ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Биология»

для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»

Красноярск

Занятие № 2

Тема:«Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»

2. Форма организации занятия:практическое.

3. Значение изучаемой темы:

Данная тема имеет фундаментальное значение для изучения биологии. Целостное представление о клетке как структурно-функциональной и генетической единице живого, является важным моментом для понимания процессов, происходящих в живом организме, и имеет существенное значение для изучения человеческого организма в норме и при нарушении функционирования.

Цели обучения:

- общая:обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

а) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)

обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

а) способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2)

б) способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9)

в) способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)

г) способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32)

- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:

а) правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами и животными

б) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях

в) строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений

г) основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ

д) строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.)

е) основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов

ж) теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, расспространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении

обучающийся должен уметь:

а) пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

б) работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)

обучающийся должен владеть:

а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведений дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики

б) описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм

в) базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет

г) навыками микроскопирования гистологических препаратов и электронных микрофотографий

5. План изучения темы:

Основные понятия и положения темы

1. Клетка:

а) прокариотическая

б) эукариотическая

2. Строение эукариотической клетки (структурные компоненты):

а) клеточная оболочка

б) цитоплазма

в) ядро

3. Структурные компоненты цитоплазмы:

а) органоиды

б) включения

4. Органоиды:

а) общего назначения

б) специального назначения

5. Органоиды общего назначения:

а) немембранные:

- клеточный центр

- центриоль

- микротрубочки

- микрофиламенты

- микрофибрилы

- цитоскелет

- рибосомы

б) одномембранные:

- эндоплазматическая сеть

- комплекс Гольджи

- лизосомы

- пероксисомы

- глиоксисомы

- вакуоль

в) двумембранные:

- митохондрии

- пластиды

6. Органоиды специального назначения:

а) ворсинки

б) жгутики

в) реснички

7. Включения:

а) трофические

б) пигментные

в) секреторные

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Работа № 1

Работа № 2

Комплекс Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка.

Постоянный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.

Рассмотрите под большим увеличением микроскопа срез через спинальный ганглий. В спинно-мозговых узлах нервные клетки расположены главным образом группами. Выделите в поле зрения отдельную клетку с четкими границами, хорошо заметным ядром и ядрышком, светлой цитоплазмой. Комплекс Гольджи располагается вокруг ядра в виде изогнутых, окрашенных в темный цвет структур в виде перекладин и нитей. В некоторых клетках аппарат Гольджи не образует сплошной сети, он состоит из отдельных палочек, ниточек разнообразной формы, которые не связаны между собой и разбросаны по всей цитоплазме. Зарисуйте такую клетку и сделайте обозначения: 1- Комплекс Гольджи, 2- ядро, 3- ядрышко, 4- цитоплазму, 5- плазмалемму.

! Для контроля сопоставьте полученное изображение объекта с препаратом на микроскопе демонстрационного стола.

Работа № 3

Работа № 4

Работа № 5

Крахмальные зерна в клетках клубня картофеля.

Временный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.

При малом увеличении рассматривается крайняя зона среза клубня картофеля. При большом увеличении выделите и изучите отдельную клетку. Обратите внимание на плотную двухконтурную оболочку и скопление под ней крахмальных зерен различной величины с хорошо выраженной сферической слоистостью. Проведите качественную реакцию на наличие крахмала: удалите избыток воды и добавьте каплю раствора йода - зерна крахмала посинеют. Зарисуйте отдельную клетку. Обозначьте: 1-клеточную оболочку, 2-зерна крахмала.

Работа № 6

Жировые включения в клетках печени аксолотля.

Постоянный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.

На препарате печени амфибий клетки (гепатоциты) неправильной формы, собраны в компактные группы. Четкой границы между клетками не выявляется, однако, если внимательно посмотреть, то между светлой цитоплазмой соседних клеток проходит граница в виде тонких нитевидных образований розового цвета. В центре клеток расположено ядро, окрашенное в интенсивный розовый цвет. В цитоплазме, окружающей ядро, расположены достаточно плотно округлые образования разного диаметра, окраска которых варьирует от серого до черного цвета - это капли жира после проведенной качественной реакции. Зарисуйте отдельную клетку. Обозначьте: 1- капли жира, цитоплазму, 3- ядро,4 - плазмалемму.

! Для контроля сопоставьте полученное изображение объекта с препаратом на микроскопе демонстрационного стола.

Работа № 7

Работа № 8

Задача №1

При ряде врожденных лизосомных «болезнях накопления» в клетках накапливается значительное количество вакуолей, содержащих нерасщепленные вещества. Например, при болезни Помпе происходит накопление гликогена в лизосомах. Объясните с чем связано данное явление, исходя из функциональной роли данного органоида клеток.

Задача №2

Объясните, почему у зимних спящих сурков и зимующих летучих мышей число митохондрий в клетках сердечной мышцы резко снижено?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)

7. Рекомендации по выполнению НИРс:

1. Изучение морфологии нейронов среднего мозга и мозжечка рыб.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- Обязательная

1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.

2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.

- Дополнительная

1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.

2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.

3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.

5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.

6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.

7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.

- Электронные ресурсы

1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.

2. ИБС КрасГМУ

3. БД MedArt

4. БД Медицина

5. БД Гении медицины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Биология»

для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»

Красноярск

Занятие № 2

Наши рекомендации