Иван согласился. На обратном пути они заехали к старику, тот напоил их отваром для восстановления сил, и похвалил Ивана. Он пожелал молодым счастья.
И к старухе они заехали, и ее пригласили. И все село гуляло на их свадьбе, и был большой праздник".
В начале сюжета отразился дефицит энергий в области развивающейся части Анимуса женщины — автора сказки. Эта внутренняя "обесточенность" ее мужского начала соответствовала безынициативности и ее реального возлюбленного. В сказке к Ивану много раз обращались мужские и женские персонажи. Они побуждали его проявить инициативу то в одолении дракона, то в создании отношений с Василисой, передавая ему в ходе этих побуждений свою энергию и ответственность. Это привело к повышению активности и к более решительному поведению Ивана (развивающегося Анимуса женщины).
Позже, успешно справившись с испытаниями, мужское начало сумело найти контакт с созревающим женским началом личности — Иван женился на Василисе. Очевидно, что Анимус и изначально обладал немалыми ресурсами. Счастливый богач Данила (более зрелая часть развивающегося мужского), помогающий старик-отшельник (благословляющее отцовское начало) — это ресурсные области. Почему же использование этих ресурсов поначалу было затруднено? В ходе работы над сказкой природные мужские силы пробуждались, "поднимаясь" из "запасников" бессознательного на уровень символического сознания. "Запасниками" здесь выступили архетипические образцы, преломленные через индивидуальные черты (особенности интроектов) участницы инициации. И только будучи осознанными, эти потентные мужские части смогли включить свой потенциал в развивающуюся область мужского — Иван подружился с богачом, проникся мудростью старика-отшельника.
История с двумя Драконами говорит о необходимости целого ряда побед над разлучающими мужское и женское внутренними силами. Мы видим, что, с одной стороны, не полностью побежденный Дракон имеет свойство увеличивать свой потенциал (первый Дракон был 12-тиголовым, а второй — 24-хголовым). Но с другой стороны, даже неполная победа лучше, чем ее отсутствие, так как побежденная часть Дракона внесла свою лепту в увеличение мужских ресурсов главного героя — мудрая саламандра стала советчицей Ивана, символом благословляющей материнской функции, способствующей росту его социальных успехов (Иван стал богаче, обрел уважение селян).
Препятствие в облике Снежной Королевы как отражение холодной неотпускающей части матери было успешно преодолено объединенными силами крепнущего мужского начала.
В результате этой самостоятельной работы с инициирующей сказкой у женщины исчезло напряжение в отношениях с ее реальным мужчиной. Он, наконец, проявил инициативу и смог предельно ясно объявить о своих планах на будущее — он решил прекратить их отношения. Несмотря на то, что такое решение мужчины оказалось для женщины неожиданным, она не только не была травмирована, но почувствовала большое облечение, так как ситуация длительной неопределенности истощала ее силы. Вскоре женщина обрела внутреннее равновесие, к ней вернулось обычное для нее состояние радости. Несколько позже она встретила мужчину, искренне заинтересованного в их отношениях.
Основные виды групповых инициаций
В инициационной терапии разработано большое количество групповых инициаций.
Группа может работать с архетипическими темами в технике направленного воображения, когда сидя в креслах или лежа, участники после легкой релаксации представляют коллективный образ на заранее выбранную ими архетипическую тему. Такие группы могут работать в годичном и двухгодичном режиме.
Существуют и другие виды групповой работы - групповые инициации, проводимые в режиме сюжетных игр, обрядов и ритуалов, основанных на архетипических образцах. Такие игры используют архетипический сюжет или тему. Игровая форма позволяет приблизить инициационный эффект к классическому эффекту реальных инициаций, существующих в различных культурах. Архетипические ресурсы привлекаются практически в любых инициациях. Образы героев, духов предков, Высших существ, сотворивших мир, а также — сюжеты одоления препятствий, злых сил и другие неизменно присутствуют в мужских инициациях различных культур в качестве основных. Женские инициации богаты женскими архетипическими фигурами и образами.
Для групповых инициаций могут быть привлечены и любые архетипические темы, используемые в индивидуальной работе. Однако существуют специальные виды инициаций, которые могут проводиться только в группе. Среди них групповые варианты "Битвы с Драконом" и "Битвы с Кощеем", а также — инициации "Меч Великого Мастера", "Интервью с Василисой Прекрасной", "Интервью с Иваном-царевичем", "Семья, род, нация", "Сотворение мужчины и женщины богами", "Коронация", "Благословение поколений", "Благословение детского Я",, "Благословение мужского и женского Я", "Благословение отца и матери", "Гармоничная семья" и многие другие.
Поскольку в инициационных обрядах многих культур веками используется символическое пространство мифов и сказок, важнейшим аспектом групповой работы в инициационной терапии является групповая работа с мифами и сказками. При этом группа буквально проживает миф или сказку, выбранную в ходе жеребьевки. Последовательно разыгрывая эпизод за эпизодом, погружаясь в чувства героев, затем — расшифровывая значения сказочной и мифологической символики, переводя эти значения на язык повседневной жизни и реальных отношений, участники инициационной группы получают уникальный опыт восхождения по ступеням мужской и женской зрелости, ведущий к священному союзу двух начал.
В частности, миф Апулея "О Психее и Эросе" и миф Кретьена де Труа "О Священном Граале" помогают процессам созревания соответственно женского и мужского начал. Групповое проживание мифа "О Тристане и Изольде" является инициацией становления сакральных отношений мужского и женского во внутреннем мире.
В русле инициационной терапии с этой целью проводятся семинары-тренинги, марафоны, а также — годичные и двухгодичные инициационные группы, где в гармоничном сочетании используются групповые инициации и последовательная работа с мифами и сказками.
Существует групповая инициационная работа с детским слоем личности. В качестве инициационных сюжетов здесь используются сюжеты детских сказок. Сказка "Курочка Ряба", например, раскрывает секрет гармоничного, осознанного зачатия и ожидания ребенка, где Деда и Бабу можно рассматривать как мудрые части отца и матери, способные к осознанию духовных законов принятия нового члена семьи. Отец и мать пытаются постичь предназначение идущего в семью ребенка: дед и баба бьют, а значит, пытаются раскрыть, познать золотое яйцо — его Душу. Сказка "Курочка Ряба" говорит о том, что отец и мать должны приложить усилия, стараться постичь великую тайну предназначения их дитя, но само таинство этого постижения зависит не от них, а от божественной воли (озарения, инсайта), которая всегда выглядит как случайность. В ее роли выступает махнувшая хвостиком Мышка. Именно она разбивает золотое яйцо. После этого можно принимать в семью ребенка, и Курочка Ряба как символ биологической земной части материнской функции обещает скоро снести простое яйцо — самого ребенка.
В сказке "Репка" отражено символическое прохождение плода по родовым путям и благополучное рождение ребенка. Сюжет "Репки" показывает, что процесс родов напрямую зависит от атмосферы и отношений в семье, от того, насколько семья и род гармоничны как иерархическая структура, где главная ответственность принадлежит отцу: "посадил Дед репку…". Рождение ребенка зависит и от того, насколько родные и близкие готовы к приходу нового человека, насколько его любят и ждут. Старшие дети (внучка) и враждующие члены семьи — Собака и Кошка, Кошка и Мышка — должны примириться между собой, осознанно включиться в процесс принятия малыша и сотрудничать ради этой цели. Они объединяются, ожидая и принимая нового члена семьи и рода, создавая пространство любви для новорожденного. Но как бы не старались члены семьи и какой бы правильной не была ее иерархическая структура, важно учитывать, что появление младенца опять-таки зависит от некой высшей воли, которую символизирует решающее появление Мышки.
Сказка "Колобок" может рассматриваться как здоровая матрица получения мальчиком первого эротического опыта. Лиса, съедающая Колобка, — прекрасный символ первого соблазнения. Колобок обманул зайца, волка и медведя (преодолел соответственно страх, агрессию и не отпускающую родительскую опеку), но "с головой" был поглощен женским обаянием Лисы. Так мальчики влюбляются в подруг своих сестер, мам или в кинодив, переживая первую поглощенность очарованием женских чар.
В сказке "Красная Шапочка" происходит первая встреча девочки с необходимостью защищать свою расцветающую женственность. Волк как первый соблазнитель съедает бабушку — символ женской мудрости. Красота девочки привлекает мужскую соблазняющую силу, это приводит к потере бдительности (Волк съел бабушку) и может привести к печальным последствиям (Волк съел Красную Шапочку). Разговор Красной Шапочки с Волком — классический образец флирта. Попасть в живот к Волку — значит потерять волю и свободу. Главными фигурами сказки являются дровосеки, которые спасают героинь сказки. Они символизируют необходимость в удвоении (дровосеков двое) отцовской мужской защиты в период созревания дочери.
Сказки "Мальчик-с-пальчик" и "Буратино" содержат первые инициации для мужского начала, обучающие защищать семью и друзей.
"Дюймовочка" — сказка, инициирующая первые контакты женственности с миром мужчин в качестве невесты — будущей жены. Череда полуженихов венчается настоящим избранником — Дюймовочка выходит замуж за Принца эльфов.
"Морозко", "Крошечка-Хаврошечка" — сказки о тестировании девушки на роль жены, о трудностях перехода из мира семьи в мир взрослой женской ответственности, о женском умении накапливать и хранить в Душе любовь, находясь даже в сложных условиях.
Работа с детским слоем личности в групповых инициациях по темам детских сказок является мощнейшим фундаментом, подготавливающим личность к инициационным нагрузкам более позднего периода развития — к мужским и женским инициациям, позволяющим накопить созидательные мужские и женские силы, строить со-творящие мужско-женские отношения.