Вот как выглядит мини-тренинг, обучающий такому приему архетипического анализа на сеансе с иництерапевтом.

Иництерапевт: "Что если бы ваш муж был женат не на вас, а на Василисе Прекрасной и Премудрой? Опишите, пожалуйста, как бы она реагировала, когда он изменил ей — пошел, как говорят, налево".

Участница инициации (опыт инициационной работы — 1 год): "Василиса бы спокойно отнеслась — он мужчина, ему виднее, пошел, так пошел, налево так налево".

Иництерапевт: "А как бы сама Василиса чувствовала себя при этом? Что бы делала?"

Участница инициации: "Она бы детьми, животными, растениями занималась, в волшебстве бы совершенствовалась".

Иництерапевт: "А муж бы как на такое ее поведение реагировал бы?"

Участница инициации: "Он сначала бы еще хуже делал, проверял бы ее… Привел бы домой любовницу, сам пьяный…"

Иництерапевт: "А она что, Василиса?"

Участница инициации: "Василиса бы посмотрела — он мужчина, привел так привел… Ему виднее. Он в своем мире, мужском. А в женском мире Василисы все равно все по-прежнему цветет, ароматы всюду разливаются, жизни не стало меньше… Оленята, белочки скачут, ручьи журчат… солце светит, дети смеются. Она бы просто смотрела на пьяного неверного мужа из своего благоухающего и полного божественным вечным светом женского мира, и делая свои дела, пыталась бы понять, что с мужем…И своими делами занимаясь, она бы к нему прислушивалась внимательнее, что и как он говорит, что велит делать. Делала бы с особым вниманием и сосредоточением — ведь с ним что-то не так, и ей надо правильно понять, где и какова его рана. Понять незаметно для него, не задевая его мужского достоинства и приоритета. И, поняв, рану затем исцеляла бы… Незаметно для него".

Иництерапевт: "А потом что было бы?"

Участница инициации: "Потом, раз Василиса не унижена, не обижена, не злится, а как была собой, так и осталась, ему бы стыдно стало, и он бы почувствовал себя дураком и подумал: "Ого она какая! И я хочу таким быть…" И стал бы смотреть, как ему до нее достать".

Если в ситуациях сложных взаимоотношений мысленно представлять, как бы повели себя и как чувствовали бы себя на вашем месте архетипические герои или героини, обладающие свойствами целостности и эмоциональной автономии, открывается уникальный опыт зрелости, который делает отношения с близкими более здоровыми и полноценными.

Для архетипического самоанализа можно использовать любые персонажи архетипической мандалы. Например, в случае излишнего раздражения, можно мысленно представить и как можно внимательнее рассмотреть свою внутреннюю Ведьму, определив, в чем она нуждается, и, наоборот, в чем сильна. В другом случае, в момент обиды, когда кажется, что кто-то или что-то угрожает вашему достоинству, — можно мысленно представить своих внутренних Короля или Королеву и т. п. Затем также следует определить, чего не достает этим персонажам (функциям) для хорошего самочувствия, комфорта и полного счастья. Можно представить символические дары и преподнести их воображаемым августейшим особам лично от себя или вообразить, как они обмениваются подарками друг с другом. Например, если Королю не хватает уверенности и спокойствия, которые представляются вам в виде скипетра и державы, или в виде полной золота казны и надежной охраны — можно подарить эти блага Королю. Обязательно следует представить, что Король чувствует при этом, достаточно ли ему поднесенных даров для обретения желаемого комфорта. Можно мысленно обратиться за помощью к другим архетипическим персонажам, или даже — целым группам персонажей, представив, что по поводу неразрешимого вопроса они собрались на мужской, женский или объединенный Советы, где каждый высказывает свое предложение, а верховные персонажи — издают окончательный вердикт.

Пример.

Разведенная женщина 36 лет, вновь познакомившись с мужчиной, испытывала приступы агрессии всякий раз, когда новый знакомый не оказывал ожидаемых ею знаков внимания. Исходя из соображений, что агрессивный тип защиты - классическая стратегия Ведьмы и Амазонки, женщина самостоятельно представила свою внутреннюю Ведьму и обнаружила ее мечущейся по избушке. Колдунья спешно стряпала зелье, одержимая желанием отомстить ненавистному обидчику — новому избраннику.

Тогда женщина мысленно попросила свою внутреннюю Богиню взять ответственность за отношения с новым знакомым. Женщина представила, как обращается к Богине, а затем — как предлагает Ведьме переключиться на написание научной статьи, заботу о здоровье женщины и другие повседневные задачи, связанные с позитивными функциями Ведьмы. Кроме того, женщина "подключила" к этой ситуации Разведчика, предложив ему больше заботиться о Ведьме, дарить ей подарки и чаще говорить ей о своих нежных чувствах. Женщина проделывала такую пятиминутную работу на уровне воображения один раз в день в течение недели. В одном из таких сеансов архетипического самоанализа ей вдруг захотелось представить день рожденья Ведьмы. Пришедшие на праздник остальные персонажи (Амазонка, Гейша, Жена-Мать, Королева, Фея, Богиня, Разведчик, Защитник, Кормилец, Муж-Генерал, Король, Целитель и Творец) поднимали тосты, благодарили Ведьму за ее неусыпную бдительность и защиту достоинства своей хозяйки. Гости говорили, что гордятся Ведьмой, так как она неутомимо следит за тем, чтобы хозяйка не была одинока, заботится о ее женской судьбе.

После нескольких таких аутосеансов раздражительность женщины и ее зависимость от поведения ее избранника заметно снизились. Она отметила, что в адрес мужчины у нее появилось больше тепла и понимания. В очередной раз, когда отношения с избранником снова обострились, женщина "навестила" свою Ведьму и с удивлением обнаружила, что та уже не жаждет мести, а смиренно сидит у окошка. Ведьма вытирала слезы платочком и приговаривала: "Наша Богинечка — самая лучшая, я верю, она справится…". Эта картина вызвала у женщины улыбку и чувство облегчения. Вскоре она заметила, что не только больше сопереживает и больше сочувствует своему мужчине в случаях, которые раньше вызывали у нее приступы раздражения и обиды, но и больше понимает мужчин в целом.

Пример.

В другом случае замужняя женщина 34 лет в момент конфликта с начальницей представила своего внутреннего Защитника. Он представился современным мужчиной, одетым в обычный серый костюм, и мирно стоял справа от нее, ничего не предпринимая. Тем не менее, к удивлению женщины, ее начальница, повысившая тон, вопреки своему обыкновению неожиданно извинилась перед ней, а затем — сама стала предлагать одно за другим решения конфликтной ситуации.

Пример.

Мальчик-подросток, имея опыт проживания многих инициаций по программе "Мужчина и Женщина", в момент, когда задиристые одноклассники поджидали его после уроков для очередной "разборки", представил себя королем в золотой короне и красном развевающемся плаще. Ко всеобщему удивлению, "разборка" не состоялась. "Преследователи" вдруг вступили в разговор с предполагаемой "жертвой", а затем — все вместе пошли домой, увлеченно беседуя.

Другие инициации для самостоятельной работы

Спектрограмма. Такая работа позволяет самостоятельно инициировать отдельные мужские и женские архетипические функции, последовательно анализируя и совершенствуя их при движении по воображаемой "шкале" на полу (например, мысленно можно провести некую линию по диагонали или — от окна до стены в комнате). По этой шкале, заранее отметив ее положительный и отрицательный полюса, мы мысленно "растягиваем" исследуемую архетипическую функцию личности, например, область Ведьмы или область Разведчика и т. д. Таким образом, мы получаем некий спектр функции, отражающий ее последовательный рост от начальных показателей (минус-полюс) к более зрелому состоянию (плюс-полюс).

Перемещаясь шаг за шагом по такой воображаемой шкале от минуса к плюсу, можно определить, в какой точке шкалы вам комфортнее всего находиться, а также — как выглядит и в каком состоянии находится тот или иной архетипический персонаж (функция) в зависимости от вашего положения на шкале. Цель такой работы не только в символическом самоисследовании, но и — в возможности исцелять свои мужские и женские внутренние функции.

В ходе перемещения по шкале-спектрограмме, как уже описывалось выше, важно определить, чего хочет, в чем нуждается тот или иной архетипический персонаж. Самое заветное желание персонажа — это зона его ближайшего развития. Поэтому, если представить, что его желания исполняются, что вы дарите ему что-то необходимое для того, чтобы он почувствовал себя более счастливым, можно способствовать развитию архетипической функции, иначе говоря, инициировать ее. Главное, чтобы воображаемый персонаж был доволен изменениями.

Старой и неопрятно одетой Ведьме, например, можно подарить новую одежду и жилище, позаботиться о ее здоровье, отправив ее на массаж, в бассейн, в фитнес-клуб, салон красоты и т. п. Разведчику можно подарить необходимые ему отдых, одежду, техническое оснащение и пр. Если внутренний Разведчик представляется в набедренной повязке, выглядит слишком хрупким и юным, можно в соответствии с его желаниями отправить его в спортивный лагерь, разведшколу, школу рыцарей и т. д. Защитнику, например, может не хватать коня или оружия, Королю — армии, а Фее — свежего воздуха или солнечного света. Важно исходить из потребностей и запросов самих архетипических персонажей (функций).

Достаточно потентной внутренней архетипической фигуре, которая хорошо себя чувствует и обладает оптимальным запасом сил, можно предлагать задания, обращаться к ней за помощью в решении насущных задач вашей реальной жизни. Обращаться к персонажам с просьбами и заказами можно, периодически занимая на полу нейтральное положение вне шкалы-спектрограммы (метапозицию) либо — оставаясь на шкале, как кому удобно.

Важным моментом в инициации с использованием шкалы-спектрограммы является движение от ее отрицательного полюса к положительному. На этом пути мы способствуем эволюции исследуемой мужской или женской архетипической функции, кроме того, становятся очевидными все препятствия, которые имеют место в ходе ее развития.

Инициация "Внутренняя семья". Как мы уже упоминали, для выявления и устранения дефицитов и/или областей напряжения между мужским, женским и детским началами личности в инициационной терапии успешно используется работа с инициацией "Внутренняя семья" Уже после единственной инициации, проведенной со специалистом, эту работу можно проводить самостоятельно.

Три карточки, на которых помечены названия основных архетипических структур — мужское (М), женское (Ж) и ребенок (Р) — следует разместить на полу в комнате относительно друг друга так, как подсказывает интуитивное желание. Это спонтанное расположение само по себе уже является достаточно информативным и показывает, каковы отношения между мужской, женской и детской частями личности на момент начала инициации. Для дальнейшей инициационной работы следует физически становиться в область каждой из карточек, определяя, как себя чувствуют при данном взаимном расположении мужское, женское и детское начала. Важно предоставить им возможность обменяться энергиями в виде воображаемых сувениров, подарков или любых позитивных действий в адрес друг друга. Желательно, чтобы мужское начало первым проявило инициативу в процессе дарения. Если мужскому недостает для этого ресурсов и оно "не хочет" дарить что-либо женской и детской частям личности, можно восполнить этот дефицит, выйдя в нейтральную позицию, и взглянув на мужское со стороны. Такой прием — перемещение участника инициации в позицию наблюдателя, хозяина рассматриваемых частей личности, позволяет определить, что можно сделать для устранения обнаруженного дефицита. В позиции наблюдателя можно подарить мужскому что-то ценное для него, что позволит ему почувствовать себя лучше. Все, в чем нуждается ослабленное мужское, целесообразнее дарить в символическом, а не в прямом виде. Например, если мужское нуждается в восстановлении сил, можно подарить ему не только непосредственно "силы", но и путевку — путешествие по любимому маршруту, машину, деньги и т. д. Основным критерием успешности инициации "Внутренняя семья" являются те реакции, которые возникают у мужского, женского и детского персонажей в ответ на полученные ими дары или совершенные в их адрес друг друга поддерживающие действия.

В завершении самостоятельной работы с "Внутренней семьей" следует, находясь в нейтральной позиции, подарить мужской, женской и детской частям личности универсальный подарок — один на всех. Подарок должен быть одинаково приятен каждой из частей.

Инициация "Вынашивание". Эта работа рекомендуется для целенаправленной поддержки мужского начала. Истощение в области мужского легко определить по ситуациям, когда человеку трудно понять себя, трудно увидеть смысл и цели в жизни, а также - когда поставленные цели не достигаются в течение длительного времени. Неопределенность в отношениях, несогласие с близкими и значимыми людьми, проблемы с деньгами, затянувшиеся ремонт или строительство, поломанные вещи и приборы в доме также служат указанием на недостаток сил в области мужского начала личности мужчины или женщины.

Инициация "Вынашивание" проводится так же, как и при работе с "Внутренней семьей". Разница заключается в том, что позиция детской части в этом случае привлекается не сразу. В начале работы следует расположить мужское и женское классическим образом, то есть — карточку, символизирующую мужское, следует разместить снаружи, а карточку, символизирующую женское, — внутри, учитывая, что карточки М и Ж помечают границы двух концентрических окружностей, очерчивающих внешнее мужское защищающее и включенное в него женское пространства. После определения актуальных состояний мужского и женского тем же способом, как и при работе в инициации "Внутренняя семья", производится перемещение карточек М и Ж таким образом, чтобы женское заняло внешнюю вынашивающую позицию, а мужское — внутреннюю, вынашиваемую. После этого следует снова определить, как чувствуют себя мужская и женская части личности в изменившемся положении. В случае необходимости для оптимизации процесса "Вынашивания", следует отвести достаточно времени пребывания в той и другой позиции. Нередко именно долгота пребывания в мужской или женской области приводит к установлению благоприятного состояния и позитивным трансформациям. При дефиците энергий в любой из позиций также целесообразно восполнить его с помощью символических даров.

В завершении инициации расположение карточек меняется вновь, обретая классическое расположение — мужское начало оказывается опять снаружи, в защищающей позиции, а женское — внутри. Окончанием инициации можно считать удовлетворяющее вас "самочувствие" мужской и женской частей.

Детскую часть, изначально располагающуюся внутри, в центре двух концентрических окружностей — женского и мужского начал — можно периодически "запрашивать" о ее самочувствии и желаниях, становясь в ее область.

Пример.

Успешно проходя курс инициационной терапии, женщина 37 лет отметила, что стала гораздо легче идти навстречу своим женским потребностям. Постепенно она до такой степени научилась "ни в чем себе не отказывать", что оказалась в долгах, с которыми не в силах была справиться. Самостоятельно проделав инициацию "Вынашивание", женщина с ужасом обнаружила, что ее Внутренний Мужчина настолько "выдохся", исполняя все ее прихоти, что "лежит без сил и просит ее только об одном: не так часто обращаться к нему с просьбами, дать ему немного времени, и тогда он обязательно выполнит все, что она хочет". Женщина прониклась состраданием к истощенному, но преданному Внутреннему Мужчине, представила, что кормит и поит его, дает ему необходимый отдых, а также — пообещала выполнить его просьбу. Вскоре она заметила, что ее потребности стали более умеренными, она расплатилась с долгами. Позже, хотя женщина по-прежнему продолжала идти навстречу своим желаниям, ее финансовые возможности возросли и уже позволяли ей избегать долгов.

Инициация с использованием архетипической мандалы. Важным инструментом для самостоятельной работы в инициационной терапии является инициация восхождения по ступеням архетипической мандалы. Как и при работе со специалистом, для нее можно выбрать большую и малую формы.

Большая форма работы с мандалой предполагает полное восхождение по архетипическим ступеням с земли на небо - снизу вверх. Для этого следует разложить на полу карточки с названиями всех 14 архетипических персонажей в порядке, соответствующем их расположению в мандале (рис. 4). "Восхождение" совершается с помощью классического алгоритма: сначала следует представить, каковы внешний облик, состояние и актуальные потребности мужского и женского архетипических персонажей (функций) данной ступени. Если возможно, инициируется взаимодействие и обмен дарами между ними. Затем следует физически переместиться в сакральный центр данной ступени, отметить, каковы при этом ощущения в теле и эмоциональное состояние, какой внутренний сюжет разворачивается в воображении. После достижения комфортного состояния в сакральном центре можно переходить на вышестоящую ступень архетипической мандалы.

Малая форма работы с мандалой предполагает инициирование одной, двух или нескольких архетипических ступеней за один сеанс. Малая форма используется в случае, когда для инициации мало времени, а также — если для полного восхождения недостает внутренних ресурсов. Желательно делать выбор ступеней последовательно — подниматься на следующие ступени следует, проработав предварительно предыдущие.

Инициирующая сказка

Большую роль в самостоятельной инициационной работе играет создание инициирующих сказок. Любая актуальная проблема, которая есть в отношениях с людьми или в любой другой сфере жизни, может быть "закодирована" в символическую ситуацию, то есть, представлена в виде сказочного, фантастического или другого волшебного сюжета, который удобно развивать в своем воображении день ото дня до гармоничного завершения сюжета. Работая над отношениями с представителями противоположного пола, сказку развивают до классического завершения, когда ее герои сумеют одолеть все препятствия, возникающие на их пути друг к другу, и соединятся, наконец, в счастливом союзе. Создавать сказку или волшебный сюжет можно как в условиях покоя и уединения, так и по пути на службу, и даже — занимаясь домашними или другими делами, не требующими умственного напряжения. В ходе работы над инициирующей сказкой стоит прислушиваться к своему состоянию и сознательно приостанавливать создание сказки, как только ее сюжет "застревает" или воображаемое действие начинает ускользать из поля внимания.

Пример.

Женщина 34 лет, прочитав электронный вариант этой книги и желая преодолеть трудности в отношениях с возлюбленным, который не решался взять на себя ответственность за их совместное будущее, в течение месяца создала следующую сказку.

Часть 1. "На окраине деревни отшельником жил Иван, занимался травами, настоями. К нему приходили жители за исцелением. В эту деревню каждый год прилетал Дракон, и забирал самых красивых девушек.

Приходит как-то к Ивану старуха и говорит:

- Пришло мне знание, что ты один можешь победить этого Дракона, спасти прекрасных девушек.

Иван отвечает:

- Зачем мне это надо?

Наши рекомендации