Таким образом, Иван обретает все больше ответственности за окружающий мир.
Из охотника (символ более архаичного слоя мужского начала) он преображается в защитника и спасителя. Спасение детенышей говорит о пробуждении высшего духовного аспекта мужественности — отцовского начала.
Итак, мужское в лице Ивана-царевича преображается по пути к женскому (к Василисе Прекрасной), осваивая все новые и новые уровни мужского сознания.
Вступая в контакт со своими агрессией (медведи), страхами (заяц) и состраданием (спасение животных и их детенышей), мужское принимает эти энергии в себя, переплавляет их, создавая тем самым многослойную иерархию мужских сил, достигающих наиболее духовного уровня — отцовства.
Добравшись до огромного дуба, где хранится ларец Кощея, Иван приближается к области мужской мудрости.
На первый взгляд, дуб как символ высшего сознания, отцовского по своей природе, предстает могучим препятствием на пути к Ивановой победе.
Дуб надо одолеть.
И действительно, только достигая высоких уровней сознания, поднявшись на высшие ступени мужской зрелости, можно обрести ту силу, которая способна творить счастье.
Сундук на дубе символически отражает парадоксы развития.
Если воспринимать сундук как хранилище, сокровищницу бессознательных этапов возмужания, то будучи спрятанным на высоком дубе, сундук являет собой известную закономерность — чем выше уровень нашего сознания (высокий дуб), тем более глубокие, более вытесненные его содержания (заяц, утка, яйцо и игла) становятся нам доступны.
Поэтому наиболее ранние и наиболее серьезные психологические травмы легче устраняются в психотерапевтической работе при условии, когда мужское начало личности мужчины или женщины уже достаточно окрепло, что достигается в ходе проживания соответствующих инициаций.
Связи, налаженные с внутренними природными силами, помогают Ивану достичь заветной цели. Медведица (медведь) верно служит ему, одолевая дуб так же, как материнская (отцовская) преданность способна одолеть любые преграды.
Эта материнская (отцовская) преданность превращается в мужскую верность и преданность.
Заяц-союзник настигает зайца из ларца так же, как однажды осознанный и узнанный нами наш собственный страх позволяет вовремя уловить и обезвредить другие страхи. Селезень сбивает вылетевшую из зайца утку так же, как высшая отцовская воля останавливает безрассудность материнского инстинкта, жаждущего вечно удерживать дитя (яйцо) в утробе своей любви и заботы.
Инстинктивное материнское начало (утка) стремится (летит) во что бы то ни стало не отдать дитя (яйцо) миру (отцу), так как мир представляется матери опасным, а единственной защитой кажется попытка оставить дитя (яйцо) не рожденным.
Селезень как отец прекращает этот полет и сбивает утку, в результате чего она теряет яйцо.
Он выступает здесь символом отцовской ответственности за второе рождение ребенка — рождение его осознанности, пробуждение его Души (яйцо).
В тех версиях сказки, где утку сбивает не селезень, а сокол или другой пернатый хищник, концентрация отцовской воли, инициирующей отрыв ребенка от матери, еще выше.
Это может означать, что и удерживающая ребенка от взросления материнская инстинктивная сила в этом случае тоже больше, поскольку для того, чтобы остановить ее требуется не мирный селезень, а хищный сокол.
Можно полагать, что падающее в море яйцо (Душа) вот-вот отправится туда, откуда появилось — в пучину неведения, в глубины бессознательного.
Но щука — материнская исполняющая воля, максимально приближенная к мужскому волевому аспекту, - символ божественной (рыба) мудрости матери, ловит сакральное яйцо знания и отдает его Ивану.
Здесь в действие включается зрелая, мудрая часть материнского начала.
Мудрость матери (щука) следует воле выросшего сына как женское следует мужской воле по законам духовной иерархии.
Только зрелая мать (щука) способна вовремя увидеть в сыне взрослого мужчину и подчиниться его воле как мужской, а значит, ведущей, несущей основную ответственность.
Итак, материнское (щука) и отцовское (селезень, сокол) начала служат последнюю службу созревающему мужскому в лице Ивана.
Они помогают ему и благословляют его на пути к союзу с женским началом личности — к Василисе Прекрасной.
Игла в яйце - символы соответственно Духа и Души.