Тема:«Ядро, его структурные компоненты. Размножение клеток»
2. Форма организации занятия:практическое.
3. Значение изучаемой темы:
Данная тема отражает роль ядра как ведущего компонента клетки, и особенности его организации в связи с выполняемыми функциями. Знания о строении ядра клетки, клеточном цикле, а также способах и механизмах самовоспроизведения клетки являются базовыми для понимания многих процессов в биологии и медицине – как в норме, так и в патологии.
Ядро через митоз обеспечивает главные механизмы онтогенеза - дробление в эмбриональном периоде, а затем физиологическую и репаративную регенерацию. Клеточный цикл и митоз является цитологической основой бесполого размножения организмов. У человека монозиготные близнецы являются следствием своего рода бесполого размножения и разделения бластомеров (аналог телофазы митоза). Аномалии митоза определяют большой спектр хромосомной и клеточной патологии у человека связанной с мозаицизмом.
В ходе изучения данной темы отражается связь между медико-биологическими вопросами многих дисциплин в медицине, что способствует формированию у студентов целостного мировоззрения.
4. Цели обучения:
- общая:обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
а) способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, связанные со структурно-функциональной организацией ядра, наследственным материалом и его воспроизводством в соматических клетках, использовать на практике методы анализа кариотипа человека в различных видах профессиональной деятельности (ОК-1)
б) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)
обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
а) способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2)
б) способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9)
в) способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)
г) способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32)
- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:
а) правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами и животными
б) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях
в) строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений
г) основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ
д) строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.)
е) основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов
ж) теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, расспространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении
обучающийся должен уметь:
а) пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
б) работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)
обучающийся должен владеть:
а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведений дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
б) описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм
в) решать генетические задачи
г) базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет
д) навыками микроскопирования гистологических препаратов и электронных микрофотографий
5. План изучения темы: