Особенности проявления девиантного поведения

Особенности проявления девиантного поведения

У учащихся начальных классов

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Определение понятия «девиантные» («трудные») дети.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «девиантные дети». Первым признаком является наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения. Под девиантным школьниками понимаются, во-вторых, такие дети, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «девиантные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. «Девиантные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В.П. Кащенко и Г.В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л.С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В.Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И.Озерецкий).

Глава 3.Экспериментальное исследование девиантного поведения младших школьников.

Диагностический этап.

На диагностическом этапе использовались следующие методы исследования: анализ документации, метод наблюдения, метод беседа, ,проективная методика рисунок «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус».

Метод наблюдения.

Цель: выявления внешних проявлений форм отклоняющегося поведения младших школьников.

В ходе данного метода можно отметить, что почти у всех учащихся наблюдается склонность к агрессии. Присутствуют как вербальные, так и физические формы проявления. У некоторых детей агрессивное поведение можно рассматривать как защитную реакцию. Данные проявления сказываются на межличностных отношениях учащихся и мешают конструктивному взаимодействию.

Метод беседа.

Цель: выявить степень сформированность у младших школьников нравственных понятий «дружба» и «друг».

В ходе беседы учащимся были заданы следующие вопросы:

Что такое дружба?

Откуда ты знаешь, что такое дружба? Кто тебе рассказал?

У тебя есть друзья?

Почему ты их считаешь друзьями?

Есть ли у тебя друзья в классе?

Ты считаешь себя хорошим другом? Почему?

Друг и знакомый это одно и то же?

В ходе проведения метода беседа были получены следующие данные:

Большая часть детей рассматривают дружбу, как помощь.

Некоторые отметили, что дружбы – это когда друг в трудную минуту рядом.

Дети узнали, что такое дружба от брата, сестры из мультиков.

Все ученики считают, что у них есть друзья.

Проективная методика «Кактус».

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: на листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

В ходе исследования было выявлено, что у 83% учащихся имеется склонность к агрессии.

Проективная методика рисунок « Несуществующее животное».

Цель: диагностика личностных особенностей, исследование агрессивности.

Инструкция к тесту:

Придумать и нарисовать несуществующее животное, потом назвать его.

Анализ результатов проективной методики «Несуществующее животное» показал, что у четверых учащихся отмечается склонность к агрессии.

На основании проведенного диагностического исследования можно сделать следующие выводы: у троих учащихся была выявлена предрасположенность к агрессивному поведению, так же существует необходимость в проведении мероприятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений.

Таблица 2. Классификация отклоняющегося поведения

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиант-ного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение Группы Коррекции
Непослу- шание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста _
Шалость Напряжение средней степени Выпуск избыточной энергии Сопротивление требованиям Особенности возраста _
Озорство Двигательноебеспокойство Устранение двигательного беспокойство Постоянное сопротивление советам Особенности возраста _
Проступок Беспокойство Реализация требований Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации Девиантного поведения
Негативизм Легкая тревожность Стремление к превосходству Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональная напряженность Тревожности
Упрямство Тревожность средней степени Стремление к превосход- ству Противо- действие просьбам, советам Повышенная эмоцио- нальная напряжен- ность Тревожности, асоциального поведения
Капризы Высокая тревожность Стремление к превосходству Намеренное выполнение нецелесооб разных действий Неправильное Предшествующее воспитание Асоциального, Отклоняющегосяповедения
Своеволие Депрессия Уход от трудностей Нежелание, неумение понять себя Трудности жизни Депрессии, асоциального поведения
Грубость Депрессия, депривация Поиск защиты, стремлениввзять свое Игнориро- ваниепрепят- ствий на пути само- утверждения Противоречие «Я – они» Эмоциональных состояний
Недисцип- линирован- ность Депривация Совершение мести Сознатель- ное, умышлен- ное нарушение норм Противоречие «Я – они» Агрессивного поведения
Агрессия, правонару- шения Фрустрация Деструк- тивное поведение Грубое, циничное нарушение прав других Противоречие «Я – они» Агрессивного поведения

Заключение

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет утверждать, что у большинства детей младшего школьного возраста преобладает высокий уровень агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальная факторы, вызывающие девиантное поведение:

фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

потворствовали ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

смена родителей (опекунов);

хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Девиантное поведение закрепляется.

Родители "трудных" детей - это чаще всего взрослые, которые не взяли на себя труд понять своего ребенка. Исходя: из особенностей человеческой природы легче передать ответственность, чем ее принять, поэтому вместо суждения " нам трудно их понять" рождается суждение они «трудные».

Мы продиагностировали испытуемого с точки зрения его сформированность как субъекта общения, самосознания и деятельности и выявили следующие его особенности:

невысокое развитие ребенка как субъекта общения и субъекта самосознания;

малая активность и самостоятельность;

проблемы в учебной деятельности.

В соответствии с результатами диагностики были поставлены цели формирующего эксперимента:

развитие способности к рефлексии (по итогам всех программных занятий);

развитие ребенка как субъекта деятельности (главным образом, учебной);

помощь в социализации.

В качестве коррекционной работы была составлена и реализована программа, включавшая занятия и направленные на достижение поставленных целей.

По окончанию программы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий получить достоверные данные об изменениях в поведении испытуемого, так как эксперимент учитывает рассмотрение поведения испытуемого с позиции родителей, сверстников, учителя и наблюдателя. По итогам эксперимента были выявлены следующие изменения:

развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность;

развитие испытуемого как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);

развитие испытуемого как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);

развитие испытуемого как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);

наличие тенденции к снижению вспыльчивости .

Таким образом, можно судить о том, что наша гипотеза нашла подтверждение.

Список литературы:

Приложение 1.


Опросник по выявлению неблагоприятных семей и детей с отклоняющим поведением


1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?
2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).
3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие).
4. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то).
5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).
6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает).
7. Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).
8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно?
9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно?
10. Часто ли ребенок не ночует дома?
11. Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).
12. Вредные привычки отца (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).
13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?
14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничением передвижения?
15. Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения?
16. Часто ли ребенок приходит в школу грязный?
17. Приходит ли ребенок в школу с синяками?
18. Часто ли ребенок дерется?
19. Занимается ли ребенок попрошайничеством?

Приложение 2.

Приложение3

Особенности проявления девиантного поведения

Наши рекомендации