беспокойство, па фоне которых у части детей развились ночные страхи, энурез, снохождепие.
Обращала на себя внимание сравнительная частота так называемых дисиластических признаков: многообразные зубочелюстиые аномалии, высокое нёбо, асимметрии лицевого скелета и грудной клетки, недоразвитие и деформация ушных раковин.
Левшество отмечено в б случаях, многие дети оказались скрытыми левшами и 2 одинаково владели как правой, так и левой руками.
Таким образом, анализ неврологических находок у детей с боковым сигматизмом позволяет сделать вывод о том, что в основе этого своеобразного фонетического искажения на первый план выступает расстройство в речедвигательной функциональной системе, вызванное эфферентными нарушениями проводимости импульсаций. Все дети обнаруживают признаки органического поражения центральной нервной системы (часто диффузного), сущность которого сводится к следующему.
Наиболее часто и наиболее отчетливо выступает синдром поражения кортико-бульбарного пути (одно- или двусторонний), при котором выявляется страдание проводящих путей к ядрам VII, XII нервов и двигательным ядрам IX-X нар черепно-мозговых нервов. Возникают центральные парезы .артикуляционной мускулатуры; в клинике этот синдром рассматривается как центральная, или псевдобульбарная, или спастическая дизартрия.
Несколько реже обнаруживаются признаки поражения периферического нейрона в форме ядерного страдания XII, IX-X пар черепно-мозговых нервов на уровне продолговатого мозга, что приводит к развитию периферического пареза в артикуляционной мускулатуре. В клинике патология такого рода трактуется как периферическая, или бульварная, или паретическая дизартрия.
При поражении базальных ганглиев, проявившемся стреальным синдромом (гиперкинезы), можно было говорить о подкорковой, или гиперкипетической форме дизартрии.
Ни в одном из наблюдении не было выявлено симптомов мозжечковой дизартрии.
У тех детей, которые по данным анамнеза имели задержку в развитии речи, были также обнаружены симптомы поражения проводящих путей. Подобные изменения, по справедливому замечанию Е. М. Мастюковой [3],носят псевдоалалический характер и связаны не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной слабостью в связи с недостаточностью кинестетического отдела речедвигательной функциональной системы.
В этом отношении представляют интерес двое детей с боковым сигматизмом, у которых правосторонняя пирамидная недостаточность могла дать основание предполагать поражение центра Брока. Выявление альтернирующего пареза Джексона в обоих случаях позволило говорить о патологии на уровне продолговатого мозга.
Многие дети, помимо поражения кортико-бульбарных связей или ядер черепно-мозговых нервов, участвующих в акте звукопроизношепия, обнаруживали признаки поражения кортико-спипалыюго пути. В других наблюдениях было поражение глазодвигателей, гидроцефалия, снижение интеллекта до степени дебильности, эпилептиформные припадки. Это убеждает в том, что у данной группы детей боковой сигматизм является результатом сложного многосистемного поражения.
Итак, можно говорить о смешанном характере поражения при боковом сигматизме: чаще всего симптомы центральной дизартрии проявлялись в комбинациях с периферической или гиперкинетической формами, в других случаях — центральной дизартрии в сочетании с алалическими или чаще псевдоалалическими симптомами.
Анализ литературы, касающейся изучения расстройств речи при детских церебральных параличах, позволяет обнаружить большое сходство в описываемых нарушениях речи и неврологической симптоматике с таковыми у наблюдавшихся нами детей и подростков с боковым сигматизмом.
В этом отношении более других нам импонирует классификация И. И. Панченко и Л. А. Щербаковой [6], которые выделяют 8 форм дизартрического нарушения речи на основе ведущего неврологического синдрома общих двигательных нарушений и аналогичных нарушений речедвигательной сферы. У большинства обследованных нами детей с боковым сигматизмом серьезные нарушения деятельности онорно-двигателышго аппарата были к моменту обследования практически неощутимы. Ведущей патологией в их развитии явился речедвигательный дефект в виде латерального произношения.
Анализ комплексного невролого-логопедического обследования позволяет отнести боковой сигматизм к смешанным формам спастико-паретической и реже спастико-гиперкинетической дизартрии, иногда в сочетании с псевдоалалическими симптомами. Дизартрия при латеральном произношении имеет чаще всего стертый, нерезко выраженный характер в связи с избирательной неполноценностью различных участков языка и артикуляционной мускулатуры.
Все вышеизложенное позволяет сделать 2 основных вывода:
1 Боковой сигматизм является результатом органического поражения центральной нервной системы и должен рассматриваться как расстройство дизартрического ряда разной степени выраженности.
2 Учет этио-патогенетического механизма бокового сигматизма требует комплексного подхода к его устранению при тесном сотрудничестве логопеда и детского психоневролога.
Литература
1. Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукоироиЗпошением. - «Специальная школа», 1967, №1.
2. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
3. Маслюкова Е. М. Патология речевого развития и пути ее преодоления у детей раннего возраста, страдающих церебральными параличами. - Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров, т. 2. М., 1969.
4. Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической
работы при различных формах дислалии. - В сб.: «Воп-
росы дефектологии». М., 1964.
5. Мелехова Л. В. Дифференциация днелалий. - В сб.:
«Очерки но патологии речи и голоса», вып. 2. М., 1967.
6. Паиченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и апарт-рическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. - В сб.: «Нарушения речи и голоса у детей». М., 1975.
7. Руднева М. Н. К вопросу динамики некоторых речевых нарушений. Совещание но вопросам физиологии и патологии речевой деятельности. Л., 1955.
8. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
9. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма. - В сб.: »Речевые и психические нарушения у детей и пути их реабилитации». Л., 1978.
10.Сизова Э. Я. Распознавание бокового сигматизма. - В сб.: «Проблемы обучения и воспитания аномальных детей». Л., 1978.
11.Соботович Е. Ф., Черноиольская А. Ф. Проявление стертых дизартрии и методы их диагностики. - «Дефектология». 1974, №4.
12.Смирнова А. М. К вопросу о классификации расстройств произношения. - «Вопросы патологии речи», т. XXXII (81), Харьков. 1959.
13.Эйдинова М. Б., Правдипа-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.
НЕЙРОФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БОКОВОГО СИГМАТИЗМА
Э, Я. СИЗОВА
Боковой сигматизм — сложное расстройство фонетической стороны речи,проявляющееся в искаженном произношении большого количества звуков.
В специальной литературе лишь несколько авторов отмечают одновременное латеральное произношение звуков нескольких фонетических групп, На боковое артикулирование свистящих, шипящих, Т, Д, изредка Р указывают М. Зееман (1962), И. Weinert (1966), Ф. Ф. Pay (1968). Отмечают paспространение бокового произношения и нагруппу задпеязычных: назвук X (А. Либманн, 1901, М. Зееман, 1962, Weinert, 1966), намягкие варианты К, Г, X, (О. В. Правдина 1969). По данным Л. В. Мелиховой и М. Ф Фомичевой (1967J при боковом сигматизме искажаются свистящие, шипящие и «все смягченные». Н. Weinert (1966) отмечает латеральное артикулирование даже гласных И, Е наряду с боковым произношением согласных. Наконец, A. Liebmann (1898) и ЩЗееман (1962) наблюдали при боковом сигматизме своеобразное произношение звука Л.. Все этиавторы лишь перечисляют «боковые» звуки, фиксируя внимание навнешнем, акустическом эффекте ихнеправильного произношения, однако неанализируя, каким образом и почему латеральное искажению подвергаются именно эти группы звуков.
Попытка нейрофонетического анализа сущности бокового сигматизма встречается лишь у О. В. Правдиной (19691 которая считает, что множественность боковых артикуляций сама посебе уже подтверждает органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.
Логопедическая литература относит к дизартриям речевые расстройства, обусловленные органическим поражение
центральной нервнойсистемы. Однако неудалось обнаружить работ, освещающих неврологические синдромы при боковом сигматизме.
Представилось необходимым проанализировать фонетические расстройства при боковом сигматизме, ибо, по мнению ,Е. Н. Винарской (1973), дифференциальную диагностику, дизартрий и определенные тонические выводы можно проводить не по сопутствующим дизартрии общим неврологическим симптомам, «а непосредственно но характеру расстройств артикуляции».
У находившихся под нашим наблюдением 40 детей учитывалось прежде всего латеральное произношение свистящих и шипящих, однако одновременно с боковым сигматизмом были обнаружены множественные латеральные искажения произношения определенных согласных (чаще в мягких вариантах) и некоторых гласных звуков. Нередко боковому сигматизму сопутствовали нарушения произношения звуков иного, нелатерального характера.
Большинство обследованных учащихся имели боковой сигматизм в группах и свистящих, и шипящих звуков; двое — лишь в группе шипящих; двое при латеральных шипящих произносили свистящие межзубно. У четверых боковой сигматизм наблюдался только в группах свистящих при нормальных шипящих, однако трое из этих детей произносили латерально еще и мягкие варианты переднеязычных, заднеязычных, Й и йотированные гласные.
Артикуляции латерально произносимых свистящих и шипящих резко отличались от типичных для русской фонетической системы артикуляторных укладов, характеризующихся четко дифференцированной работой кончика и разных частей спинки языка, при обязательной опоре боковых краев широкого языка па боковые зубы. В обнаруженных разнообразных вариантах артикуляции латеральных свистящих и шипящих звуков отсутствует самый характерный отличительный момент артикуляционного уклада русских фрикативных согласных: серединная щель. К боковым щелевым в русской фонетической системе относятся только Л и Л'. При боковом сигматизме (об этом говорит и само название дефекта) щели, так же как и при Л, образуются по бокам языка, поскольку проход воздушной струи посередине ротового резонатора невозможен вследствие смыкания с Верхними зубами (или с небом) либо копчика языка, либо Спинки языка, либо даже бокового края языка. При боковом Сигматизме изменяется не только расположение, но и форма щели. Нормально артикулируемые русские свистящие С и 3 носят название круглощелевых (М. И. Матусевич, 1959), поскольку при их произношении образуется круглая щель форме продольного желобка по средней линии языка. При боковом же сигматизме вследствие опускания боковых края языка или отклонения отдельных частей языка разрушает серединное продольное округлое углубление, воздух «растекается» по всей поверхности языка и выходит по бокам. Искажение артикуляционной структуры, отсутствие «желобка» приводит к такому изменению объема и формы резонирующих полостей, что шум при образовании С и 3 становится уже не свистящим, а приобретает шепелявый хлюпающий характер.
Эти изменения артикуляционной структуры сами по себе
«приоткрывают» этионатогенетический механизм бокового
сигматизма. Превращение круглощелевых в плоскощелевых
по Е. Н. Винарской и С. II. Шур (1967), является обязательным следствием паретичности мышц языка. При боковом
сигматизме очевидна нарушенная работа мышц языка, часто
и мышц губ, щек, нижней челюсти, участвующих в артикуляторном акте произношения свистящих и шипящих. Наиболее ярок это нарушение функции проявляется в искажен
деятельности мышц и отдельных мышечных пучков язык
иннервируемых подъязычными нервами.
В большинстве случаев наблюдавшегося нами бокового сигматизма обращала на себя внимание избирательность нарушений, при которых проявляется ограничение подвижности только одной половины языка или определенного участка языка. Как свидетельствует Е. II. Винарская (1973), по данным Л. В. Блюменау (1924), Barnard (1940), А. М. Гринштейна (1956), J. Hayashimoto (1960), В. Н. Лариной (1966), в ядре подъязычного нерва обнаружены клеточные скопления, имеющие отношение к различным группам мышц. В частности подбородочно-язычная и подбородочно-подъязычная мышцы, с одной стороны, и подъязычно-язычная мышца, с другой стороны, иннервируются различными клеточными скоплениями ядра подъязычного нерва.
При нормальном артикулировании свистящих звук подбородочно-язычная и подъязычно-язычная мышцы должны оттягивать переднюю часть языка вниз для образования «желобка». Одновременно с этим поперечные мышцы языка стягивают язык к его средней продольной линии, поднимая боковые края языка при образовании «желобка». Для нормального произношения большинства русских согласных крайне важно приподнимание боковых краев языка с опорой на боковые зубы, благодаря чему образуется серединная щель для прохода воздуха. При боковом сигматизме происходит активное сокращение поперечных мышц с одновременным растягиванием вертикальных и продольных мышц, приводящих к суживанию, округлению языка. В норме такому округлению препятствует антагонистическое расширение средней части языка шилоязычной мышцей.
При нормальном произношении звуков во всех движениях языка по средней линии одноименные мышцы правой и левой стороны работают как агонисты. При боковом сигматизме деятельность различных мышц на одной стороне, как правило, искажается. Происходит одностороннее сокращение шилоязычной мышцы и продольных мышц языка, в результате чего язык отклоняется в сторону. По данным Е. Н. Винарской (1973), в случае работы подъязычно-язычных и шилоязычных мышц язык отклоняется в сторону более напряженных мышц, а при работе подбородочно-язычных мышц — в сторону менее напряженных.
При некоторых структурах бокового сигматизма наблюда