В случае зрелой личности семь ее мужских и семь женских архетипических персонажей гармонично взаимодействуют друг с другом на всех горизонтальных и вертикальных уровнях.
Они оптимально наполненны энергиями, соответствующими их функциям.
Другими словами, архетипическая мандала представляет собой некий эталон внутренней гармонии, описанный на языке символов.
Не менее важно определить и те препятствия, которые мешают современному западному человеку приблизиться к этому эталону.
Глава 3. ГИПЕРМАТЬ — ВЕЛИКИЙ ДРАКОН (ВЕЛИКИЙ ПАУК)
…Забытые боги превращаются в демонов.
Г. Бедненко
Практика инициационной терапии показала, что на начальных стадиях инициационной работы в подавляющем большинстве случаев мужские персонажи, возникающие в сюжетах участников инициаций, страдают от слабости и дефицита энергии.
Возникающие в образах воины или рыцари представляются либо неподвижно стоящими средь чистого поля, либо — стремятся как можно скорее пополнить запасы своих жизненных сил: едят, спят, делают или добывают оружие (не имея его изначально).
Таким образом, на символическом уровне видно, что в настоящее время — момент завершающего "витка" патриархата — истинное мужское начало у западных людей недостаточно инициировано.
В то же время его главной задачей является защита личности.
Мужское ответственно за выживание и развитие человека.
В результате неполной активности мужского во внутреннем мире неизбежно возникает перенапряжение в пространстве незащищенного женского начала, а именно - перенапряжение его материнской области.
Дело в том, что как только мужское не откликается на решение вопросов выживания, включается дублирующий его архаичный защитный механизм — внутренняя материнская структура.
Она также ответственна за выживание и мгновенно подменяет мужскую защищающую функцию, если та ослаблена.
Задачу защиты материнская структура решает инстинктивно и глубоко бессознательно.
Незащищенное материнское стремится нарастить свои силы, непомерно "раздуваясь" и "разрастаясь" внутри личности, занимая собой ее основные пространства.
Для этого она использует свое центральное положение в структуре личности и быстро мобилизует на службу как "земные", так и "небесные" женские архетипические силы защитной природы.
Это означает, что незащищенное материнское в целях выживания аккумулирует в себе энергии негативных полюсов всех женских архетипических функций.
Так консолидируются наиболее агрессивные силы Ведьмы и Амазонки, используются эротические энергии Гейши, игнорируется содействующий мужскому статус Жены, активируются узурпаторская сторона Королевы, беспредельная самоотверженность Феи и — карающая ипостась Богини.
Материнское, будучи слепой и инстинктивной защитной функцией, обладает способностью накапливать и взращивать все, что попадает в ее символическую утробу.
Когда внутренняя Мать лишена мужской защиты,она в первую очередь невольно переживает архаичный страх уничтожения — страх смерти.
Внутренняя материнская структура взращивает и плодит страх смерти, превращая его во множество других страхов. Это образует порочный круг, так как порождаемые ею же страхи провоцируют Мать еще интенсивнее наращивать защитную активность, чтобы противостоять всем возможным и невозможным опасностям.
Таким образом, внутренняя незащищенная Мать непрерывно готовится "к войне".
Поскольку она неустанно посылает "сигналы sos" наиболее воинственным и агрессивным полюсам всегда готовых в бой архетипических функкций Ведьмы и Амазонки, манипулирует чарами Гейши, привлекает властную, экспансивную, захватническую часть Королевы (рис. 4) — в личности образуется преувеличенный защитный механизм агрессивной женской природы — гиперМать.
К. Г. Юнг считал, что материнский комплекс символизирует фигура Дракона.
Огнедыщащий Дракон гиперматеринской структуры является самым крупным внутренним препятствием, встающим между мужским и женским началами.
Дракон гиперМатери непримирим, силен и агрессивен, внутри же он переполнен страхами и высокими напряжениями.
Таким образом, Дракон, включающий злую Ведьму, сверхвоинственнуюи гиперответственную Амазонку, пленную Гейшу, собственно испуганную Мать и излишне властную недоКоролеву, гиперФею и карающую Богиню, — стремится активно дублировать мужские оборонительные функции.