Теория личности Абрахама Маслоу

Один из фундаментальных тезисов, лежащих в основе позиции А. Маслоу, является холистическая доктрина, подразумевающая взгляд на человека как на целостность. Изучая личность, важно понять ее в целом, а не в контексте преобладающих тенденций или определяющих механизмов. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. В этом контексте, центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Настаивая на неуместности экспериментов на животных, А. Маслоу утверждал, что существуют глубокие различия между поведением человека и животных. Изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, социальные чувства, высшие потребности), а также, творческий потенциал и аспекты ответственности.

Размышляя о человеке и чкловечестве, автор придерживался позиции изначальной добродетельности или, как минимум, нейтральности, личности. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Кроме того, А. Маслоу, настаивая на приоритете творческой стороны в человеке, утверждал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, потенциально присутствующей во всех людях от рождения [7]. Творчество - это универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения, которая может быть как утрачена, так и восстановлена.

Структура.Придерживаясь холистической доктрины и не следуя никакой специфической структурной организации личности в целом, А. Маслоу в своей теории краеугольным вопросом выдвигает вопрос о мотивации. Автор полагал, что люди мотивированы в поисках личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он считал, что человек редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. На смену одной потребности приходит другая, организуя человеческое существование как постоянный переход из состояния недолговечного гомеостаза, через актуализирующуюся потребность, к состоянию гетеростаза и поиску удовлетворения [7].

Всю совокупность человеческих потребностей А. Маслоу рассматривал в контексте иерархии и взаимной обусловленности. Им была разработана модель мотивационной составляющей личности в виде пирамиды потребностей (рис. 10).

Самоуважение, значимость, компетентность
Принадлежность, любовь, признание, принятие
Безопасность, выживание, стабильность
Голод, жажда, сохранение тепла, секс
Самоактуализа ция, реализация потенциала




Рисунок 10. Пирамида потребностей личности по А. Маслоу

Функционирование системы потребностей личности подчинено некоторым закономерностям.

1. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены, чтобы человек мог осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. По мнению автора, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.

2. Иерархия потребностей распространяется на всех людей и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

3. Иерархическое расположение мотивов подразумевает исключения из основного принципа организации пирамиды потребностей. Другими словами, потребности вышележащего уровня могут быть актуализированы, осознанны и удовлетворены даже при отсутствии удовлетворения нижележащих потребностей. Это свойственно по большей части людям творческим, стойко приверженным своим ценностям и идеалам, духовно развитым.

4. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своего жизненного опыта.

5. Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

6. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

7. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Трактовка потребностей первых четырех уровней у А. Маслоу в целом соотносится с пониманием подобных потребностей у других авторов. Потребность в самоактуализации является вершиной пирамиды потребностей по А. Маслоу и, в понимании автора, вершиной человеческого существования [7]. Она характеризуется как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. Самоактуализироваться – значит стать стать полностью самим собой, достичь вершины своих возможностей.

Многочисленные наблюдения и исследования позволили А. Маслоу сделать вывод о том, что люди лишь на 10 % удовлетворяют потребность в самоактуализации и лишь для 1 % людей эта потребность удовлетворена [7]. Автор предполагает, что, с одной стороны, побуждение к осуществлению потенциальных возможностей естественно и необходимо для всех людей. С другой стороны, многие люди просто не видят своих возможностей; они даже не подозревают об их существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Они смогут сомневаться и опасаться своих способностей, уменьшая шансы для самоактуализации. Кроме того, социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами и стереотипами. Еще один барьер на пути самоактуализации – конкурентное противодействие, оказываемое потребностями безопасности. Посткольку процесс роста требует готовности к риску, переменам, отказу от привычного и неопределенности, это увеличивает страх и тревогу человека, актуализируя потребности в безопасности и защите.

Процесс и развитие. В контексте иерархической концепции мотивации и процесса личнсотых изменений, А. Маслоу выделил две глобальные мотивационные тенденции: дефицитные мотивы и мотивы роста [7]. Дефицитарные или Д-мотивы заключают в себе больше, нежели низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. Депривационная мотивация строится на удовлетворении дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность, отвержение). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:

· их отсутствие вызывает болезнь;

· их присутствие предотвращает болезнь;

· их восстановление излечивает болезнь;

· при определенных сложных условиях они предпочитаются другим мтоивам;

· они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Следовательно, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие, и снижение напряжения .

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить весь спектр возможностей в действительность. Метапотребности призваны обогатить и расширить жизненный опыт и увеличить напряжение. Вместе с тем, Б-мотивы приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы.

А. Маслоу указывал на ряд метапотребностей или бытийных ценностей в контексте мотивации самоактуализации (табл. 10-1) [7].

Метапотребности в рамках самоактуализации человека

Таблица 11.

п/п Метапотребности Характристики метапотребностей
Целостность Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок
Совершенство Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование
Завершение Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок
Закон Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование
Активность Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование
Богатство Дифференциация, сложность
Простота Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура
Красота Правильность, форма, живость, простота, богатство, цельность, совершенство, завершенность, неповторимость, благородство
Доброта Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность
Уникальность Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна
Ненапряженность Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство
Игра Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость
Истина, честь, реальность Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность
Опора на себя Самостоятельность, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

С точки зрения автора, метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности и могут быть взаимозаменяемы. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека.

Норма и патология.В своей теоретичесой и практической деятельности, А. Маслоу делал акцент на психическом здоровье. Он полагал односторонним психоаналитический взгляд на личность, он основан на болезненных аспектах и игнорирует силу и добродетель личности [27].

А. Маслоу считал, что трудно понять психическое заболевание, если нет понимания психического здоровья. С его точки зрения, психически здоровыми можно считать людей, для которых существуют все виды потребностей. Такие люди могут, подчиняясь закономерностям функционирования мотивационных сил, осознавать их и осознанно управлять ими, выстраивая собственную иерархию потребностей, умело заботясь об удовлетворении потребностей наилучшим способом, устанавливая разумный и необходимый баланс между безопасностью и новизной, умея по своей воле пребывать на разный уровнях потребностей.

Основной причиной психической патологии автор полагал патологические процессы в русле удовлетворения потребностей. Чрезмерная депривация в контексте Д-потребностей приводит к их актуальности и невозможности отступить от процесса их удовлетворения. Кроме того, А. Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, имеют биологические корни [8]. Следовательно, их удовлетворение имеет прямое отношение к вопросам психического здоровья и патологии. Также искаженный процесс удовлетворения метапотрабностей имеет несколько аспектов:

1) большинство людей не используют метамотивацию, так как отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности;

2) депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание;

3) удовлетворение метапотребностей сопряжено с риском, опасностью и неопределенностью;

4) удовлетворение метапотребностей ведет к увеличению напряжения, в то время как удовлетворение дефицитарных потребностей приводят к уменьшению напряжения.

Депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. А. Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии, подразумевая под ними высший уровень психических расстройств [8].

Примеры метапатологий по Маслоу

Таблица 12

№ п/п Метапаталогии
Недоверие, цинизм, скептицизм  
Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя  
Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность  
Дезинтеграция, распад, разложение  
Утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным  
Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться  
Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм  
Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора  
Перекладывание ответственности на других  
Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни

Согласно автору, многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Метапатологии могут быть ответственны за искажение ценностного развития [8].

В соответствии с идеей существования дефицитарных и бытийных потребностей, А. Маслоу сформулировал концепцию соответствующего образа жизни. Он выделял дефицитарный образ и метаобраз жизни как путь к совершенствованию.

Д-жизнь – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Д-жизнь превращает человека в обыкновенного респондента, она характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Люди с таким образом жизни предпочитают безопасность и умеренные достижения.

Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний [8]. Б-образ жизни включает в себя наиболее наполненные моменты человеческого существования, моменты величайшей ясности, индивидуальности и наполненности. В этом же ключе им была сформулирована концепция о вершинном переживании. Вершинные переживания – моменты, во время которых человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Самоактуализирующийся человек стремится пережить этимоменты, они часто бывают отправной точкой важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле вершинные переживания отражают цепочку Б-ценностей в той степени, в какой человек чувствует себя преображенным такими переживаниями.

Изменения. Путь к психическому здоровью и благополучию с точки зрения А. Маслоу лежит через осознанное стремление реализовать наибольшее число возможностей в своей жизни. Это изначально присущая любому человеку потребность в самоактуализации, которая, даже встречая препятствия на пути удовлетворения, побуждает человека стать тем, кем возможно ценой риска, напряжения, усилий и преобразований. Людей, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны, автор называл самоактуализирующимися личностями. Согласно А. Маслоу, такие люди имеют ряд ключевых характеристик [8].

1. Способность воспринимать мир вокруг себя заинтересованно и беспристрастно, не позволяя собственным ожиданиям и опасениям искажать картину мира.

2. Толерантность к противоречивости и неопределенности.

3. Интерес к проблемам, которые не имеют однозначно правильных или ошибочных решений.

1. Способность принять себя такими, какие есть; отсутствие сверхкритичности к своим недостаткам и слабостям. Самоприятие выражается на всех уровнях функционирования личности (физиологическом, психологическом, социальном, духовном).

2. Осознание себя как части мира (природы и социума) без желания подчинять и поглощать и без тенденции к слиянию.

3. Осознанное и спокойное принятие конечности жизни.

4. Непосредственность и простота в поведении.

5. Приверженность цели, долгу и призванию.

6. Способность ориентироваться на проблемы, стоящие за пределами собственной индивидуальной жизни.

7. Стремление расширять собственную компетентность, шрокий круг интересов, связанный с интегративными аспектами человеческой жизни (наука, культура, искусство, философия).

8. Необходимость уединения, неприкосновенности внутреннего мира и одиночестве.

9. Умение устанавливать близкие отношения дружбы и любви.

10. Свобод в выборе своих действий, независимо от физического и социального окружения.

11. Высокая степень самоуправления и "свободы воли".

12. Способность оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, наслаждение и восторг.

13. Богатство субъективного опыта (переживаний, желаний и мыслей).

14. Наличие в опыте вершинных или мистических переживаний: моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.

15. Способность к трансценденции.

16. Общественный интерес.

17. Уважение к старости и слабости.

18. Демократичность.

19. Уважение к различиям между людьми.

20. Разграничесние средств и целей.

21. Философское чувство юмора.

22. Креативность.

23. Сопротивление окультуриванию.

Люди с подобным набором личностных качеств встречаются нечасто. А. Маслоу подчеркивал, что самоактуализирующиеся люди не ангелы и не суперзвезды.Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвержены порокам и искушениям, как и все. Они могут обладать, наряду с вышеперечисленными, самыми разными нелицеприятными характеристиками и способами поведения. Несмотря на все несовершенства, самоактуализирующиеся люди сохраняют и развивают тенденцию к полноте жизни и самосовершенствованию, что помогает им сохранять и преумножать ресурсы психического здоровья.

Принципиальная позиция А. Маслоу также состоит в том, что отношение к человеку в современном обществе как к нарциссическому животному, влечет за собой бесконечные напластования дисциплинарных и угрожающих воздействий, препятствующих удовлетворению самых разных потребностей и снижает вероятность Б-образа жизни. Он полагал, что вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение будет способствовать удовлетворению потребностей человека. "В таких условиях самые глубинные пласты природы человека могут проявляться с большей легкостью" [7, с. 122]. Таким образом, неоценимый вклад А. Маслоу в психологическую теорию состоит в его настойчивом и заинтересованном внимании к позитивным измерениям человеческого опыта.

Наши рекомендации