Тема:«Ядро, его структурные компоненты. Размножение клеток»

2. Форма организации занятия:практическое.

3. Значение изучаемой темы:

Данная тема отражает роль ядра как ведущего компонента клетки, и особенности его организации в связи с выполняемыми функциями. Знания о строении ядра клетки, клеточном цикле, а также способах и механизмах самовоспроизведения клетки являются базовыми для понимания многих процессов в биологии и медицине – как в норме, так и в патологии.

Ядро через митоз обеспечивает главные механизмы онтогенеза - дробление в эмбриональном периоде, а затем физиологическую и репаративную регенерацию. Клеточный цикл и митоз является цитологической основой бесполого размножения организмов. У человека монозиготные близнецы являются следствием своего рода бесполого размножения и разделения бластомеров (аналог телофазы митоза). Аномалии митоза определяют большой спектр хромосомной и клеточной патологии у человека связанной с мозаицизмом.

В ходе изучения данной темы отражается связь между медико-биологическими вопросами многих дисциплин в медицине, что способствует формированию у студентов целостного мировоззрения.

4. Цели обучения:

- общая:обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

а) способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, связанные со структурно-функциональной организацией ядра, наследственным материалом и его воспроизводством в соматических клетках, использовать на практике методы анализа кариотипа человека в различных видах профессиональной деятельности (ОК-1)

б) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)

обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

а) способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2)

б) способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9)

в) способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)

г) способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32)

- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:

а) правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами и животными

б) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях

в) строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений

г) основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ

д) строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.)

е) основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов

ж) теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, расспространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении

обучающийся должен уметь:

а) пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

б) работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)

обучающийся должен владеть:

а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведений дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики

б) описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм

в) решать генетические задачи

г) базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет

д) навыками микроскопирования гистологических препаратов и электронных микрофотографий

5. План изучения темы:

Наши рекомендации