Глава 3.Экспериментальное исследование девиантного поведения младших школьников.
Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению.
В исследовании участвовало 7 человек 4 «З» класса МОУ СОШ № 12 г. Кызыл, обучающиеся относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья : из них 6 мальчика и 1 девочка.
Дети почти все одного возраста, 2006 года рождения. Не все дети имеют собственные уголки для выполнения домашней задания, отдельной комнаты нет, так как семьи малоимущие.
Один учащийся – Санчыы Сурен имеет ослабленное зрение.
В классе есть один новичок – Сииленмей Буян. Его адаптация прошла довольно легко.
Явного лидера в классе нет, но есть ребята, которые могут организовать, сплотить одноклассников, пользуется у остальных авторитетом: Сииленмей Буян и Маадыр Ангыр.
В классе дети открыты к общению. Основная масса доброжелательная друг к другу, готовы помочь соседу по парте. Испытывают трудности в обучении Начын,Сурен, Ангыр.
Микро группы нет.
Работоспособность класса хорошая. На контакт со взрослыми идут легко. Не все справляются с программой. Во втором классе было 3 отличника: Сииленмей Буян, Карти Дарый, Маадыр-оол Ангыр. Дисциплину в классе необходимо постоянно контролировать. Требуется частая смена деятельности, для поддержания интереса ребят. Конфликтное поведение проявляет Ай-Херел (желание обратить на себя внимание, эгоизм).
Преобладает ответственное отношение к школе.
Дети почти все занимаются в секциях и кружках.
Большинство родителей положительно настроены в отношении школы - помогают детям в учебе, контролируют их, отзываются на просьбы классного руководителя.
Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию умственных и физических возможностей.
Выбор методик был не простым, так как среди такого многообразия имеющихся в настоящий момент исследовательских данных, мы имеем и большое количество методик. В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников. Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.
Диагностический этап.
На диагностическом этапе использовались следующие методы исследования: анализ документации, метод наблюдения, метод беседа, ,проективная методика рисунок «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус».
Метод наблюдения.
Цель: выявления внешних проявлений форм отклоняющегося поведения младших школьников.
В ходе данного метода можно отметить, что почти у всех учащихся наблюдается склонность к агрессии. Присутствуют как вербальные, так и физические формы проявления. У некоторых детей агрессивное поведение можно рассматривать как защитную реакцию. Данные проявления сказываются на межличностных отношениях учащихся и мешают конструктивному взаимодействию.
Метод беседа.
Цель: выявить степень сформированность у младших школьников нравственных понятий «дружба» и «друг».
В ходе беседы учащимся были заданы следующие вопросы:
Что такое дружба?
Откуда ты знаешь, что такое дружба? Кто тебе рассказал?
У тебя есть друзья?
Почему ты их считаешь друзьями?
Есть ли у тебя друзья в классе?
Ты считаешь себя хорошим другом? Почему?
Друг и знакомый это одно и то же?
В ходе проведения метода беседа были получены следующие данные:
Большая часть детей рассматривают дружбу, как помощь.
Некоторые отметили, что дружбы – это когда друг в трудную минуту рядом.
Дети узнали, что такое дружба от брата, сестры из мультиков.
Все ученики считают, что у них есть друзья.
Проективная методика «Кактус».
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция: на листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
В ходе исследования было выявлено, что у 83% учащихся имеется склонность к агрессии.
Проективная методика рисунок « Несуществующее животное».
Цель: диагностика личностных особенностей, исследование агрессивности.
Инструкция к тесту:
Придумать и нарисовать несуществующее животное, потом назвать его.
Анализ результатов проективной методики «Несуществующее животное» показал, что у четверых учащихся отмечается склонность к агрессии.
На основании проведенного диагностического исследования можно сделать следующие выводы: у троих учащихся была выявлена предрасположенность к агрессивному поведению, так же существует необходимость в проведении мероприятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений.
Таблица 2. Классификация отклоняющегося поведения
Видимые проявления | Эмоциональные состояния | Цели девиант-ного поведения | Особенности проявления | Чем вызвано поведение | Группы Коррекции |
Непослу- шание | Легкое напряжение | Эмоциональная разрядка | Сопротивление просьбам | Особенности возраста | _ |
Шалость | Напряжение средней степени | Выпуск избыточной энергии | Сопротивление требованиям | Особенности возраста | _ |
Озорство | Двигательноебеспокойство | Устранение двигательного беспокойство | Постоянное сопротивление советам | Особенности возраста | _ |
Проступок | Беспокойство | Реализация требований | Сознательное нежелание правильно вести себя | Трудности адаптации | Девиантного поведения |
Негативизм | Легкая тревожность | Стремление к превосходству | Немотивированное и неразумное сопротивление | Повышенная эмоциональная напряженность | Тревожности |
Упрямство | Тревожность средней степени | Стремление к превосход- ству | Противо- действие просьбам, советам | Повышенная эмоцио- нальная напряжен- ность | Тревожности, асоциального поведения |
Капризы | Высокая тревожность | Стремление к превосходству | Намеренное выполнение нецелесооб разных действий | Неправильное Предшествующее воспитание | Асоциального, Отклоняющегосяповедения |
Своеволие | Депрессия | Уход от трудностей | Нежелание, неумение понять себя | Трудности жизни | Депрессии, асоциального поведения |
Грубость | Депрессия, депривация | Поиск защиты, стремлениввзять свое | Игнориро- ваниепрепят- ствий на пути само- утверждения | Противоречие «Я – они» | Эмоциональных состояний |
Недисцип- линирован- ность | Депривация | Совершение мести | Сознатель- ное, умышлен- ное нарушение норм | Противоречие «Я – они» | Агрессивного поведения |
Агрессия, правонару- шения | Фрустрация | Деструк- тивное поведение | Грубое, циничное нарушение прав других | Противоречие «Я – они» | Агрессивного поведения |