ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Биология»
для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2
ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»
Красноярск
Занятие № 2
Тема:«Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»
2. Форма организации занятия:практическое.
3. Значение изучаемой темы:
Данная тема имеет фундаментальное значение для изучения биологии. Целостное представление о клетке как структурно-функциональной и генетической единице живого, является важным моментом для понимания процессов, происходящих в живом организме, и имеет существенное значение для изучения человеческого организма в норме и при нарушении функционирования.
Цели обучения:
- общая:обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
а) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)
обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
а) способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2)
б) способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9)
в) способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)
г) способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32)
- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:
а) правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами и животными
б) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях
в) строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений
г) основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ
д) строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.)
е) основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов
ж) теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, расспространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении
обучающийся должен уметь:
а) пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
б) работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)
обучающийся должен владеть:
а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведений дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
б) описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм
в) базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет
г) навыками микроскопирования гистологических препаратов и электронных микрофотографий
5. План изучения темы:
Основные понятия и положения темы
1. Клетка:
а) прокариотическая
б) эукариотическая
2. Строение эукариотической клетки (структурные компоненты):
а) клеточная оболочка
б) цитоплазма
в) ядро
3. Структурные компоненты цитоплазмы:
а) органоиды
б) включения
4. Органоиды:
а) общего назначения
б) специального назначения
5. Органоиды общего назначения:
а) немембранные:
- клеточный центр
- центриоль
- микротрубочки
- микрофиламенты
- микрофибрилы
- цитоскелет
- рибосомы
б) одномембранные:
- эндоплазматическая сеть
- комплекс Гольджи
- лизосомы
- пероксисомы
- глиоксисомы
- вакуоль
в) двумембранные:
- митохондрии
- пластиды
6. Органоиды специального назначения:
а) ворсинки
б) жгутики
в) реснички
7. Включения:
а) трофические
б) пигментные
в) секреторные
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Работа № 1
Работа № 2
Комплекс Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка.
Постоянный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.
Рассмотрите под большим увеличением микроскопа срез через спинальный ганглий. В спинно-мозговых узлах нервные клетки расположены главным образом группами. Выделите в поле зрения отдельную клетку с четкими границами, хорошо заметным ядром и ядрышком, светлой цитоплазмой. Комплекс Гольджи располагается вокруг ядра в виде изогнутых, окрашенных в темный цвет структур в виде перекладин и нитей. В некоторых клетках аппарат Гольджи не образует сплошной сети, он состоит из отдельных палочек, ниточек разнообразной формы, которые не связаны между собой и разбросаны по всей цитоплазме. Зарисуйте такую клетку и сделайте обозначения: 1- Комплекс Гольджи, 2- ядро, 3- ядрышко, 4- цитоплазму, 5- плазмалемму.
! Для контроля сопоставьте полученное изображение объекта с препаратом на микроскопе демонстрационного стола.
Работа № 3
Работа № 4
Работа № 5
Крахмальные зерна в клетках клубня картофеля.
Временный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.
При малом увеличении рассматривается крайняя зона среза клубня картофеля. При большом увеличении выделите и изучите отдельную клетку. Обратите внимание на плотную двухконтурную оболочку и скопление под ней крахмальных зерен различной величины с хорошо выраженной сферической слоистостью. Проведите качественную реакцию на наличие крахмала: удалите избыток воды и добавьте каплю раствора йода - зерна крахмала посинеют. Зарисуйте отдельную клетку. Обозначьте: 1-клеточную оболочку, 2-зерна крахмала.
Работа № 6
Жировые включения в клетках печени аксолотля.
Постоянный препарат. Препарат изучается при большом увеличении микроскопа.
На препарате печени амфибий клетки (гепатоциты) неправильной формы, собраны в компактные группы. Четкой границы между клетками не выявляется, однако, если внимательно посмотреть, то между светлой цитоплазмой соседних клеток проходит граница в виде тонких нитевидных образований розового цвета. В центре клеток расположено ядро, окрашенное в интенсивный розовый цвет. В цитоплазме, окружающей ядро, расположены достаточно плотно округлые образования разного диаметра, окраска которых варьирует от серого до черного цвета - это капли жира после проведенной качественной реакции. Зарисуйте отдельную клетку. Обозначьте: 1- капли жира, цитоплазму, 3- ядро,4 - плазмалемму.
! Для контроля сопоставьте полученное изображение объекта с препаратом на микроскопе демонстрационного стола.
Работа № 7
Работа № 8
Задача №1
При ряде врожденных лизосомных «болезнях накопления» в клетках накапливается значительное количество вакуолей, содержащих нерасщепленные вещества. Например, при болезни Помпе происходит накопление гликогена в лизосомах. Объясните с чем связано данное явление, исходя из функциональной роли данного органоида клеток.
Задача №2
Объясните, почему у зимних спящих сурков и зимующих летучих мышей число митохондрий в клетках сердечной мышцы резко снижено?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)
7. Рекомендации по выполнению НИРс:
1. Изучение морфологии нейронов среднего мозга и мозжечка рыб.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- Обязательная
1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.
2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.
- Дополнительная
1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.
2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.
3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.
5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.
6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.
7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.
- Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.
2. ИБС КрасГМУ
3. БД MedArt
4. БД Медицина
5. БД Гении медицины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Биология»
для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2
ТЕМА: «Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы»
Красноярск
Занятие № 2