Необихевиоральный подход Кларка Халла, Джона Долларда и Нила Миллера
В рамках бихевиорального подхода в персонологии была создана еще одна теория, развивающая идеи респондентного обусловливания, но обогатившая их новыми взглядами. Авторами этой теории являются Кларк Халл, Джон Доллард и Нил Миллер.
Структура.Вслед за Дж. Уотсоном и Б. Скиннером, авторы используют модель «стимул - реакция». Новизна идеи заключается т предположении, что стимулы связываются с реакциями, образуя связки «стимул - реакция». Ассоциация между стимулом и реакцией называется привычкой,структура личности в основном состоит из приобретенных привычек, или связок «стимул - реакция».
Еще одно структурное понятие, введенное К. Халлом, — это понятие драйва. В целом драйв слова определяется как внутренний стимул, достаточно сильный, чтобы активировать поведение. Согласно К. Халлу, именно драйвы побуждают индивида к реакции. Различаются врожденные, первичные драйвыи выученные, вторичные драйвы.Первичные драйвы, такие, как боль и голод, как правило, ассоциируются с физиологическими состояниями внутри организма. Вторичные драйвы - это драйвы, которые приобретаются благодаря ассоциациям с удовлетворением первичных потребностей [10]. Важным приобретенным драйвом является тревога, или страх. Основанный на первичном драйве боли, вторичный драйв тревоги имеет большое значение, потому что может очень быстро усваиваться и обладать большой силой. Тревога может толкать индивида на самые разные действия, она играет особенно важную роль в патологическом поведении.
Процесс и развитие.В контексте взаимосвязи драйв – реакция, первым уделяется большое значение.Закреплениереакций происходит, когда подкрепляющим фактором становится редукция побуждающих стимулов, например, уменьшение боли или ослабление тревоги. В процессе научения нужной реакции для ее закрепления играют роль оба фактора. Так, повышение интенсивности внутреннего импульса (например, тревоги) приводит к усилению реакции. Так же выраженное облегчение состояния (например, не просто снижение тревоги, а еще гордость за собственные достижения) способствует закреплению реакции. Понимание процесса мотивации поведения здесь аналогично скиннеровской точке зрения. Стоит отметить, что термин «драйв» широко используется и в психоанализе. Однако, психоаналитическое понимание драйва соответствует понятию «влечение». В контексте бихевиорального подхода драйв трактуется просто как «внутреннее побуждение».
Личностное развитие рассматривается авторами как процесс накопления и относительного упорядочивания привычек. Исследуя процесс научения, Д. Доллар и Н. Миллер выдвинули идею подражания. С их точки зрения, процесс подражания основан на позитивном подкреплении копирования наблюдаемого поведения. Если человек видит, даже случайно, что определенное поведение получает значимое для него самого подкрепление, он может повторить это поведение изначально ненамеренно. Если, повторяя поведение, он получает подкрепление, это способствует формированию свзки «стимул - реакция» и закреплению поведения. Постепенно, благодаря процессу генерализации, могут повторяться и другие виды поведения наблюдаемого объекта. Другие выводы, касающиеся роста и развития, подчеркивали роль поощрений в практике родительского воспитания. Для нормального течения процесса развития важно адекватное сочетание подкреплений в виде поощрений (выражение любви, тепла, ценностного отношения) и подкрепления в виде наказания (угроза лишения значимых поощрений или выражение негативных чувств). В целом, данная теория делает акцент на том, что личностные характеристики, (связки стимул - реакция) приобретаются в результате действия системы родительских поощрений и наказаний, а также поощрений и наказаний со стороны других значимых людей из окружения ребенка.
Существенным вкладом в бихевиоральный подход в его новом рассмотрении явилось изучение агрессивных реакций человека. Согласно Д. Долларду и Н. Миллеру, человеку свойственны определенные устремления, связанные с его базовыми потребностями (драйвами) как биологичесокого существа. В процессе личностного развития и усложнения личности, появляются другие устремления, связанные с социализацией (социальные потребности или драйвы). Если на пути получения желаемого человек встречается с какого-либо рода препятствием, он оказывается фрустрированным, то есть ограниченным в своем желании. Авторы выдвинули идею о том, что любая фрустрация вызывает в человекек соответствующий отклик, который переживается как протест. Наблюдаемым реазультатом такого состояния является агрессивное пведение. Такое поведение может быть в той или иной мере деструктивно по отношению к внешней среде (препятствию), но оно необходимо для преодоления этого препятствия. В этом смысле агрессия целесообразна. Эта идея получила название фрустрационноая концепция агрессии.
Норма и патология. Д.Доллард и Н. Миллер были в числе первых, кто связал принципы теории научения с феноменами личности вообще и с патологическим поведением в частности. Для этого они выделили понятия внутреннего побуждения (драйва), конфликта побуждений, тревоги и подкрепления посредством снижения тревоги [10].
По мнению авторов, в ходе развития человек учится давать социально приемлемый выход своим внутренним побуждениям. Наиболее критическими ситуациями, с точки зрения теории научения, оказываются кормление, приучение к туалету и сексуальное и агрессивное поведение. Когда ребенок растет, он может хотеть выразить определенные побуждения, но за эти следует родительское наказание. Результатом наказания становится развитие приобретенного драйва страха по отношению к определенным стимулам. А затем, в свою очередь, усваиваются реакции, результатом которых становится снижение приобретенного драйва страха. Примерами реакций, приобретенных в подобных условиях, могут служить реакции вины и избегания.
Авторами были рассмотрены конфликты побуждений, среди которых они выделили конфликт приближения – избегания; конфликт приближения – приближения; конфликт избегания – избегания [10]. Рассмотрим их содержание. В ходе развития один и тот же стимул может вызывать и реакцию приближения, и реакцию избегания. В этом случае индивид переживает конфликт приближения - избегания.Так, вкусная пища может быть привлекательна в связи со вкусовым наслаждением, но и опасна в связи с ее высокой калорийностью и вредностью для здоровья. Такого рода конфликт вызывает психическое напряжение в связи с двуми разнонаправленными драйвами, влекущими индивида в противоположные стороны. Если приэтом присутствует чрезмерная генерализация, подобный конфликт между двумя драйвами становится базовым компонентом в развитии невротического поведения. В результате конфликта и появившейся тревоги у индивида развивается невротический симптом, который снижает тревогу и облегчает давление конфликта. В случае конфликта приближение - приближение человек разрывается между двумя желаемыми альтернативами. Так, женатый мужчина, жена и мать которого ссорятся друг с другом, не в сотоянии определиться, чью сторону ему занять, чтобы не потерять ни тех, ни других значимых отношений. Он вынужден выбирать между двумя привлекательными альтернативами и этот выбор труден. Конфликт избегание - избегание предполагает затруднительный выбор между двумя примерно одинаково непривлекательными вариантами. Заявить протест статусному влиятельному лицу и подвергнуться риску потерять работу или подавить свои желания и ценности, но сохранить статус и доход – вот пример такого конфликта. человек разрывается между нежелательными, неприятными альтернативами. Все эти конфликты при отсутствии разрешения ведут к невротическому поведению.
Изменения. Д. Доллард и Н. Миллер попытались применить принципы своей теории научения к психоаналитическим понятиям. Их книга «Психология и психотерапия» содержит много примеров того, как такие психоаналитические понятия, как вытеснение, симптом и перенос, можно интерпретировать с точки зрения их инструментальной теории научения.