Ретроспективная психокоррекция
Ретроспективная психокоррекция ориентирована на негативную память прошлого, «фактографию психогенеза». Эти психо-травмирующие факторы или неблагоприятные воспитательные или иные воздействия, прививающие дезадаптивные стереотипы, могут полностью осознаваться личностью и, будучи подтверждены психологическим анализом, совпадая с логикой болезни, могут быть прямо подвергнуты психокоррекции. В тех случаях, когда степень осознания низка или отсутствует совсем, вследствие срабатывания защитных механизмов личности, данный метод применяется после ретроспективной психодиагностики.
Ее ориентируют на поиск оснований для когнитивных искажений и ядерных дезадаптирующих концепций. Процесс ретроспективной диагностики и коррекции может быть одним целым. Часто такие единство, синхронность особенно необходимы при извлечении из архивов прошлого значительных эмоционально насыщенных отрицательных зарядов. Оставлять пациента, обуреваемого вскрытыми интенсивными негативными переживаниями, лишенного психологической защиты нежелательно, это становится новой психической травмой.
Необходимо не только добиться осознания больным какого-либо факта прошлого и его влияния на настоящее, но и достичь нейтрализации этого влияния на психику. Полноценный катарсис -это и осознание личностью причин болезни, и устранение их пато-пластического воздействия, только в этом случае можно действительно говорить об «очищении».
Для ретроспективно-диагностических целей используются прямые исследования в виде расспросов о фактах прошлого, которые запомнились и могли иметь отношение к проблемам пациента или завуалированные в той или иной степени методы кос-
венного внушения и проекции. В последних случаях используется ретроспективный анализ в состоянии бодрствования и релаксации, гипноанализ - ретроградный (регрессивный) гипноз, проективные и рисуночные тесты, адаптированные методы современного психоанализа (метод свободных ассоциаций).
Состояния транса повышают степень доступности тайников памяти, снижают действие механизмов сопротивления. Для того чтобы пациент во время сеанса гипноза мог сообщать о своих переживаниях, ему внушают, что он будет продолжать находиться в гипнотическом состоянии, будет спать, но та его часть, которая отвечает за речь, станет активной, и он сможет говорить, одновременно находясь во сне.
В прямых вариантах ретроспекции прямо внушается аналитическое, диагностическое перемещение во времени в прошлое, темп этого перемещения может быть различным - год за годом, пятилетие за пятилетием и т. д. Может быть дано внушение о перемещении в прошлое без указания временных интервалов -здесь говорят о путешествии в прошлое до того момента, как появится воспоминание, имеющее отношение к заболеванию или проблемам пациента, внушают, что он осознает, почувствует, может быть, зрительно увидит то, что именно имело значение и сможет об этом рассказать.
В качестве косвенного варианта ретроспекции может быть дана метафора «реки памяти», «мостика через реку памяти», «дороги или тропинки в лесу, которая выведет к важному месту, в котором пациент уже был раньше, но забыл об этом, и там увидит события, которые имели большое значение для развития его заболевания или для определенных мыслей и идей.
Подходят и любые другие метафоры, символизирующие возврат в прошлое к значимым воспоминаниям, например, метафора зрительного зала в театре или кинотеатре, где пациент находится в качестве зрителя, а на сцене играют спектакль или на экране демонстрируют фильм, в котором пациент увидит что-то очень важное для себя из недавнего или давнего прошлого. Аналогично предлагается вглядывание в прозрачную среду кристаллов, хрустальных шаров или просто в стакан воды (Л. Шерток, 1992).
Рисование детства «одного мальчика» или «одной девочки», у которых возникли проблемы, когда они выросли, или судьбы какой-либо птицы, или животного, или, наконец, дерева, у которого «особенное прошлое» также может освободить процесс катарсиса от вытесняющего влияния сознания.
Для целей ретроспекции могут быть использованы проективные тесты ТАТ, КАТ, рисунок несуществующего животного и другие.
Необходимо отметить, что факты, действительно имевшие отношение к проблемам пациента, воспроизводятся с заметными эмоциональными реакциями. Это позволяет отделить от них другие, нейтральные для фактографии психогенеза и патогенеза заболевания влияния. Чем более выражено отреагирование, тем вероятнее значимость данного факта. Отсутствие аффекта при воспроизведении событий прошлого говорит или об их переработанное™ личностью, или изначально слабом влиянии на судьбу пациента. Однако это касается лишь психических травм. Концеп-туальнообразующие факторы, не сопровождавшиеся психотравмами, несмотря на их патогенетическую значимость, при извлечении из архивов памяти могут не сопровождаться заметным от-реагированием. Связь таких событий и влияний с актуальными проблемами пациента устанавливается психотерапевтом путем логических заключений.
Важным моментом когнитивно-аналитической ретроспекции является установление того, каким образом думал пациент о негативном событии, как он его интерпретировал, какие выводы сделал, какой концептуальный комплекс относительно этого факта он построил (Р. МакМаллин, 2001).
При обнаружении подобных патопластических фактов, определивших дезадаптивный стиль мышления или развитие заболевания, их влияние нейтрализуют.
Для этого внушается новая интерпретация этих воздействий. Прежнюю дезадаптивную интерпретативно-концептуальную цепочку на разных ее уровнях, в той или иной форме, директивно или недирективно, прямо или косвенно объявляют ошибочной и вместо нее выстраивают адекватную адаптивную концептуальную последовательность, которая по-новому объединяет все патогенетически значимые события.
Устранение патогенного влияния определенных влияний и событий достигается также с помощью прямых или косвенных внушений такого рода:
«То, что случилось тогда, относится к прошлому, к тому, что было в прошлом, было - значит прошло, закончилось, и сейчас можно по-новому посмотреть на это с высоты своего возраста и опыта». (Говорить о большей зрелости и мудрости можно как взрослым, так и детям.) «Теперь это становится лишь фактом прошлого, освобожденным от каких-либо эмоций, это было и прошло, прошло навсегда, и это прошлое все дальше и дальше от нас. С каждой секундой увеличивается разрыв времени от нас, находящихся здесь, до того, что находится там, далеко в прошлом. Разрывается связь этого влияния с настоящим и будущим. Прошлое изменилось - оно перестало мешать Вам. Вы по-другому думаете о нем. Вы по-другому видите и чувствуете его. Прошлое стало другим. И настоящее уже другое. И с каждой секундой настоящее, ставшее другим переходит в будущее, которое также мгновенно становится другим - хорошим, спокойным, светлым, комфортным, радостным, потому что произошло освобождение, потому что сброшена тяжесть многолетней бессмыслицы и появилась радостная легкость спокойствия. С этого момента Вы сможете спокойно рассказывать кому угодно и когда угодно об этом событии - если захотите. А если не захотите, то будете спокойно и равнодушно вспоминать или вовсе не вспоминать о том, что было тогда - было и прошло, было и потеряло смысл или приобрело новый смысл - сделало Вас сильнее и умнее».
Параллельно с помощью пассов можно проводить «извлечение» тревог, страхов и других отрицательных эмоций. Для этого накладывают руки на голову пациента и совершают ими «извлекающие», вытягивающие движения, внушая при этом:
«Мои руки освобождают Вашу память от беспокойства и других отрицательных эмоций. Так же, как электрический магнит собирает металлические отходы вплоть до самых маленьких частичек и удерживает их прочно и крепко на себе, а потом в другом месте мгновенно избавляется от них, отправляя на переработку, переплавку, - точно так же и я своими руками собираю все, что
мешало вам нормально жить, переношу в другое место и оставляю там, откуда не будет возврата, не будет никаких сигналов, никогда, нигде. Все Ваше беспокойство (или другие отрицательные явления) извлечено, переработано, переплавлено и отброшено от Вас. Точно так же хирург во время операции своими руками удаляет нездоровый участок ткани и освобождает человека от страданий и больше никогда не возвращает назад то, что мешало быть здоровым».
Проведя необходимое количество «извлекающих» пассов, кладут свои руки на голову пациента и, удерживая их некоторое время, внушают: «Теперь мои руки дают Вам уверенность и силу, чтобы преодолеть любые проблемы и сложности в жизни. Прошлое закончилось, прошлое в прошлом, а сейчас и дальше - уверенность, власть над собой, устойчивое хорошее настроение, спокойствие там, где желательно быть спокойным, и активность там, где желательно быть активным».
В процессе суггестии важно также остановиться на адаптивных концепциях, заменивших дезадаптивные, описать ряд ситуаций, в которых будут применяться новые когнитивно-поведенческие модели. Перечень этих ситуаций должен быть как можно более полным. Могут быть названы универсальные ситуации и состояния, требующие применения новых подходов. Вакуум, остающийся после устранения дезадаптивных позиций и стереотипов должен быть заполнен однозначно правильными адаптивными когнициями и алгоритмами поведения. В противном случае неопределенность, отсутствие спецификации может привести к неопределенности и затруднениях в выборе модели действий.
Примером применения ретроспективной психокоррекции может служить опыт лечения пациентки Д., 30 лет, (дезадаптивно-ин-тегрированный гиперактуализирующий негативно-интерпретирующий когнитип) страдавшей многолетними паническими атаками и клаустрофобией, причины которых на первый взгляд были непонятны. По контрасту с состоянием психического здоровья, Д. была весьма успешна в бизнесе.
В течение 15 лет она не могла спать ночью из-за того, что испытывала неопределенную тревогу и чувство страха. Днем спала урывками. Постепенно стала раздражительной, эмоционально неустойчивой. Начала избегать общения с мужским полом, испытывая в присутствии мужчин чувство беспокойства, со страхом думала о замужестве и необходимости рожать детей. Присоединились приступы с чувством паники, ощущением озноба, побледнением кожных покровов, общим тремором в замкнутых помещениях (метро, лифты, самолеты, маленькие и большие помещения, из которых сложно быстро выйти).
Эти приступы стали возникать также и в воде, особенно если рядом находился мужчина. Кроме этого они распространились на контакты с людьми, которые нельзя прервать по собственному желанию (например, важные совещания на работе). Дома в дневное время чувствовала себя спокойно, особенно в присутствии матери. Постепенно стала все реже выходить из квартиры, а если и приходилось, то старалась брать с собой мать. Деловые контакты свелись к телефонным разговорам, «дистанционному управлению» и коротким встречам на дому.
Каких-либо психотравмирующих событий, которые могли бы повлиять на ее заболевание, пациентка в беседе вспомнить не могла. Обследовалась и лечилась у невропатологов (диагноз -симпатоадреналовые кризы) и психиатров (диагноз - клаустрофобия) адреноблокирующими, вегетотропными и психотропными препаратами, овладела навыками релаксации, однако состояние практически не изменилось.
На поверхности когнитивных построений у пациентки были когниции, программирующие и прогнозирующие в определенных условиях, которые она для себя считала опасными, т. к. «страдает неспособностью управлять собой и симпато-адреналовыми кризами, могущими привести к чему угодно, вплоть до инсульта». Боялась, что на людях потеряет контроль над своим поведением, поведет себя как-либо неадекватно, «как сумасшедшая», или упадет в обморок там, где есть недостаток кислорода (в метро, лифтах и т. п.) или в воде. Опасалась за жизнь и из-за технических опасностей, которые представляют собой транспортные средства (пожар в метро, обрыв тросов у лифта и т. п.).
Пациентка положительно относилась к гипнотерапии, искала «сильную личность, которая окажет на нее более значительное
влияние, чем ее страх», личность, которая освободит ее от «тирании страха». В связи с этим были проведены сеансы гипноза, на которых продемонстрировала хорошую гипнабельность. Гипнотическая регрессия была осуществлена на втором сеансе. На нем больная с выраженными эмоциональными реакциями страха, в обратном хронологическом порядке вспомнила четыре психотравмирующих события.
Первое из них произошло в возрасте 15 лет. Тогда ночью пациентка увидела сон, как будто она идет по длинному коридору, в конце его видит отрывной календарь, отрывает листок с датой, оглядывается в сторону, а там, в гробу лежит ее дед, мертвый, почему-то маленький по сравнению с гробом, несоразмерно большим для него. Через несколько месяцев дедушка действительно умер, и, как ни странно, именно в тот день, который больная видела на календарном листке, который оторвала. В гробу и дед, и его гроб выглядели именно так, как во сне. Во время сеанса ей был задан вопрос, о чем она думала тогда, когда умер дед, пациентка ответила: «Я могу вызвать смерть других людей своими сновидениями. Мне нельзя видеть сны, чтобы никто не умер». Хронологически и по смыслу это совпадает с моментом появления ночной бессонницы и ночной тревожности.
Второе впечатление относилось к возрасту 9 лет - на нее с вышки, когда она проплывала под ней на надувном круге, упал «невнимательный» ныряльщик. Девочка, как и ныряльщик, получила ушиб головы, аспирировала много воды, оба тонули, однако были спасены. На вопрос о мыслях, которые возникли у нее в связи с этим, ответила: «Плавать опасно, смерть придет неожиданно. Парень меня чуть не убил. Больше никогда в воду не пойду».
Третье впечатление относилось к возрасту 5 лет, когда она заигралась в песочнице вечером одна, и на нее посягал педофил. До изнасилования дело не дошло, ограничившись «извращенной пальпацией» ребенка. Центральное заключение, оставшееся после этого случая у пациентки: «Страшный, непонятный, противный дядька. Нужно быть всегда рядом с мамой».
Наконец, четвертое воспоминание относилось к моменту, когда рождалась сама пациентка. Во время сеанса она пережила
вновь впечатления собственных тяжелых родов, при этом извивалась, как будто проходит по родовым путям, стонала, плакала, жаловалась на головную боль, высказывалась: «Голове больно. Голова как тыква. Мне тесно. Страшные роды, страшные роды. Не хочу больше». В анамнезе у пациентки действительно были тяжелые роды, асфиксия, экстракраниальная гематома, наложение щипцов.
Каждое «ожившее» воспоминание было сразу освобождено во время сеанса от эмоциональных наслоений по описанной выше схеме в сопровождении символических контактных пассов. Общий эффект этого сеанса был удовлетворительным, пациентка отмечала появление забытого чувства приятной спокойной усталости, как будто проделала какую-то тяжелую и важную работу и сняла с себя многолетний груз. В течение 2 дней до следующего сеанса чувствовала некоторую психомоторную заторможенность и душевную анестезию. Ночью спала с назначенными снотворными средствами.
Можно по-разному относиться к первому и четвертому воспоминаниям пациентки - как к реальным воспоминаниям, или реальным совпадениям, или как к когнитивно-эмоциональным построениям, основанным на ложных заключениях на основе полученной от других информации, однако логика болезни и структура страхов пациентки с большой долей вероятности являются производными этих переживаний. Каждая интерпретация этих психотравм рождала соответствующую концепцию и тождественный ей вид страха, приобретая хронический характер в силу естественной когнитивной и эмоциональной уязвимости ребенка.
Так, заключение: «Я могу вызвать смерть других людей своими сновидениями. Мне нельзя видеть сны, чтобы никто не умер», переросло в страх сна вообще, особенно ночного и лишило ее ночного сна, так как она видела «пророческий» сон именно ночью.
«Плавать опасно, смерть придет неожиданно. Парень меня чуть не убил. Больше никогда в воду не пойду» модифицировалось в страх воды, а совместно с последующим впечатлением «Страшный, непонятный, противный дядька. Нужно быть всегда рядом с мамой», в сочетании с отрицательным впечатлением от юноши-ныряльщика стало основой боязни лиц мужского пола.
«Голове больно. Голова как тыква. Мне тесно. Страшные роды, страшные роды. Не хочу больше» привело к страху беременности и родов, а также, возможно, и замкнутых помещений, усилив настороженное отношение к мужчинам как источнику и этой неприятности (беременности и родов).
Эти интерпретации и концепции сформировали глобальную ядерную концепцию: «Мир очень опасен. Всегда. И днем, и ночью. И везде. Я сама для себя опасна. Нужно постоянно быть начеку, следить за всем, все держать под контролем, чтобы вовремя заметить опасность. Там, где нельзя управлять событиями, лучше не показываться, а еще лучше вообще держаться подальше от всего».
Эти когнитивные моменты обсуждались на следующих встречах с пациенткой, всесторонне рассматривалась их ложность, во время очередных сеансов гипноза им противопоставлялись альтернативные адаптивные концепции.
Было объяснено, что инфантильная часть пациентки ошибочно воспринимает некоторые события и ситуации, нелепо и неадекватно применяя детскую логику и эмоциональность. В то же время сама пациентка была оценена очень взрослой во всем остальном, и в этом остальном даже более мудрой и сильной, чем многие другие, доказав это своей удачной деятельностью в сфере бизнеса.
При возникновении страха ей было дано задание доводить мысли до «первоисточников», сравнивать их с актуальной ситуацией и убеждаться в их несопоставимости, убеждать и свою детскую часть в этом. Пациентка носила с собой тексты с контраргументацией для каждого случая.
Было проведено еще 4 гипнотических сеанса, в которых использовались прямые и косвенные внушения, имевшие своей основой следующую расширенную адаптивную концепцию:
«Детство закончилось. Я большая, я взрослая. Я умная и сильная. Я осознала детские ошибки. В моей жизни были миллиарды событий, дел и встреч, и из них лишь 4 оказались неприятными - это значит, что моя жизнь складывается удачно, все идет хорошо, я могу смело доверять своей судьбе, своей душе, своему уму, своему здоровью и вообще себе. Я исправила детские ошибки. Я могу доверять себе, своей психике, своим снам, своему разуму, своему сознанию и подсознанию. Мир на самом деле добр
ко мне, поэтому у меня реально все хорошо. Я могу смело доверять миру, другим людям. Нет необходимости трястись каждую секунду и ждать опасности. Нет необходимости все контролировать, потому что все само по себе складывается хорошо, нужно лишь не мешать этому. Я столько труда вложила в то, чтобы натренировать свою способность контролировать себя и других, что буквально натерла мозоли на контролирующих системах, я занималась культуризмом контроля, у моих контролирующих систем гипертрофированные психологические мускулы. Теперь я могу успокоиться и полностью доверять им, я могу спокойно забыть о контроле, все само по себе, автоматически будет происходить в благоприятном режиме. Я буду использовать силу контролирующих систем для того, чтобы чувствовать себя свободной и в то же время защищенной. Даже альпинисты, даже летчики испытатели получают удовольствие от своих занятий и работы, хотя их деятельность реально опасна. Мне достаточно обычных мер предосторожности с огнем, электричеством, высотой, на дороге, в воде. Самых обычных мер, потому что я не занимаюсь ничем экстремальным. А если бы и занималась, то не тряслась бы, а получала удовольствие. Я могу быть спокойной везде, и всегда, и с любыми людьми. Спокойный разум больше поможет мне, чем испуганный и загнанный в угол. Нет смысла контролировать все и везде - это лишает удовольствия жить, жизнь теряет смысл без ощущения радости и свободы. Я доверяю естественным силам моей природы и естественной мудрости человеческого общества. Я избавилась от детской глупости. Жить смело, радовать себя и других. Всегда и везде. Приятно быть взрослой, обладать возможностями взрослой. Я уверена в себе и в своих силах. Справлюсь с любой проблемой!».
Кроме этого во время сеансов пациентке внушалась визуализация ситуаций и мест, в которых ранее у нее возникала тревога и другие, типичные для нее проблемы. При этом внушалось спокойное и комфортное состояние. Содержание этих внушений пациентка далее повторяла во время ролевых тренингов и самостоятельных релаксационно-суггестивных занятий перед подобными ситуациями. В процессе динамического наблюдения проводились поддерживающие сеансы. Через месяц после начала
Глава 20
TABULA RASA
Tabula rasa - «чистая доска» - чистое, незаполненное состояние разума - метафора, шра, тренинг, явное и скрытое внушение оптимальных адаптивных концепций существования, стратегий мышления и поведения, тренировка психологической пластичности. Метод предполагает глубокий эмпатический контакт с пациентом и его полное доверие, уважение к психотерапевту. Проводится в конце когнитивно направленной работы, когда на уровне сознания достигнуто принятие адаптивных концепций и когнитивно-поведенческих моделей.
Пациента вводят в состояние гипнотического транса или внушают релаксацию. Дают вводную метафору, отражающую образ чистоты и свободы, например, вид сверкающей мостовой после летнего дождя. Далее предлагается расслабиться и на некоторое время забыть все свои идеи, взгляды и оценочные суждения относительно себя и других, полностью освободиться от каких-либо вариантов мировоззрения и полностью соглашаться с высказываниями психотерапевта, подтверждая свое согласие утверждениями: «Абсолютно согласен. Полностью верю Вам. Полностью принимаю это. До глубины души согласен!». Психотерапевт далее задает вопросы и проверяет степень усвоения информации - насколько быстро и правильно, соответственно услышанному, отвечает пациент. Подобный сеанс несколько раз повторяется в процессе лечения.
_
Глава 21
ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ
(КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)
Психотерапевтическая резистентность и личностная ригидность - различные варианты психологического сопротивления и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения - входят в число основных причин затруднений в психотерапевтической работе. Механизмы их возникновения могут быть связаны с ценностью и выгодностью симптомов болезни или субъективных когнитивных позиций (неадекватных концепций, касающихся взаимоотношений с миром и соответствующих стратегий поведения).
В других случаях играют роль неприятие личности психотерапевта или поверхностный уровень психотерапевтического воздействия. Кроме этого, могут иметь значение: выраженное негативное эмоциональное сопровождение симптоматики, глубинные неосознаваемые факторы, преморбидная врожденная или нажитая в ходе развития заболевания ригидность, затрагивающая ней-ропсихологический уровень, имеющая, например, психоорганический генез и т. п.
Тренинг пластичности направлен на побуждение пациента к изменению негативных стратегий существования, дестабилизацию застойных дезадаптирующих поведенческих стереотипов и развитие пластичности.
Основа методики - многоуровневая модель нейтрализации психотерапевтической резистентности и личностной ригидности с активацией пластичности в различных сферах мышления, восприятия и переработки информации. При этом позитивные изменения затрагивают как нейрофизиологический, так и личностный уровни, формируя благоприятную основу для усвоения новых, адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий.
Психотерапевтический комплекс включает в себя общие и специальные лечебно-коррекционные воздействия (общий и специальный тренинг пластичности). Реализация этого комплекса осуществляется в виде сеансов, предваряющих или сопровождающих любые другие методы психотерапии, и включает в себя также специальные домашние задания, которые выполняет пациент.
Первоначально выявляют патологические дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии и, используя приемы прямого и косвенного воздействия, формируют у пациента мотивацию избавления от них и принятия, освоения позитивных, адаптивных стратегий мышления и поведения. На этом основании внушают концепцию ведущей роли психологической инертности и р.игид-ности в сохранении и поддержании патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация патологической доминанты, улучшение подвижности нервной системы и мыслительных процессов для повышения готовности к усвоению новых, позитивных когнитивно-поведенческих схем и освобождения от устоявшихся негативных стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жизни.
Параллельно оценивают степень психотерапевтической ре-зистентности и личностной ригидности. Это осуществляют путем выявления и анализа реакций пациента на предлагаемые рекомендации, убеждения и суггестию и регистрации темпа переформирования негативных стереотипов в позитивные.
Разрабатывают индивидуальную схему повышения уровня пластичности в сферах наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийно-логического мышления. Формируют для каждой из них набор доступных, индивидуально приемлемых действий и операций, описываемых ниже, которые обладают как ней-рокоррекционно-тренирующим потенциалом, так и суггестивным, фиксирующим через метафору, скрытый смысл идею инициации и реализации перемен.
Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное суггестивное воздействие в состоянии бодрствования пациента.
Общий тренинг пластичности
На этом этапе меняют стереотипы поведения в областях, не затрагивающих собственно патологию, охватывая максимально широкий диапазон поведенческих реакций, рекомендуя «изменить все, что можно изменить». При этом используют приемы абсурдизации, юмор, гротеск (см. «Метод психомоделирующего гротеска»), которые применяются в специальных вопросах-ответах и домашних заданиях.
Пациенту дают инструкцию высказывать утверждения и отвечать на вопросы, отклоняясь от общепринятых схем, например, меняя порядок слов в предложении или голос (говорить шепотом, нараспев или слишком громко), или заведомо неправильно, абсурдно. Вопросы задает психотерапевт, а в домашних условиях -соответствующим образом подготовленные родители, другие члены семьи или пациент самому себе. Утверждения и вопросы могут касаться имени, возраста, пола, расовой принадлежности, рода занятий пациента, времени года, ситуации в стране, состава правительства и т. п.
Кроме этого тренируют «обратные действия»: использование левой руки вместо правой (у правшей) при употреблении пищи, чистке зубов, выполнении других действий, необычные варианты походки (боком, задом наперед, на цыпочках, с прыжками на одной ноге и т. п.).
Изменяют привычную локализацию в пространстве квартиры, врачебного кабинета и других местах. Проводят доступные изменения интерьера в квартире и на рабочем месте пациента.
Модифицируют в допустимых пределах стиль самопрезентации - прическу, цвет волос, манеру одеваться и высказываться, мимико-пантомимический стереотип.
При алкогольной зависимости для сепарации от провоцирующей среды, отказа от социально-зависимых ритуалов и стереотипов употребления алкоголя в условиях социального контакта осваивают свободное выполнение действий, выделяющих пациента среди других людей, но не связанных первоначально с алкоголизацией. Это может быть употребление пищи другой рукой или без столовых приборов, руками или из посуды, значительно отличающейся от остальной и т. п. Освоение такого не-
стереотипного поведения оказывает косвенное суггестивное действие, формирующее стереотип независимого поведения и подготавливающее реакцию отказа от алкоголя в ситуации общения с лицами, употребляющими спиртные напитки.