Санитарно-гигиенические противоэпидемические
ТРЕБОВАНИЯ К БУФЕТНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ
Извлечения из “Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц (СанПин 5179.90), утвержденные Главным Государственным санитарным врачом 29.06.90г. и СанПин 42- 123.5777-91 (для предприятий общественного питания).
1. Общие положения
1.1. Заведующий палатным отделением несет ответственность:
- за общее санитарное состояние буфетной, соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены персоналом буфетной;
- своевременное оформление заявок и организацию дезинсекции и дератизации согласно договору с дезотделениями;
- организацию и проведение дополнительных профилактических мероприятий по эпидпоказаниям;
- допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и не сдавших санминимума;
- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, санитарной одежды и др. предметов в соответствии с табелем материально-технического оснащения
1.2. Старшая сестра отделения обеспечивает:
- организацию и контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима;
- контроль за условиями доставки и температурой горячих и холодных блюд на раздаче;
- проведение занятий по изучению санитарных правил лицами, поступающими на работу, а также ежегодную проверку знаний персоналом буфетной;
- организацию и контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, соблюдением техники безопасности при работе с дезинфектантами;
- комплектацию и своевременное пополнение аптечки для оказания первой медицинской помощи;
- контроль за температурным режимом и качеством мытья посуды, приготовлением моющих и дезинфицирующих средств;
- контроль за условиями хранения, сроками реализации и соответствием блюд назначенным диетам (пищи, доставляемой с пищеблока больницы и личных продуктов пациентов, передаваемых посетителями);
- контроль за наличием личных медицинских книжек с отметкой о прохождении периодических медицинских обследований, организацию бакобследований персонала (по эпидемическим клиническим показаниям);
- организацию и проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов отделения.
1.3. Ответственность за состояние рабочего места, выполнение правил личной гигиены, выполнение технологических и санитарных требований на своем участке несет каждый работник буфетной.
2. Санитарные требования к личной гигиене персонала.
2.1. Лица, поступающие на работу на предприятие общественного питания, обязаны пройти медицинский осмотр в соответствии с действующим приказом Минздрава СССР №555 от 29.09.8……. «О совершенствовании системы в медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и прослушать курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.
До предоставления результатов медицинских обследований и сдачей зачета по санитарному минимуму указанные лица к работе не допускаются.
2.2. На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.
2.3. Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:
- приходить на работу в чистой одежде и обуви;
- оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;
- коротко стричь ногти;
- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;
- при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения тщательно мыть руки с мылом желательно дезинфицирующим;
- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
- сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.
2.4. Категорически запрещается:
- носить ювелирные украшения, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками (при порционировании и раздаче пиши, мытье посуды),
- принимать пищу, курить на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).
В буфетной должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.
Слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтными работами, допускаются к работе в буфетных в чистой санитарной одежде.
В буфетных отделениях должно быть предусмотрено два раздельных помещения, с моечной посуды, с установкой 5-гнездной ванны (при наличии 3-х и 4-секционных ванн дезинфекцию посуды осуществляют в отдельных емкостях).
Моечные ванны должны присоединяться к канализационной сети с разрывом струи не менее 20 мм от верхней приемной воронки. В моечных должны быть установлены резервные электротитаны с подводкой воды к моечным ваннам.
3. Доставку в отделение и раздачу готовой пищи производят не позднее 2-х часов с момента ее приготовления.
До момента раздачи первые и вторые блюда должны находиться на горячей плите.
При раздаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру не ниже 75 градусов, вторые – не ниже 65 градусов, холодные блюда и напитки – от 7до 14 градусов С.
Категорически запрещается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.
Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздача пищи должна производиться в халатах с маркировкой «для раздачи пищи». Контроль раздачи пищи в соответствии с назначенными диетами осуществляет старшая медицинская сестра. Не допускается к раздаче пищи младший обслуживающий персонал.
Медицинские книжки буфетчиц должны храниться в буфетных отделениях
4. В местах приема передачи и в отделениях должны быть вывешены списки разрешенных (с указанием их предельного количества) и запрещенных для передачи продуктов.
Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения должна проверять соблюдение правил и сроков хранения пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения, в тумбочках больных.
Передачи для больных должны передаваться в целлофановых пакетах с указанием Ф.И.О. больного, даты передачи. При обнаружении пищевых продуктов с истекшим сроком хранения, хранящихся без целлофановых пакетов (в холодильниках), без указания Ф.И.О. больного, а также имеющих признаки порчи, они должны изыматься в пищевые отходы. О правилах хранения передач больной должен: быть информирован при поступлении в отделение.
В отделениях дежурными медсестрами должно проверяться соответствие передаваемых пищевых продуктов диете больного, их количество, доброкачественность.
5. В моечной буфетной должна быть установлена (выделена) отдельная ванна мытья кухонной посуды и выделено место для ее хранения.
Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения больницы используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся крышками посуду. Лица, выполняющие выгрузку и доставку пищи в отделение, должны иметь санитарную одежду (халат, рукавицы).
Категорически запрещается использование на пищеблоке и в буфетных отделениях эмалированной посуды (ведер, кастрюль) для перевозки или хранения готовой пищи: и пищевых продуктов.
При транспортировании готовой пищи внутри лечебно-профилактического учреждения с помощью тележек кастрюли, ведра, термосы должны быть плотно закрыты крышками. Ежедневно, а в случае загрязнения и после каждой перевозки готовой пищи, тележки должны промываться.
Запрещается переливание кисломолочных напитков в мелкой расфасовке (кефир, ряженка, простокваша и др.) в котлы – их порционируют непосредственно :из бутылок, пакетов в стаканы или подают на раздачу в заводской упаковке.
Транспортировка хлеба должна осуществляться в полиэтиленовых или клеенчатых (транспортных) мешках (однако хранение хлеба в них не разрешается!). Периодически мешки должны промываться и просушиваться. Допускается перевозка хлеба в закрытых крышкой емкостях (ведрах, кастрюлях и т.п.).