Цитологические признаки, характерные для про- и эукариот
Признаки | Прокариоты | Эукариоты |
1. Морфологически оформленное и отделенное от цитоплазмы ядерной оболочкой ядро. | ||
2. Число хромосом | ||
3. Хромосомы кольцевые | ||
4. Хромосомы линейные | ||
5. Константа седиментации рибосом | ||
6. Локализация рибосом: - рассеяны в цитоплазме - прикреплены к эндоплазматическуму ретикулуму | ||
7. Аппарат Гольджи | ||
8. Лизосомы | ||
9. Вакуоли, окруженные мембраной | ||
10. Газовые вакуоли, не окруженные мембраной | ||
11. Пероксисомы | ||
12. Митохондрии | ||
13. Пластиды (у фототрофов) | ||
14. Мезосомы | ||
15. Система микротрубочек | ||
16. Жгутики (если присутствуют): - диаметр - в поперечнике имеют характерное расположение микротрубочек «9+2» | ||
17. В составе мембран присутствуют: - разветвленные и циклопропановые жирные кислоты - полиненасыщенные жирные кислоты и стеролы | ||
18. В составе клеточных стенок присутствуют: - пептидогликан (муреин, псевдомуреин) - тейхоевые кислоты - липополисахариды - полисахариды (целлюлоза, хитин) | ||
19. Размножение клеток происходит путем: -простого деления - митоза | ||
20. Характерно разделение протопласта внутренними мембранами на функционально различные отсеки | ||
21. Цитоскелет трехмерный, включает микротрубочки, промежуточные и актиновые филаменты | ||
22. Связь между компартментами осуществляется за счет циклоза, эндо и экзоцитоза | ||
23. Наличие эндоспор |
5.4. Итоговый контроль знаний:
- Вопросы по теме занятия:
1. Объяснить сущность науки «Биология» и ее значение в медицине.
2. Обосновать, почему Человека как объекта медицины мы изучаем, прежде всего, как представителя животного мира.
3. Система классификации живых организмов.
4. Представление о неклеточных и клеточных формах жизни.
5. Понятия о про- и эукариотах.
6. Разнообразие клеточных форм жизни.
7. Представление об увеличительных приборах, истории их открытия и совершенствования.
8. Значение увеличительных приборов в развитии биологии и медицины.
- Тестовые задания:
1. Предметный столик относится к части микроскопа
1) механической
2) оптической
3) осветительной
4) препаровальной
2. Компоненты осветительной части микроскопа располагаются
1) в гнездах револьвера
2) в верхней части тубуса
3) у основания лапки штатива
4) на предметном столике
3. Назначение макрометрического винта
1) перемещение держателя с окуляром в вертикальном направлении
2) перемещение держателя с окуляром в горизонтальном направлении
3) перемещение столика с объектом в вертикальном направлении
4) перемещение столика с объектом в горизонтальном направлении
4.Кратность увеличения окуляра микроскопа «Биолам» может быть
1) х 40
2) х 8
3) х 10
4) х 90
5. Кратность увеличения иммерсионного объектива
1) х 8
2) х 90
3) х 20
4) х 40
- Решение ситуационных задач:
Задача №1
Постоянный препарат изучен на малом увеличении, однако при переводе на большое увеличение объект не виден, даже при коррекции макро- и микрометрическим винтами и достаточном освещении. Необходимо определить, с чем это может быть связано?
Задача №2
Препарат помещен на предметный столик микроскопа, имеющего в основании лапки штатива зеркало. В аудитории слабый искусственный свет. Объект хорошо виден на малом увеличении, однако при попытке его рассмотреть при увеличении объектива х40, в поле зрения объект не просматривается, видно темное пятно. Необходимо определить, с чем это может быть связано?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
1. Изготовление микропрепаратов представителей прокариотических (бактериальные клетки) и эукариотических организмов (нервные клетки, клетки кожицы лука).
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- Обязательная
1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.
2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.
- Дополнительная
1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.
2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.
3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.
5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.
6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.
7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.
- Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.
2. ИБС КрасГМУ
3. БД MedArt
4. БД Медицина
5. БД Гении медицины