Для обучающихся к практическим занятиям
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
Красноярск
УДК 611
ББК 28.860
Дисциплина Анатомия: сб. метод. указаний для обучающихся к практ. занятиям для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 165 с.
Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,
д.м.н., профессор Касимцев А.А.,
д.м.н., доцент Деревцова С.Н.,
д.м.н., доцент Казакова Т.В.,
к.м.н., доцент Ефремова В.П.,
к.м.н., доцент Батухтина Н.П.,
к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.,
к.м.н., доцент Никель В.В.
к.м.н., доцент Синдеева Л.В.,
к.м.н., доцент Вериго Л.И.
ст. преп. Беззаботнов В.Е.
Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__г.).
КрасГМУ
2013 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….4
Занятие №1 «Анатомическая терминология. Оси, плоскости. Строение осевого скелета» 5
Занятие №2 «Скелет верхней конечности» 17
Занятие №3 «Скелет нижней конечности» 25
Занятие №4 «Итоговое занятие по теме «Скелет туловища и конечностей» 33
Занятие №5 «Скелет головы. Кости мозгового черепа: теменная, затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая кости» 36
Занятие №6 «Височная кость, ее каналы. Топография основания черепа» 44
Занятие №7 «Строение костей лицевого черепа. Топография лицевого черепа»52
Занятие №8 «Итоговое занятие по теме «Краниология» 62
Занятие №9 «Общие данные о соединении костей. Соединения позвонков, соединения ребер с грудиной и позвонками. Соединения костей черепа: швы, височно-нижнечелюстной сустав» 65
Занятие №10 «Соединения костей верхней конечности» 78
Занятие №11 «Соединения костей нижней конечности» 89
Занятие №12 «Итоговое занятие по теме «Артросиндесмология» 102
Занятие №13 «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и
клетчаточные пространства» 105
Занятие №14 «Мышцы шеи. Фасции шеи, топография шеи: треугольники, клетчаточные пространства» 112
Занятие №15 «Мышцы и фасции спины. Мышцы и фасции груди, диафрагма.» 117
Занятие №16 «Мышцы, фасции живота. Влагалище прямой мышцы живота, белая линия живота. Паховый канал, его стенки, содержимое» 126
Занятие №17 «Мышцы, фасции верхней конечности» 133
Занятие №18 «Мышцы нижней конечности» 141
Занятие №19 «Элементы топографической анатомии верхней конечности. Обзор движений в суставах верхней конечности» 147
Занятие №20 «Элементы топографической анатомии нижней конечности. Обзор движений в суставах туловища и конечностей» 152
Занятие №21 «Итоговое занятие по теме «Миология» 158
Список литературы 162
ВВЕДЕНИЕ
Аудиторная работа обучающихся по специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Анатомия человека» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества.
Дисциплина «Анатомия человека» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060101 - Лечебное дело и призвана формировать у обучающихся:
- знания строения, топографии и развития тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни, общих закономерностей строения тела человека, структурно- функциональных взаимоотношений частей организма, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, содержания современных методов анатомических исследований;
- умения объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков, общие закономерности строения тела человека и функционирования отдельных органов и систем, применять отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, медицинские инструменты при необходимости (скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);
- навыки владения анатомическим инструментарием и латинской терминологией.
«Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Анатомия человека» предназначен для обучающихся первого курса специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной аудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, значение, цели занятия в соответствии с ФГОС ВПО, план изучения темы, рекомендации по выполнению НИРС. План изучения темы включает контроль исходного уровня знаний в виде тестовых заданий, основные понятия и положения темы, перечень практических навыков, итоговый контроль знаний в виде теоретических и практических вопросов и ситуационных задач.
Для каждой темы занятия предложен перечень обязательной и дополнительной литературы.
Занятие №1.
Тема: «Анатомическая терминология. Оси, плоскости. Строение осевого скелета».
2. Форма организации занятия:практическое.
3. Значение изучения темы. Изучение анатомической терминологии, осей и плоскостей, применяемых в анатомии, является базой для последующего изучения клинических дисциплин; изучение осевого скелета, в частности, позвоночного столба и грудной клетки, а также вариантов нормы в строении скелета необходимо для дальнейшего изучения опорно-двигательного аппарата, а также других разделов анатомии; знание особенностей строения позвонков в каждом из отделов позвоночного столба необходимы для дальнейшего изучения соединений между позвонками и движений осевого скелета, а также поможет обучающимся в изучении дисциплин: хирургия, травматология, рентгенология, внутренние болезни, неврология, спортивная медицина и других.
4. Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК – 1);
- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК – 2);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации (ПК – 3);
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем (ПК – 16);
- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК – 31);
- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК – 32);
- учебная: знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; предмет, объекты и методы изучения, применяемые в анатомии; анатомические оси и плоскости, анатомическую терминологию; виды и классификацию костей, основные образования типичного (грудного) позвонка и отличительные особенности строения шейных, грудных, поясничных позвонков, крестца и копчика; развитие скелета туловища в фило- и онтогенезе, функции скелета и позвоночного столба в частности; специфические черты строения позвоночного столба человека в связи с прямохождением; строении грудной клетки, классификацию ребер, строение и форму грудины; уметь объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов, аномалий и пороков; демонстрировать анатомические образования по теме занятия на предложенных костных препаратах, скелете, моделях и муляжах и находить на рентгенограммах основные элементы позвонков, крестца и копчика; владеть латинской терминологией по теме занятия; навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий; принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; медико-анатомическим понятийным аппаратом.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).
Выбрать один правильный ответ.
1. пассивную часть опорно-двигательного аппарата составляют
1) мышцы
2) кости
3) сосуды
4) кожа
2. скелет выполняет функции
1) опорную
2) дыхательную
3) пищеварительную
4) выделительную
3. у позвонков имеются отростки
1) мыщелковые
2) венечные
3) суставные
4) яремные
4. основной частью позвонка является
1) тело
2) бугорок
3) суставная поверхность
4) зуб
5. для всех шейных позвонков характерно
1) решетчатая вырезка
2) сонная борозда
3) отверстие в поперечных отростках
4) овальное отверстие
6. анатомические образования, характерные для грудных (I-X) позвонков
1) ушковидная поверхность
2) реберные вырезки
3) добавочные отростки
4) реберные ямки поперечных отростков
7. полные реберные ямки на теле имеют грудные позвонки
1) I, ХI, ХII позвонки
2) II –VIII позвонки
3) Х позвонок
4) IХ позвонок
8. мыс позвоночного столба находится
1) на уровне соединения IV-гo и V-го поясничных позвонков
2) на уровне соединения V-го поясничного позвонка с крестцом
3) на уровне тела V-го поясничного позвонка
4) на уровне I-го крестцового позвонка
9. ушковидная (суставная) поверхность крестца находится
1) на дорсальной поверхности
2) на тазовой поверхности
3) на основании крестца
4) на латеральной части
10. в анатомии различают оси
1) вертикальную
2) прямую
3) изогнутую
4) горизонтальную
11. в анатомии различают плоскости
1) вертикальную
2) сагиттальную
3) прямую
4) скошенную
12. типичным является позвонок
1) поясничный
2) шейный
3) грудной
4) копчиковый
13. шейных позвонков у человека
1) 5
2) 6
3) 7
4) 8
14. первый шейный позвонок называется
1) осевой
2) атлант
3) основной
4) промежуточный
15. второй шейный позвонок называется
1) осевой
2) атлант
3) основной
4) промежуточный
16. сонный бугорок имеется на шейном позвонке
1) 2-м
2) 4-м
3) 5-м
4) 6-м
17. в единую кость – крестец срослись крестцовые позвонки
1) 4
2) 3
3) 5
4) 2
18. гребни определяются на поверхности крестца
1) тазовой
2) боковой
3) наружной
4) дорсальной
19. не имеет тела шейный позвонок
1) 2-й
2) 1-й
3) 6-й
4) 7-й
20. губчатое строение имеет часть позвонка
1) дуга
2) ножка дуги
3) тело
4) позвоночное отверстие
21. место расположения угла грудины
1) место соединения рукоятки с телом грудины
2) на уровне яремной вырезки рукоятки грудины
3) место соединения тела грудины с мечевидным отростком
4) на уровне середины тела грудины
22. части, выделяемые у каждого ребра
1) головка, шейка и тело
2) тело и отростки
3) рукоятка, тело, мечевидный отросток
4) латеральные и медиальные поверхности
23. место расположения бугорка ребра
1) на внутренней поверхности ребра
2) на границе шейки и тела ребра
3) на головке ребра
4) на границе головки и шейки ребра
24. поверхности первого ребра
1) наружная и внутренняя
2) передняя и задняя
3) верхняя и нижняя
4) медиальная и латеральная
Основные понятия и положения темы.
Требования к обучающимся на кафедре анатомии человека:
Кафедра нормальной анатомии - одна из морфологических кафедр, где основным учебным материалом, кроме муляжей, таблиц, схем, является труп человека или отдельные органы, которые предварительно бальзамировались. Поэтому и требования к обучающимся на кафедре несколько иные, выполнение которых требует большой личной культуры, знаний основ медицинской этики и деонтологии, а также психологической подготовки.
Обучающийся на кафедре анатомии человека обязан:
1. носить медицинскую форму (халат, косынка, или чепчик), которая должна быть чистой, аккуратно выглаженной, приятной формы, цвета и образца;
2. воспитывать в себе психологические и этические нормы поведения в учебных комнатах, секционных залах, препараторских и в музее;
3. бережно относится к трупу человека и отдельным органам как учебному фонду, как материальной ценности;
4. бережно относится к имуществу, соблюдать чистоту, порядок и деловую обстановку учебных комнат и служебных помещений. Работать на кафедре только в сменной обуви;
5. быть лично дисциплинированным, не допуская пропусков занятий и лекций или опозданий;
6. активно и добросовестно участвовать в уборке помещений кафедры.
Плоскости
Позвонок
Тело Дуга
Межпозвонковые поверхности 1. Ножка дуги позвонка:
верхняя позвоночная вырезка
нижняя позвоночная вырезка
2. Остистый отросток
3. Поперечные отростки
4. Суставные отростки
Позвоночное отверстие
Отличительные признаки позвонков:
Позвонок | Шейный | Грудной | Поясничный |
Тело | Небольшой величины эллипсовидной формы | Тело округлое, крупнее, увеличение высоты тела (от I до X) и поперечного размера (V-XII). На заднебоковых поверхностях тел находятся верхняя и нижняя реберные ямки | Тело массивное бобовидной формы, поперечный размер больше переднезаднего |
Позвоночное отверстие | Треугольно-овальное | Округлой формы, меньше, чем у шейных | Треугольной формы с закругленными краями |
Остистый отросток | Короткий, раздвоенный на конце | Длинный, трехгранной формы, наклонен книзу, черепицеобразно накладываются друг на друга | Короткий, плоский, с утолщенными концами, направлен назад и расположен почти на одном уровне с телом позвонка |
Поперечный отросток | Отверстие поперечного отростка | Хорошо развит, отклонен назад, на концах утолщен, имеется реберная ямка (I-X) | Длинный, расположен во фронтальной плоскости, сжат спереди назад, конец отклонен кзади |
Суставной отросток | Короткий, суставные поверхности расположены в среднем положении между фронтальной и горизонтальной плоскостями | Суставные поверхности расположены во фронтальной плоскости | Суставные поверхности расположены в сагиттальной плоскости |
Строение крестца:
- поверхности (вентральная, дорсальная, ушковидные),
- отверстия (вентральные, дорсальные).
Возрастные особенности развития крестца.
Строение копчика, его функции.
Особенности позвоночного столба, связанные с вертикальным положением:
· увеличение размеров тел позвонков в каудальном направлении;
· ориентация суставных поверхностей на суставных отростках различная в каждом из отделов позвоночника;
· сращение крестцовых позвонков;
· уменьшение размеров копчика;
· формирование изгибов позвоночного столба.
Строение грудной клетки:
- грудина, ее возрастные особенности и клиническое значение;
- ребра: строение типичного ребра, а также I-го, II-го, XI-го и XII-го ребер;
- конституциональные особенности грудной клетки: три основных типа – плоская, цилиндрическая и коническая.
Классификация ребер
Задача № 8.
При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.
1. Как называются эти добавочные ребра?
2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?
Задача № 9.
Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.
1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?
2. Что такое шистостерния? Чем обусловлена данная аномалия развития?
Задача №10.
При проведении плевральной пункции игла вводится только по верхнему краю ребра.
1. Объясните почему?
2. Перечислите виды ребер.
Задача №11.
Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.
1. Укажите, как изменяется в старости форма и размеры грудной клетки?
2. Назовите две возможные причины этих изменений.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Скелет верхней конечности», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Алгоритм действий:
1.1. Составление алгоритма действий для определения отдельных костей и их принадлежности к сторонам скелета.
2.Подготовка рефератов:
1.1. Развитие осевого скелета человека в филогенезе и онтогенезе.
1.2. Особенности строения осевого скелета в связи с вертикальным положением.
1.3. Рентгеноанатомия позвоночного столба, грудной клетки.
1.4. Индивидуальные, возрастные и типологические особенности грудной клетки в целом.
Правила оформления реферата
Рекомендуемая структура реферата:
1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.
2. Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц.
3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы.
4. Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Текст и его оформление:
Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Занятие № 2.
План изучения темы.
Основные понятия и положения темы.
Классификация костей:
Трубчатые кости длинные и короткие
Губчатые кости длинные и короткие
Плоские кости
Смешанные кости
Воздухоносные
Отделы трубчатой кости:
Диафиз – тело кости;
Эпифизы (концы) проксимальный и дистальный;
Метафизы – их значение и возрастные особенности;
Апофизы – дополнительные точки окостенения.
Кости плечевого пояса: ключица и лопатка, их строение, положение, факторы формирования и функции.
Кости свободной верхней конечности:
Плечевая кость
Кости предплечья: лучевая и локтевая
Кости кисти
Скелет кисти
Кости запястья Пястные кости Фаланги пальцев
Проксимальный ряд основание проксимальная
ладьевидная, полулунная, тело средняя
трехгранная, гороховидная головка дистальная
Дистальный ряд
Задача №1.
На экзамене у обучающегося вызвал затруднение вопрос об источнике роста трубчатых костей в длину и ширину.
1. За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости при ее переломах?
2. За счет чего происходит рост кости в длину?
Задача №2.
Отвечая на экзамене на вопрос о развитии костей конечностей, обучающийся допустил ошибки. В отличие от этого обучающегося назовите:
1. Единственную кость конечности, развивающуюся непосредственно на основе соединительной ткани.
2. Какие трубчатые кости называют моноэпифизарными и почему?
Задача №3.
Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте.
1. Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точек окостенения.
2. Сколько стадий развития проходят эти кости?
Задача №4.
На занятии обучающемуся предложено определить кость: в области проксимального эпифиза определяются блоковидная вырезка и хорошо выраженная бугристость, а на дистальном конце – шиловидный отросток.
1. О какой кости идет речь?
2. Как определить правая или левая это кость?
Задача №5.
На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии.
1. Объясните причину отставания в росте конечности.
2. Где находится хирургическая шейка плечевой кости?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Скелет нижней конечности», см. методические указания для обучающихся № 3 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемы кафедрой.
1. Алгоритм действий:
1.1. Составление алгоритма действий для определения отдельных костей и их принадлежности к сторонам скелета.
2.Подготовка рефератов:
2.1. Развитие скелета верхней конечности в филогенезе. Особенности строения скелета верхней конечности человека как органа труда.
2.2. Рентгеноанатомия костей верхней конечности.
2.3. Скелет предплечья и кисти, их функциональная обусловленность.
Занятие № 3.
Основные понятия и положения темы.
Пояс нижней конечности состоит из костей таза и костей свободной нижней конечности.
Тазовая кость состоит из трех частей: 1- подвздошная кость, 2- лобковая кость, 3- седалищная кость.
Строение тазовой кости имеет значительные возрастные и половые особенности.
Основные анатомические образования костей свободной нижней конечности
Наименование кости | Проксимальный эпифиз | Дистальный эпифиз | Тело (диафиз) |
Бедренная кость | а) головка б) шейка в) большой вертел г) малый вертел д) вертельная ямка е) межвертельные линия и гребень | а) медиальный и латеральный мыщелки б) мыщелковая ямка в) медиальный и латеральный надмыщелки г) надколенниковая поверхность | а) шероховатая линия б) медиальная и латеральная губы в) ягодичная бугристость г) гребенчатая линия д) подколенная поверхность |
Большеберцовая | а) медиальный и латеральный мыщелки, б) суставная малоберцовая поверхность, в) межмыщелковое возвышение, г) медиальный и латеральный межмыщелковый бугорок, д) переднее и заднее межмыщелковое поле | а) малоберцовая вырезка, б) лодыжковая борозда, в) медиальная лодыжка, г) суставная поверхность большеберцовой кости | а) тело трехгранной формы, б) бугристость большеберцовой кости, в) линия камбаловидной мышцы, г) питательный канал |
Малоберцовая | а) головка, б) верхушка головки | а) латеральная лодыжка, б) лодыжковая суставная поверхность | а) трехгранной формы, б) питательный канал |
Плюсневая кость | а) основание | а) головка | а) трехгранной формы |
Фаланги пальцев | а) основание | а) головка, б) дистальная бугристость фаланги |
Кости предплюсны. Семь коротких губчатых костей, расположенных в два ряда:
проксимальный ряд образован таранной и пяточной костями, дистальный ряд составляют ладьевидная, клиновидные (медиальная, промежуточная и латеральная) и кубовидная кости.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:
№ п/п | Название практических умений |
Назвать на латинском языке и показать на препаратах следующие анатомические образования: | |
1. | запирательное отверстие тазовой кости |
2. | вертлужная впадина тазовой кости |
3. | подвздошный гребень |
4. | верхняя передняя подвздошная ость |
5. | нижняя передняя подвздошная ость |
6. | верхняя задняя подвздошная ость |
7. | нижняя задняя подвздошная ость |
8. | большая седалищная вырезка |
9. | малая седалищная вырезка |
10. | седалищный бугор |
11. | седалищная ость |
12. | лобковый бугорок |
13. | головка бедренной кости |
14. | шейка бедренной кости |
15. | малый вертел бедренной кости |
16. | большой вертел бедренной кости |
17. | шероховатая линия бедренной кости |
18. | медиальный мыщелок бедренной кости |
19. | медиальный надмыщелок бедренной кости |
20. | латеральный мыщелок бедренной кости |
21. | латеральный надмыщелок бедренной кости |
22. | надколенник |
23. | медиальный мыщелок большеберцовой кости |
24. | латеральный мыщелок большеберцовой кости |
25. | бугристость большеберцовой кости |
26. | медиальная лодыжка большеберцовой кости |
27. | латеральная лодыжка малоберцовой кости |
28. | пяточная кость |
29. | таранная кость |
30. | ладьевидная кость предплюсны |
31. | кубовидная кость |
32. | клиновидные кости предплюсны |
33. | основание, тело и головка плюсневой кост |
34. | проксимальная, средняя и дистальная фаланги пальцев стопы |
5.4 . Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия
1. В каком возрасте кости срастаются в единую тазовую кость?
2. Для чего и какие линии имеются на гребне крыла подвздошной кости?
3. Какое строение имеет вертлужная впадина?
4. Какое анатомическое образование составляют тела подвздошной, лобковой и седалищной костей?
5. Какие ости имеет подвздошная кость?
6. Из каких частей состоит лобковая кость?
7. Из каких частей состоит седалищная кость?
8. Какие вырезки имеются на седалищной кости?
9. Назовите ягодичные линии.
10. Какова форма бедренной кости?
11. Какова по строению бедренная кость?
12. Рассказать и показать строение дистального эпифиза бедренной кости.
13. Где находятся и как называются два костных бугра бедренной кости?
14. Каково строение шероховатой линии бедренной кости
15. Можно ли по углу между шейкой и телом бедра судить о половой принадлежности бедренной кости?
16. Что представляет собой большой вертел бедра?
17. Какой из мыщелков бедра больше выделяется вниз?
18. Какие части различают в надколеннике?
19. Какая из костей голени соединяется с бедренной костью?
20. Что образует проксимальный эпифиз большеберцовой кости?
21. Какую форму имеет тело большеберцовой кости?
22. Что образует проксимальный эпифиз малоберцовой кости?
23. Из каких костей состоит предплюсна?
24. Сколько сводов различают в стопе?
25. Чем различаются дистальные фаланги пальцев стопы?
26. Какая из костей стопы имеет наибольшие размеры (в связи с выполняемой функцией)?
- решение ситуационных задач
Задача №1.
На рентгенограмме тазовой кости у ребенка восьми лет определяются щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины.
1. Как объяснить данный факт?
2. Является ли это патологией?
Задача № 2.
При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.
1. Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?
2. В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?
Задача № 3.
На экзамене обучающийся не смог назвать правильно особенности конструкции лобкового симфиза. Назовите:
1. Половые отличия лобкового симфиза.
2. Что такое подлобковый угол? Укажите половые различия в величине подлобкового угла.
Задача № 4.
Для определения топографии прямой кишки, мочевого пузыря, матки и других органов малого таза необходимо четкое знание граница между большим и малым тазом (пограничная линия).
1. Через какие анатомические образования проходит эта линия?
2. Как называется и чем ограничен выход из малого таза?
Задача № 5.
На медосмотре у юноши 20-ти лет выявлено укорочение левой нижней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом шейки бедренной кости с разъединением по метаэпифизарной линии.
1. Объясните причину отставания в росте конечности.
2. Где находится шейка бедренной кости?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Итоговое занятие по теме «Скелет туловища и конечностей», см. методические указания для обучающихся № 4 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемы кафедрой.
1. Алгоритм действий:
1.1. Составление алгоритма действий для определения отдельных костей и их принадлежности к сторонам скелета.
2.Подготовка рефератов:
2.1. Кости свободной нижней конечности в возрастном аспекте.
2.2. Изменение строения костей свободной нижней конечности в связи с прямохождением.
2.3. Половые различия в строении тазовых костей.
1. Занятие № 4.
Тема: «Итоговое занятие по теме «Скелет туловища и конечностей».
2. Форма организации занятия: практическое.
3. Значение изучения темы. Знания строения костей посткраниального скелета необходимы для дальнейшего изучения вопросов соединений костей и мышц, скелетотопии внутренних органов.
4. Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):
- способностью анализировать и использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК – 2);
– способностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации (ПК-3);
- способностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем (ПК-16);
- способностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32);
- учебная: знать предмет, объекты и методы изучения, применяемые в анатомии; анатомические оси и плоскости, анатомическую терминологию; виды и классификацию костей, основные образования костей посткраниального скелета; развитие скелета в фило- и онтогенезе, функции скелета, специфические черты строения скелета человека в связи с прямохождением; уметь: показать на препаратах основные анатомические образования скелета человека; владеть латинской терминологией по теме занятия.
5. План изучения темы:
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Подготовить рефераты по темам:
1. Разв