Теория личности Абрахама Маслоу
Один из фундаментальных тезисов, лежащих в основе позиции А. Маслоу, является холистическая доктрина, подразумевающая взгляд на человека как на целостность. Изучая личность, важно понять ее в целом, а не в контексте преобладающих тенденций или определяющих механизмов. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. В этом контексте, центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.
Настаивая на неуместности экспериментов на животных, А. Маслоу утверждал, что существуют глубокие различия между поведением человека и животных. Изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, социальные чувства, высшие потребности), а также, творческий потенциал и аспекты ответственности.
Размышляя о человеке и чкловечестве, автор придерживался позиции изначальной добродетельности или, как минимум, нейтральности, личности. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Кроме того, А. Маслоу, настаивая на приоритете творческой стороны в человеке, утверждал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, потенциально присутствующей во всех людях от рождения [7]. Творчество - это универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения, которая может быть как утрачена, так и восстановлена.
Структура.Придерживаясь холистической доктрины и не следуя никакой специфической структурной организации личности в целом, А. Маслоу в своей теории краеугольным вопросом выдвигает вопрос о мотивации. Автор полагал, что люди мотивированы в поисках личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он считал, что человек редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. На смену одной потребности приходит другая, организуя человеческое существование как постоянный переход из состояния недолговечного гомеостаза, через актуализирующуюся потребность, к состоянию гетеростаза и поиску удовлетворения [7].
Всю совокупность человеческих потребностей А. Маслоу рассматривал в контексте иерархии и взаимной обусловленности. Им была разработана модель мотивационной составляющей личности в виде пирамиды потребностей (рис. 10).
Самоуважение, значимость, компетентность |
Принадлежность, любовь, признание, принятие |
Безопасность, выживание, стабильность |
Голод, жажда, сохранение тепла, секс |
Самоактуализа ция, реализация потенциала |
Рисунок 10. Пирамида потребностей личности по А. Маслоу
Функционирование системы потребностей личности подчинено некоторым закономерностям.
1. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены, чтобы человек мог осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. По мнению автора, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.
2. Иерархия потребностей распространяется на всех людей и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
3. Иерархическое расположение мотивов подразумевает исключения из основного принципа организации пирамиды потребностей. Другими словами, потребности вышележащего уровня могут быть актуализированы, осознанны и удовлетворены даже при отсутствии удовлетворения нижележащих потребностей. Это свойственно по большей части людям творческим, стойко приверженным своим ценностям и идеалам, духовно развитым.
4. Некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своего жизненного опыта.
5. Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.
6. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.
7. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Трактовка потребностей первых четырех уровней у А. Маслоу в целом соотносится с пониманием подобных потребностей у других авторов. Потребность в самоактуализации является вершиной пирамиды потребностей по А. Маслоу и, в понимании автора, вершиной человеческого существования [7]. Она характеризуется как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. Самоактуализироваться – значит стать стать полностью самим собой, достичь вершины своих возможностей.
Многочисленные наблюдения и исследования позволили А. Маслоу сделать вывод о том, что люди лишь на 10 % удовлетворяют потребность в самоактуализации и лишь для 1 % людей эта потребность удовлетворена [7]. Автор предполагает, что, с одной стороны, побуждение к осуществлению потенциальных возможностей естественно и необходимо для всех людей. С другой стороны, многие люди просто не видят своих возможностей; они даже не подозревают об их существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Они смогут сомневаться и опасаться своих способностей, уменьшая шансы для самоактуализации. Кроме того, социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами и стереотипами. Еще один барьер на пути самоактуализации – конкурентное противодействие, оказываемое потребностями безопасности. Посткольку процесс роста требует готовности к риску, переменам, отказу от привычного и неопределенности, это увеличивает страх и тревогу человека, актуализируя потребности в безопасности и защите.
Процесс и развитие. В контексте иерархической концепции мотивации и процесса личнсотых изменений, А. Маслоу выделил две глобальные мотивационные тенденции: дефицитные мотивы и мотивы роста [7]. Дефицитарные или Д-мотивы заключают в себе больше, нежели низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. Депривационная мотивация строится на удовлетворении дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность, отвержение). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:
· их отсутствие вызывает болезнь;
· их присутствие предотвращает болезнь;
· их восстановление излечивает болезнь;
· при определенных сложных условиях они предпочитаются другим мтоивам;
· они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.
Следовательно, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие, и снижение напряжения .
В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить весь спектр возможностей в действительность. Метапотребности призваны обогатить и расширить жизненный опыт и увеличить напряжение. Вместе с тем, Б-мотивы приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы.
А. Маслоу указывал на ряд метапотребностей или бытийных ценностей в контексте мотивации самоактуализации (табл. 10-1) [7].
Метапотребности в рамках самоактуализации человека
Таблица 11.
п/п | Метапотребности | Характристики метапотребностей |
Целостность | Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок | |
Совершенство | Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование | |
Завершение | Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок | |
Закон | Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование | |
Активность | Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование | |
Богатство | Дифференциация, сложность | |
Простота | Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура | |
Красота | Правильность, форма, живость, простота, богатство, цельность, совершенство, завершенность, неповторимость, благородство | |
Доброта | Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность | |
Уникальность | Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна | |
Ненапряженность | Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство | |
Игра | Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость | |
Истина, честь, реальность | Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность | |
Опора на себя | Самостоятельность, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам |
С точки зрения автора, метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности и могут быть взаимозаменяемы. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека.
Норма и патология.В своей теоретичесой и практической деятельности, А. Маслоу делал акцент на психическом здоровье. Он полагал односторонним психоаналитический взгляд на личность, он основан на болезненных аспектах и игнорирует силу и добродетель личности [27].
А. Маслоу считал, что трудно понять психическое заболевание, если нет понимания психического здоровья. С его точки зрения, психически здоровыми можно считать людей, для которых существуют все виды потребностей. Такие люди могут, подчиняясь закономерностям функционирования мотивационных сил, осознавать их и осознанно управлять ими, выстраивая собственную иерархию потребностей, умело заботясь об удовлетворении потребностей наилучшим способом, устанавливая разумный и необходимый баланс между безопасностью и новизной, умея по своей воле пребывать на разный уровнях потребностей.
Основной причиной психической патологии автор полагал патологические процессы в русле удовлетворения потребностей. Чрезмерная депривация в контексте Д-потребностей приводит к их актуальности и невозможности отступить от процесса их удовлетворения. Кроме того, А. Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, имеют биологические корни [8]. Следовательно, их удовлетворение имеет прямое отношение к вопросам психического здоровья и патологии. Также искаженный процесс удовлетворения метапотрабностей имеет несколько аспектов:
1) большинство людей не используют метамотивацию, так как отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности;
2) депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание;
3) удовлетворение метапотребностей сопряжено с риском, опасностью и неопределенностью;
4) удовлетворение метапотребностей ведет к увеличению напряжения, в то время как удовлетворение дефицитарных потребностей приводят к уменьшению напряжения.
Депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. А. Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии, подразумевая под ними высший уровень психических расстройств [8].
Примеры метапатологий по Маслоу
Таблица 12
№ п/п | Метапаталогии |
Недоверие, цинизм, скептицизм | |
Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя | |
Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность | |
Дезинтеграция, распад, разложение | |
Утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным | |
Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться | |
Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм | |
Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора | |
Перекладывание ответственности на других | |
Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни |
Согласно автору, многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Метапатологии могут быть ответственны за искажение ценностного развития [8].
В соответствии с идеей существования дефицитарных и бытийных потребностей, А. Маслоу сформулировал концепцию соответствующего образа жизни. Он выделял дефицитарный образ и метаобраз жизни как путь к совершенствованию.
Д-жизнь – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Д-жизнь превращает человека в обыкновенного респондента, она характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Люди с таким образом жизни предпочитают безопасность и умеренные достижения.
Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний [8]. Б-образ жизни включает в себя наиболее наполненные моменты человеческого существования, моменты величайшей ясности, индивидуальности и наполненности. В этом же ключе им была сформулирована концепция о вершинном переживании. Вершинные переживания – моменты, во время которых человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Самоактуализирующийся человек стремится пережить этимоменты, они часто бывают отправной точкой важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле вершинные переживания отражают цепочку Б-ценностей в той степени, в какой человек чувствует себя преображенным такими переживаниями.
Изменения. Путь к психическому здоровью и благополучию с точки зрения А. Маслоу лежит через осознанное стремление реализовать наибольшее число возможностей в своей жизни. Это изначально присущая любому человеку потребность в самоактуализации, которая, даже встречая препятствия на пути удовлетворения, побуждает человека стать тем, кем возможно ценой риска, напряжения, усилий и преобразований. Людей, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны, автор называл самоактуализирующимися личностями. Согласно А. Маслоу, такие люди имеют ряд ключевых характеристик [8].
1. Способность воспринимать мир вокруг себя заинтересованно и беспристрастно, не позволяя собственным ожиданиям и опасениям искажать картину мира.
2. Толерантность к противоречивости и неопределенности.
3. Интерес к проблемам, которые не имеют однозначно правильных или ошибочных решений.
1. Способность принять себя такими, какие есть; отсутствие сверхкритичности к своим недостаткам и слабостям. Самоприятие выражается на всех уровнях функционирования личности (физиологическом, психологическом, социальном, духовном).
2. Осознание себя как части мира (природы и социума) без желания подчинять и поглощать и без тенденции к слиянию.
3. Осознанное и спокойное принятие конечности жизни.
4. Непосредственность и простота в поведении.
5. Приверженность цели, долгу и призванию.
6. Способность ориентироваться на проблемы, стоящие за пределами собственной индивидуальной жизни.
7. Стремление расширять собственную компетентность, шрокий круг интересов, связанный с интегративными аспектами человеческой жизни (наука, культура, искусство, философия).
8. Необходимость уединения, неприкосновенности внутреннего мира и одиночестве.
9. Умение устанавливать близкие отношения дружбы и любви.
10. Свобод в выборе своих действий, независимо от физического и социального окружения.
11. Высокая степень самоуправления и "свободы воли".
12. Способность оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, наслаждение и восторг.
13. Богатство субъективного опыта (переживаний, желаний и мыслей).
14. Наличие в опыте вершинных или мистических переживаний: моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.
15. Способность к трансценденции.
16. Общественный интерес.
17. Уважение к старости и слабости.
18. Демократичность.
19. Уважение к различиям между людьми.
20. Разграничесние средств и целей.
21. Философское чувство юмора.
22. Креативность.
23. Сопротивление окультуриванию.
Люди с подобным набором личностных качеств встречаются нечасто. А. Маслоу подчеркивал, что самоактуализирующиеся люди не ангелы и не суперзвезды.Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвержены порокам и искушениям, как и все. Они могут обладать, наряду с вышеперечисленными, самыми разными нелицеприятными характеристиками и способами поведения. Несмотря на все несовершенства, самоактуализирующиеся люди сохраняют и развивают тенденцию к полноте жизни и самосовершенствованию, что помогает им сохранять и преумножать ресурсы психического здоровья.
Принципиальная позиция А. Маслоу также состоит в том, что отношение к человеку в современном обществе как к нарциссическому животному, влечет за собой бесконечные напластования дисциплинарных и угрожающих воздействий, препятствующих удовлетворению самых разных потребностей и снижает вероятность Б-образа жизни. Он полагал, что вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение будет способствовать удовлетворению потребностей человека. "В таких условиях самые глубинные пласты природы человека могут проявляться с большей легкостью" [7, с. 122]. Таким образом, неоценимый вклад А. Маслоу в психологическую теорию состоит в его настойчивом и заинтересованном внимании к позитивным измерениям человеческого опыта.