Действие с определенной окраской
Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опустить руку), мы увидим, что у многих это получилось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же действие, придав ему определенный душевный оттенок, определенную окраску (например: осторожность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует легкое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то настороженность, кто-то нежность.
Мы намеренно привлекаем внимание участников к окраске действий, так как именно на нее интуитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по языку телодвижений).
Техники:
Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированное психотерапии":
1. Предмет по кругу.
2. Фраза по кругу.
3. Эмоция по кругу.
Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует несколько вариантов упражнения.
Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй принимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивается" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.
Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.
Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:
— участники сидят в кругу с открытыми глазами;
— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;
— участники лежат "звездой" (головы во внутреннем круге);
— участники лежат "звездой" (головы во внешнем круге).
Психологический жест
Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?
Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты (ПЖ) являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.
Техники:
1. Представление.
Участники становятся в круг.
"Пусть каждый по очереди представится, назовет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фамилию — как угодно) и сделает какое-либо движение, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно наблюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".
После того, как все участники представятся подобным образом, начинается групповое обсуждение виденного и слышанного.
2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.
1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,
напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"
2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использовались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список использованной литературы).
3. ПЖ "Закрытие".
"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".
Сделайте частный жест, соответствующий "закрытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.
— Слегка наклоните голову вперед;
— Слегка согните колено правой ноги;
— Скрестите руки;
— Поднимите скрещенные руки к подбородку;
— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;
— Ладони рук поверните от себя;
— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;
Прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закрытию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с собой".
4. ПЖ "Раскрытие ".
"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".
5. Походка.
Упражнение отрабатывается в парах. Один участник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не соответствуют создаваемому образу в целом? "Наблюдатель" делится своими наблюдениями с партнером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.
6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).
Упражнение выполняется группами по 6-8 человек.
Каждый участник называет свое имя и фамилию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движениями и позами это имя ассоциируется (принимая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, говорить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.
После того, как ПЖ построены для каждого участника группы, группа демонстрирует композицию
ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.
7. Мой ПЖ.
Участникам предлагается нарисовать свой "привычный" ПЖ.
8. Скульптор и глина.
Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.
1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают глаза. Скульпторы выбирают себе комочек глины, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую придает ей скульптор. Скульптор лепит из глины скульптуру человека, который исполняет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд. Участник, исполняющий роль глины, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.
2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд.
3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпторы выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).
4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульптурами себя) они хотели бы работать.
5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скульптору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.
6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульптуры), может "сбросить" свою проблему, освободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обязательно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скульптор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.
7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсудить его на группе.
Групповые импровизации
Упражнение "Звук имени — движение" из предыдущего раздела — одна из групповых импровизаций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".
Техники:
1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам".
Выполнение всех упражнений тренинга связано с работой воображения, которое сначала "запускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "активного воображения".
5. Разговор с болью.
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушайтесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бедро, ...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидьте его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопитесь. Что вы видите по сторонам ? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рассмотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете помочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит? ... Найдите возможность попрощаться... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, открывайте глаза".
Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведущему, проводящему упражнение, необходимо убедиться, что все участники "вернулись" из путешествия.
2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).
1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, реплику, пожелание), с которой вы хотели бы обратиться к своему телу.
2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:
— в .... году я появилось на свет;
— помню вкус материнского молока;
— помню первый ночной страх;
— помню ... болезнь;
— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;
— помню первую сигарету;
— помню волнение перед ...;
— помню первый сексуальный контакт;
— помню рождение первого ребенка;
и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не заботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.
3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хотели бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.
4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выбранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощущения того момента. Ощутите их сейчас. Какие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слышимыми, кинестетическими, могут быть не сразу понятными. Откройте глаза, запишите образы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.
Когда ваш диалог будет закончен, найдите возможность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".
Использованная литература:
1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехника", М., 1993.
2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Искусство", 1986.
3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).
4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.
5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Россия", 1969.
6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М , "Прогресс", 1992.
7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать человека словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.
3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души
Выразительные движения человека — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.
Однако в повседневной жизни язык тела используется чаще всего бессознательно. Поэтому случается, что в определенных ситуациях человек может вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожидает, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность осмысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.
В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей индивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру — развитие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.
Некоторые принципы построения методики тренинга
Упражнения тренинга носят танцевальный , музыкально-пластический характер. Танцевальная пластика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцевальных форм и стилей; она носит свободный, во многом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержательными их свойствами: музыкальностью, образностью, полнотой индивидуального "проживания".
Использование музыки в тренинге продиктовано ее глубинными связями с эмоционально-двигательной сферой человека. В упражнениях она служит не просто "эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного "резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструментальная музыка, как правило, без песенных текстов).
Образное содержание упражнений — это смоделированные, символически выраженные эмоционально-пластические состояния человека, способы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщенный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с образным перевоплощением. Такое "оформление" упражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личностные проблемы.
Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига движения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодвижениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановочном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что ?>го — не тело движется, это танцует душа.
Каким же образом можно достичь подобного эффекта?
Основой для разработки методики тренинга послужило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер движений человека
отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — использование в тренинге двух "встречных",взаимодополняющих методов:
— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;
— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствующее переживание, отношение.
Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное упражнение, "погружается" ли в него.
В связи с этим, обязательным становится требование к участникам стараться в ходе каждого упражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и способным к наиболее непринужденному самовыражению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих движения).
Структура тренинга и символика упражнений
Трехдневный тренинг состоит из четырех циклов упражнений:
— групповые "ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);
— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);
— взаимодействие с партнером (2-й день);
— совместное творчество в группе (3-й день).
В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс становления свободной творческой индивидуальности.
В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу неделимого "МЫ", где проявления каждого не индивидуализированы. Это достигается тем, что все одновременно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Сопровождение движения пением или голосовым звукоподражанием позволяет более легко и естественно добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ритуальных танцев" помогает воссоздать нужный настрой, сходный, вероятно, с первобытным состоянием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени) , к которому принадлежит, но и ощущает свою "включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчиненность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жестких" рамках ритуала), но есть чувство принадлежности и защищенности.
Упражнение второго цикла строятся по принципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участники могли сосредоточиться на собственных эмоционально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер выполнения движений, но каждый участник реализует его по-своему, так, как "просит его собственное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступающие в качестве направляющих ориентиров в условиях открывающихся возможностей для самостоятельности и творчества.
В этом цикле — две серии упражнений.
Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения исполнителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепенно уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возможностям.
Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена
по принципу контрастного сопоставления музыкально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с собой, принятие в себе всех присущих людям проявлений.
Третий цикл упражнении построен на взаимодействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жестами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упражнения к другому), а также в синхронизации движений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип прикосновения, который партнеры реализуют творчески: выстраивают взаимодействие с учетом ответных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свободнее переживать и выражать свое отношение к другому.
Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот развития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность свободных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем предыдущим ходом тренинга, в результате накопления некоторого опыта взаимодействия и взаимопонимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, переживаниями и способами взаимодействия.
Описание упражнений
Разминка (вводное упражнение)
Рекомендуется начинать с нее каждый день тренинга (особенно первый и второй). Цель разминки — создать у участников нужный эмоциональный настрой на движение с музыкой; "разогреть" все тело и подготовить его к последующей работе; сбросить накопившееся напряжение, расслабиться. Кроме того, разминка помогает тренеру выявить репертуар движений участников, и в случае необходимости он может предложить (с помощью собственного показа) некоторый их набор для расширения, обогащения этого репертуара.
В зависимости от задач, которые преимущественно решаются в разминке (обращение репертуара движений или выявление его объема у участников), тренер может давать разные инструкции: двигаться в соответствии с предлагаемым образцом или "кто как хочет".
Продолжительность разминки 15-20 минут. Она выполняется под запись нескольких, следующих
друг за другом (без пауз), разнохарактерных инструментальных произведений, преимущественно современного эстрадного стиля, более или менее близкого к повседневно звучащей и привычно воспринимаемой музыке. Это позволяет достаточно легко и естественно перевести участников с разным уровнем музыкально-двигательной подготовки к последующим упражнениям, выполняемым под музыку иных направлений и стилей.
Движения в разминке ориентируются на характер звучащей музыки и могут включать элементы качания, топания, трясения, хлопания, потягивания, маховых движений и т.п., помогающих сбросить мышечное напряжение. В ходе разминки возрастает физическая нагрузка за счет перехода от спокойного шага к бегу, а затем к прыжкам, а также благодаря постепенному увеличению амплитуды, динамики движения, все более активному участию в целостном движении корпуса (шеи и плеч). При этом каждый участник дозирует для себя нагрузку самостоятельно. В конце разминки (на последней музыкальный фрагмент) выполняются спокойные покачивания, уменьшающие интенсивность движения, позволяющие восстановить ровное дыхание.
После разминки дается упражнение на расслабление, или "отдых" (лежа на спине в позе "звезды"), которое может сопровождаться не громкой спокойной музыкой. Затем можно предложить участникам обсудить свои ощущения, впечатления, замечания в ходе разминки и позже, в процессе расслабления.
Цикл упражнений групповые "ритуальные танцы"
Общая процедура работы с упражнениями:
— показ и разучивание основных движений танца, мелодии и текста,
— пробное исполнение танца с пением (звукоподражанием);
— разъяснение нюансов исполнения, краткий рассказ о ситуации, в которой исполняется тот или иной танец, создания у участников соответствующего образного представления, а также — объяснение, что делать после окончания танца;
— собственно исполнение танца как развернутого действия;
— самонаблюдение в состоянии расслабления и молчания (остаться стоять в кругу, расцепив руки и закрыв глаза, или, опустившись на пол, лечь на спину в позе "звезды");
— обсуждение участниками своих впечатлений.
I.I. Танец "Мать-Земля" (стилизация под ритуал)
Исполняется под аккомпанемент бубна.
Участники располагаются общим кругом, левым боком к центру.
Основное движение — переменный приставной шаг друг за другом вправо по кругу: шаг правой ногой вперед — левую приставить и т.д. При этом шаг выполняется на присогнутых ногах, всей стопой в пол, с топанием. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с землей
Ритуалы древних племен, посвященных Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, топая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это воспринималось, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже приседают танцоры, тем ближе они к Матери-Земле, тем раньше встречают они силу земную и тем сильнее становятся.
Тренер стоит в центре круга с бубном в руках. После вступительных 4-х ударов участники начинают танцевать, сопровождая движения пением первой партии в один голос (темпоритм задается тренером на бубне). Постепенно танцоры могут добавлять к основной мелодии подголоски, импровизировать в ритме шагов или хлопков (в ладоши, по корпусу, ногами), "вплетая" их в основу общего равномерного ритма. Почувствовав "включенность" участников в общее действо, тренер начинает вести вторую песню на фоне первой, которую продолжают петь танцующие в кругу. Постепенно они, по одному присоединяются к партии ведущего, и таким образом, получается наложение двух текстов, при котором преобладает то один, то другой. Танец исполняется с многократным повторением заданных текстов, развиваясь самопроизвольно, (почти) без руководства тренера, пока постепенно не затихает.
1.2. Ритуальный танец северо-американских индейцев
Исполняется под аккомпанемент ритмического музыкального инструмента (бубен, маракас).
Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за руки (внизу). Основное движение — приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево — правую приставить, левой шаг влево — правую приставить и т.д.
Тренер стоит в центре круга и на бубне дает вступительные 4/8 ударов, после чего участники начинают одновременно движение и пение (в оригинальном варианте). Во время исполнения танца тренер аккомпанирует на инструменте равномерными ударами, лишь изменяя динамику (громкость), слегка ускоряя или замедляя темп. Этим он как бы "заводит" исполнителей, способствуя их вовлеченности в действо. Затем на фоне звучания оригинального текста тренер начинает петь русский вариант, и участники постепенно, присоединяются к его партии. Таким образом, могут одновременно звучать оба варианта или преобладать то один, то другой из них. В этот момент тренер "отпускает" исполнение из-под своего руководства и позволяет ему развиваться самостоятельно, пока, наконец, танец сам собой не сойдет "на нет".
Танец можно исполнять с закрытыми глазами.
1.3. Упражнение "Прилив — отлив"
Сопровождается звукоподражанием (исполнителей) шуму волн.
Участники располагаются общим кругом, лицом в центр. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед-назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру — от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звукоподражанием "ш-ш-ш" и плавным выведением рук вперед, а отход с беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно — громкость своих голосов, переходя на звук "а-а-а" (озвученный вдох). Достигнув кульминации упражнения, они — так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов ("а-а-а" переходит в "ш-ш-ш"), пока окончательно не смолкнет. (Тренер может выполнять упражнение вместе со всеми, стоя в общем кругу).
Сложность и условие эффективности этого упражнения заключается в том, чтобы качания и продвижения вперед-назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления продвижения) должен быть не резким рывком, а выполняться с постепенным ускорением шагов, так же как и приход в крайнюю точку — не резкая остановка, а постепенное замедление шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начинали замедлять движение за несколько шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу).
Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и сохранялась целостность круга на протяжении всег