Если процесс выживания контролирует в личности гиперМать, то мы уже знаем, что она делает это жестко.

От страха потерять жизнь и земные ценности, аспект Матери как самостоятельная и очень активная защитная структура личности старается захватить и подчинить себе все жизненные сферы.

В реальных семейных отношениях это выражается в нарушении границ своей семьи и семей взрослых детей — вплоть до потребности воспитывать внуков не вместе со своими детьми, а вместо них.

Кроме того, гиперматерински перегруженные бабушки, реже — дедушки, стремятся управлять супружескими отношениями собственных детей и других родственников.

Будучи несчастливой как женщина, современная мать-бабушка внутренне часто жестоко страдает от ощущения беззащитности, переживаемого как психологическое одиночество, независимо от того, замужем она или нет.

Не чувствуя внутренней и внешней истинно мужской опоры, как единственный активно действующий родовой прародитель, реальная женщина-сверхМать стремится объять и поместить внутрь себя растущие родовые ветви, охватить их своей опекой, закрыть от дождей и ветров внешнего мира, не доверяя миру и мужскому началу, испытывая перед ними вечный страх.

Попытки опекаемых вырваться на свободу вызывают у нее приступы праведного родительского гнева и смертельную обиду.

Отпустить питомцев означает для нее опустение ее символической утробы.

Пустота воспринимается как смысловая смерть.

Природа переразвития материнского феномена заключена в вечном испуге внутренней Матери, в ее стремлении включить в себя и содержать в себе как можно больше явлений и объектов — таков бессознательный смысл слепого гиперматеринского механизма как защитного.

В социальной сфере нетрудно увидеть, где и как гиперматеринский феномен действует в политике и экономике, как жесткий гиперматеринский механизм проявляется в карательных государственных институтах, в области образования, игнорирующего развитие личности, и в других социальных сферах.

Социальная гиперМать как большой коллективный Дракон провозглашает контролирующее и подавляющее начало в общественном сознании.

Позитивная сторона этого процесса в том, что изгнание духовных сторон жизни из общественной ментальности приводит к развитию метафорических способов мышления, что обогащает символическое содержание коллективного сознания.

Очевиден парадокс: глубоко патриархальное западное общество использует главным образом не мужской, а материнский, а значит — женский способ защиты своих интересов.

Таким образом, достигающий пика своего развития патриархат растерял истинные мужские силы и обрел суррогатную опору в виде материнской псевдомужественности.

Энергии Жены при таком дисбалансе излишне подавлены.

Если же инициировать в личности здоровую мужскую защиту, — неизбежно устанавливается здоровый баланс материнских и женских энергий.

Вместо материнской одержимости плодить запреты и преграды всему новому возникает здоровое принятие явлений жизни, свойственное истинной женственности.

Для реальных мужчины и женщины принятие состоит не только в высоко толерантном отношении к людям и событиям, но и — в постоянном принятии друг друга, в желании создавать храм отношений в собственных парах, не цепляясь и не прячась за социальные проблемы, работу и отношения с детьми и родными.

Но самое главное — создавать внутренний храм гармонии между мужским и женским началами своей личности.

При здоровом балансе материнских и женских энергий внутриличностный аспект Жены наполняется животворной силой, растущий потенциал которой поддерживает все духовные эволюционные процессы.

Архетипическая область Жены должна постоянно развиваться, восходя к наивысшей ступени — статусу Софии — Богини Мудрости.

В союзе с материнскими энергиями, высшая женственность являет нам и образ Девы Марии.

Открывается тайна ее вечной девственности — поскольку Мария представляет собой символ высокого единения материнского и женского духовных аспектов, становясь матерью, она не теряет контакта с высшими женскими энергиями.

Девственность Марии символизирует это.

Особенно важна здесь еще одна закономерность: в непосредственный союз с мужским началом женское вступает именно за счет соединения с мужским прежде всего энергий Жены, а не энергий Матери.

Наши рекомендации