Архетипического строения личности.
Реальный гиперотец, как и реальная женщина с гиперматеринской защитой в структуре личности, часто страдает от различных страхов за своих близких и/или от ревности, поэтому он стремится оградить опекаемых им близких от внешнего мира, не давая им с этим миром взаимодействовать. Реальный муж-гиперотец может самоотверженно трудиться на благо любимой жены и детей, но при этом неосознанно удерживает их в детском состоянии. Его бессознательная защитная стратегия захвата и удерживания настолько тотальна, что онспособен строить отношения только с инфантильными людьми. В отличие от зрелого отца, несущего в структуре своей личности опыт побед над сдерживающими развитие внутренними и внешними силами, иначе говоря — успешный опыт проживания множества инициаций, гиперотец не способен инициировать своих подопечных. Он не заинтересован в том, чтобы создавать условия для роста и развития их личностной автономии, условий, в которых они могли бы обучаться выживать самостоятельно, творчески решать задачи, становиться более зрелыми. Гиперотец невольно хочет удерживать близких в своей символической утробе, чтобы ощущать свою наполненность и значимость.
Таким образом, гиперотцовство, как и гиперматеринство, неизбежно подавляет, а значит — тормозит развитие как истинного мужского, так и истинного женского начал личности (рис. 11). Муж-гиперотец нередко заметно старше жены, и, если он страдает от навязчивой ревности, то бессознательно обесценивает женские качества жены, подчеркивая ее детские черты. Его жена, взрослея и испытывая растущую потребность реализовать свою женственность, начинает искать пути выхода на свободу из-под гиперотцовской опеки мужа. Из-за того, что женственность ее подавлена, она может страдать от гинекологических или других психосоматических нарушений.
Дочь таких родителей, выходя из семьи, может иметь трудности образования собственных отношений с миром мужчин, тайно оставаясь "вечной невестой" своего сверхзаботливого отца. То же ожидает дочь деспотичного, авторитарного и жесткого отца, так как гиперзабота и деспотизм имеют одинаково удерживающую природу. Они являются результатом пленяющей и подавляющей силы внутреннего Кощея — сверхподавленной мужественности. Выбор дочери, воспитанной гиперотцом, падает на мужчину с материнским типом заботы либо — на мужчину-деспота.
Юноша, выросший в такой семье, с одной стороны, наследует очень ценные для семейной жизни способности гиперопекать и сверхзаботиться, и поэтому имеет больше возможностей для создания достаточно успешного союза с женщиной. Но с другой стороны, гиперзабота — результат его неуверенности в себе как мужчины: отец показал ему, как быть сверхматерью, но не как быть мужчиной. Поэтому юноша из семьи, возглавляемой гиперотцом, стремится к материнскому контролю над своей избранницей, а затем — над их детьми.
Союз "женщины-дочери" с "мужчиной-гиперотцом" основан, прежде всего, на инфантильной потребности обоих в безопасности, которая выражается следующим образом: женщина по отношению к своему мужу занимает позицию "я твоя дочь", а мужчина в адрес жены реализует позицию "я твоя мать". Развиваясь, их отношения неизбежно сталкиваются с кризисами роста. Первыми ласточками, сигналящими о том, что "пришла весна", и пора отделяться от "родителей", то есть — выходить на более высокие уровни мужской и женской зрелости, могут стать сексуальные проблемы с обеих сторон.
Мужское и женское начала во внутреннем мире человека вечно стремятся к развитию своих содержаний, к созреванию, к активному энергообмену друг с другом и — к здоровому балансу мужских и женских функций.
Их успешный рост рано или поздно приводит к уменьшению внутренних областей гиперматеринской защиты (Дракона), и, как следствие, — к разрежению напряжения во внутренней области гиперотцовской защиты (Кощея).
Поэтому все отношения между реальными мужчиной и женщиной, основанные на "дочерне-отцовской" философии, по мере уменьшения "массы" Дракона и ослабления его давления на Кощея, приходят к естественному здоровому кризису, призванному дать мужскому и женскому началам личности мужа и жены новый духовный статус.
Как мы выяснили, суть этого кризиса состоит в том, что, с одной стороны, гиперматеринская и гиперотцовская структуры, действуя как ригидные защитные механизмы, стремятся во что бы то ни стало удержать свою лидирующую позицию внутри личности.
Удержать они стараются и передовые аспекты мужского и женского начал от развития и созревания, а также - от образования союза между ними.