Душа Кощея, как и плененная им красавица, томится в плену — она спрятана, скрыта, окутана тайной.
Это вынуждает Кощея искать недостающую ему чувствующую часть, поэтому он захватывает женское и в облике прекрасной героини держит его взаперти, скрывая от посторонних глаз. Это главная стратегия Кощея — изолировать, приостановить и даже умертвить движения Души, умертвить женственность, которая сама по себе и есть поток жизни. Кощей стремится остановить этот поток и хранить его в ограниченном пространстве, не позволяя жизни проявляться вовне.
В подавляющих, неинициирующих родителях всегда неосознанно действуют элементы стратегии Кощея. Они интроецируются (встраиваются) в личность их детей, и справиться с ними можно, многократно одерживая победы над своими собственными внутренними Кощеями.
Очевидно, что архетипически аспект Кощея присутствует в любой реальной ситуации, где людей похищают и пленяют.
Поскольку фигура Кощея олицетворяет процесс консервации подлинных чувств, пленения Души и самой жизни, его образ является символическим ключом доступа к любой депрессии. Побеждая Кощея, можно победить, таким образом, и депрессию, которая стала распространенным явлением в западном мире. Депрессия обретает самые разнообразные формы и, как известно, является матерью многих психосоматических заболеваний. Ментальность западной цивилизации не принимает всей глубины и естественности духовной жизни. Это привело человека к неумению понимать и принимать эволюционные этапы духовного роста, связанные с переживанием сакральной пустоты, которые неизбежны, как и схватки с Кощеем. Само царство Кощея символизирует ту область пустоты в бессознательном, которая лишена жизни (Души), но хранит сокровища Духа (безтелесной силы). Отрицание Души западным миром привело к неумению побеждать своего внутреннего Кощея, побеждать сухую неэмоциональную социальную культуру, где чувствам и духовности, как и курильщикам, отведены лишь специальные места. Переживать глубокие сакральные чувства "цивилизованный" человек может только в строго определенных областях жизни — в сфере искусства, в области религии, в межличностных отношениях. Но и здесь можно встретить немало жестко действующих табу: Кощей западного мира строго ограничивает человеческую Душу в ее проявлениях, строго следит за тем, чтобы хранить ее подальше от познающего аспекта сознания. Суть его правления в ограничении процессов духовного развития. Это относится к эмоционально "закрытым" отношениям в семьях, к некоторым социальным структурам, а также — к отдельным людям, облеченным властью. До недавнего времени примерами систем, ограничивающих подлинную духовную, эмоциональную жизнь, служили государственный аппарат, советская система школьного образования, армейская среда. К счастью, духовные ценности проникают сегодня во все области жизни.
Кощей "чахнет над златом", что означает не только власть денег, но и преобладание точного расчета и рационального подхода над духовным восприятием мира, чем также безмерно грешит западная цивилизация. Ее технократический менталитет, склонный к расчетам, меньше всего учитывает свое главное сокровище — духовные возможности человека. Тотальное технократическое мировоззрение с его уничтожением природы и гонкой вооружений, как и Кощей, вынесло и спрятало свою многострадальную Душу далеко за пределы обыденного сознания — она хранится в заповедном месте, отыскать которое под силу только человеку с любящим сердцем (Ивану-освободителю).
С одной стороны, классический облик Кощея представляет собой скелет, а с другой — он облачен в царственные демонические одежды и правит подземным миром. Очевидно, что Царь-Кощей как персонаж выделен из образа Аида, царя Мира мертвых — мира бессознательных процессов, вытесненных за пределы сознания. Его власть исключает человеческие любовь и тепло.
Бестелесный Кощей, лишенный эмоционального, чувствующего компонента жизни, стремится похитить и удерживать подле себя прекрасное женское не только в сказках. Реальный мужчина, предлагающий реальной женщине отношения без принятия за нее полной мужской ответственности, невольно препятствует полноценному развитию ее женственности. Таковы, например, отношения в любовном треугольнике, где две женщины принадлежат одному мужчине. Здесь мужчина невольно выступает в роли Кощея, пленяющего прекрасную женственность. На определенных этапах существования "треугольника" мужчина играет в "утаивание" от одной женщины информации о другой. Тем не менее, эта "другая" незримо присутствует в обоих дуэтах, создавая атмосферу угнетения, сковывания, ограничений, умалчиваний и недомолвок. Это сопровождается не только нарушением контакта с женственностью (определенная ее часть — заперта) в Душе мужчины, но и сковыванием, насильственным сдерживанием всей палитры подлинных чувств у обоих партнеров.
Любая женщина, оказавшись в "треугольнике", терпит эмоциональные лишения. Она подавлена и ограничена в проявлениях своей женственности самим фактом невольного противостояния другой женщине. Создавая "треугольник", мужчина неосознанно пытается вынести наружу свои несостоявшиеся битвы с собственными внутренними противниками. В ответ на действие непобежденных подавляющих внутренних фигур (Драконов и Кощеев), которые мешают ощущать природную мужскую силу в полной мере, у мужчины возникает сильное бессознательное напряжение, и как следствие — настоятельное желание освободиться от него. Такое напряжение содержит, с одной стороны, ощущение нехватки мужской силы, неосознанное или малоосознаваемое ощущение себя как "не мужчины". С другой стороны, такие чувства рождают интенсивное желание избавиться от слабости и "стать мужчиной" немедленно и во что бы то ни стало. Это заставляет мужчину проецировать напряжение вовне, что и приводит к созданию вокруг него женской конкуренции. Вместо того, чтобы успешно конкурировать с другими мужчинами и добиваться реализации чувства своей мужской значимости в честной мужской борьбе, неискушенный в сакральных и реальных битвах мужчина находит более безопасный, более тайный путь обретения ощущения мужской значимости — через "битву" женщин за него. Несомненно, "победа" в этой "битве" определена заранее, но "побеждает" не какая-либо из соперниц, а всегда — сам мужчина, так как он оказывается значимым сразу для двух (и более) женщин. Таким образом, тайно или явно "сталкивать" женщин вокруг себя вынуждает мужчину именно его потребность подпитывать свое ощущение мужской значимости.
Женщина же, реальный мужчина которой оказался "Кощеем", может быть уверена, что это отражает картину пленения ее женского начала ее собственным внутренним Кощеем. Находясь в треугольнике, любая женщина оказывается в плену негативной части своего Анимуса, сковывающего ее женственность, лишающего ее полноты переживания чувства женского достоинства и подлинного женского счастья. То же происходит и на внутреннем плане с женским началом любого мужчины, включенного в любовный треугольник: он, подобно Кощею, держит свою Внутреннюю Женщину в плену, препятствуя ее восхождению к божественной женственности.
Неоднократные инициации на тему "Битва с Кощеем" помогут развивающейся мужественности как мужчин, так и женщин освободить плененное женское начало, обрести важный победоносный опыт защиты женственности, опыт спасения самой Души.
Следует отметить, что было бы неверно отнести приведенный выше анализ отношений в "треугольнике" к положениям кодекса морали. Идеал моногамии существует сегодня в западной культуре скорее как некий маяк, на который в океане отношений держат курс человеческие сердца. С этого курса пока еще очень часто сбиваются многие любовные лодки и корабли. Степень зрелости мужско-женских отношений, уровень их чистоты и духовного целомудрия полностью определяется степенью мужской и женской зрелости, которых достигла на данный момент личность реальных мужчины или женщины в паре.
В поисках верности и преданности, прежде всего, стоит иметь в виду, что существует моногамия духовная — верность внутренних мужского и женского начал друг другу в пространстве одной личности (речь идет о человеке любого пола). Достигая духовной моногамии, мы перестаем зависеть от моногамии внешней, избавляемся от мучительных обид и невыполнимых ожиданий, которыми стесняем и сковываем друг друга, как кощеи. Внутренние единение и верность друг другу мужского и женского начал личности человека — это и есть та высшая точка любви, прощения и принятия, которой посвящены многие духовные искания и практики. Во внутреннем союзе мужского и женского — начало внутренней свободы, покоя, душевного равновесия и огромной принимающей мир духовной силы — начало целостности. Такой уровень духовной зрелости исключает эмоциональную зависимость и связанную с ней агрессию в отношениях. Обретение внутренней моногамии — сакрального брака — означает обретение незыблемой внутренней опоры как для реального мужчины, так и для реальной женщины. Находясь на этом уровне развития, человек сам становится духовным "маяком", источником тепла и счастья. Его основная потребность и задача отныне - не получать, а отдавать: человек вступает на путь служения, выполнения духовной миссии.
Х х х
Подводя итоги анализу сакральных битв с внутренними злодеями, отметим, что каждая внутренняя победа приносит реальному мужчине не только новые духовные силы, не только все выше поднимает градус мужского достоинства и уверенности в себе, но и — усиливает контакт с его Внутренней Женщиной, его Душой. Это делает реального мужчину более компетентным в области чувств и отношений, поэтому любое взаимодействие его с окружающими становится более целебным и дарящим для него и для них.
Для реальной женщины — чем больше побед совершил ее внутренний герой (развивающаяся часть ее мужского начала), тем свободнее расцветает ее женственность под сенью его защиты. Но не только открытое (сознанию) противоборство негативного и позитивного полюсов Анимуса освобождает хрупкое женское от подавления со стороны внутреннего Злодея. Как уже упоминалось, победы позволяют еще и "впитывать", присваивать концентрированную энергию внутренних поверженных негативных сил. Злодеи как представители теневой части личности, с одной стороны, символизируют Страхи, Вину и Агрессию (имена трех голов дракона), с другой стороны, — несут в себе большие запасы неинициированной безвекторной энергии. Будучи присвоенной и переработанной внутренним героем-освободителем, эта бывшая "злая" мужская сила делает Анимус женщины активнее и целостнее. Надежным же защитником женственности может служить только целостное мужское начало.
В знаменитых битвах с драконами и злодеями отражается и бессознательный аспект мужского ухаживания. Мужчина сражается за внимание и признание своей избранницы не только с реальными и мнимыми соперниками, не только со своими, но и с ее внутренними "злодеями". Драконы и Злодеи (сомнения, страх несовершенства и отвержения, страх отделения от близких, переживаемый как страх быть брошенным, остаться без средств к жизни, страх быть проглоченным, страх умереть, а также — вытесненные детские обиды) проецируются вовне, приписываются партнерами друг другу и активно противостоят их сближению. В таком случае каждый сражается не со своим Драконом или Злодеем, а с его тенью, падающей на внешние объекты, то есть — с его проекцией на другого, а именно — на партнера.
Битвы героев-освободителей со злодеями отражают также механизм обыкновенной ссоры между мужчиной и женщиной, когда прорвавшийся в отношения деструктивно-агрессивный аспект личности мужчины или женщины (ещё не побежденный Злодей) разрушает ткань этих отношений (формирующийся брачный союз) и провоцирует эмоциональную битву между ними.
Злодей на начальных стадиях развития — в начале сказки или мифа — как противник союза влюбленных героев всегда успешен. В реальной жизни его роль может играть кто угодно. Внешние "злодеи" от недоброжелательно настроенных родственников до любого негативного события препятствуют установлению гармонии в отношениях реальных мужчины и женщины до тех пор, пока внутренние злодеи остаются непобежденными и защищены покровом бессознательного (этап развития личности до битв с внутренними Злодеями). С внешними препятствиями и недоброжелателями мы активно боремся, загипнотизированные их реальностью, забывая, что они — всего лишь отражение наших внутренних препятствий, не дающих сблизиться мужскому и женскому началам личности. Истинный путь к гармоничным отношениям — обретение доступа к нашим внутренним антагонистам, которые куда более недоступны, чем внешние, и поэтому куда более успешны в своих разрушительных нападках.
Сказки не зря терпеливо настаивают на том, что любого злодея можно победить. Когда мужчина и женщина становятся способны осознать, что противник их счастья — не он, и не она, а — отдельные вполне преодолимые внутренние комплексы каждого из них, то сплоченность пары повышается мгновенно.
Таким образом, сражаться следует со своими внутренними Злодеями, а не друг с другом — вот чему главным образом учат нас сказки!
В сказках именно так и происходит — зло (теневые аспекты психики) вынесено наружу и пребывает вне героев, а чудесные трансформации, чаще всего возникающие после победы над злом (над негативными чувствами), очаровывают нас своей скоростью и блеском превращений. Так как победа, по Юнгу, символизирует процесс присвоения победителем сил и энергии побежденного, становится очевидным тот способ, которым сознание захватывает и осваивает новые области бессознательного, его теневые области. Происходит экспансия, распространение развивающегося осознающего центра Я за счет победоносного освоения теневых полюсов личности. Образуется все более целостная структура Я, обладающая все большими силами. Освобождение плененных сторон личности (имеющих чаще всего женскую природу) делает ее более целостной, а заветный союз ее мужской и женской областей — функционирующим все более продуктивно.