Это сочетание слов означает великую мужскую ответственность, состоящую в ответственности не только за свою семью, но — за род и народ.
Царь — отец народа.
Архетипический комплекс Царь-Отец соответствует славянскому культурному опыту больше, чем понятие Король, характерное для европейской культуры.
Обладая свойствами всех предыдущих мужских архетипических функций (Разведчика, Защитника, Кормильца, Мужа-Генерала), мужское начало неизбежно обретает царские свойства.
Архетипический уровень Царя-Отца символизирует не только материальное и духовное богатство, но и достоинство семьи и рода, а также — абсолютную мужскую власть в виде абсолютной ответственности за людей. Процветание родной земли (материнский символ) и ее народа (символ потомства) — это личная ответственность Царя-Отца. Коллективное сознание всегда хранило представление о том, что царь — наместник Бога на земле. И Душа его (Анима в переводе с греческого — Душа) избрана и воплощена по наивысшему соизволению. Архетипически образ Царя содержит в себе царственную, "небесную" Аниму. Он в значительной степени уже обладает высшим женским излучением, которое присутствует в мужской области Царя на правах встроенной в него женской структуры. Это приближает царские волю и ответственность к абсолютным.
Царь-Отец — правящая духовная инстанция. Мужское начало на этом уровне устремляется к освоению архетипических сил Великого Отца.
Реальный зрелый мужчина, в личности которого полноценно функционирует уровень Короля (Царя), осознанно возглавляет не только свою семью, но и — свой род. Постепенно ответственность такого уровня развивается в потребность еще более высокого порядка — ответственность мужчины поднимается на планетарный уровень. Он оказывается способным почувствовать свою причастность мировым процессам, ощущать реальную ответственность за судьбы больших групп людей. Таким образом формируется здоровое не только родовое, но и национальное, и планетарное сознание.
Что касается реальной женщины, то, имея в лице своего Внутреннего Мужчины зрелого Короля (Царя-Отца), она ощущает свою значимость и ценность именно как королева. Родовые функции женщины сконцентрированы в области хранения и передачи духовных ценностей и родовых традиций, в вынашивании элементов сакральности и культурных сокровищ рода и нации.
Если учитывать геометрическое положение позиции Короля (Царя-Отца) в архетипической мандале, то очевидно, что, мужские энергии, восходя в область Неба, пространственно удаляются от женской диагонали. Это символически указывает на рост внутренней автономии мужских и женских архетипических фигур "небесной" области. Такая автономия достигается благодаря все большему проникновению мужского и женского начал друг в друга, все большему их обладанию элементами и качествами друг друга, что никак не означает их механического уравнивания. Взаимное проникновение происходит не по принципу простого смешения, миксирования мужской и женской стихий, а — по принципу все более точного и своевременного обмена энергиями, взаимодействия между ними. Например, фигура Короля несет в своей структуре "небесную" Аниму как красоту и высокую эстетику внешнего убранства (прекрасные одежды короля, торжественность церемоний, художественный интерьер королевских покоев и пр.). Встроенное в архетипическую функцию Короля, женское начало очевидно украшает и возвеличивает его. Архетип Королевы, в свою очередь, включает политическую, финансовую и военную мужскую силу, Королева безусловно защищена встроенным в нее мужским началом.
Архетипическая структура Короля присутствует во внутреннем космосе любого человека. Если мужчина или женщина страдают, например, алкоголизмом, что сопровождается тотальным отказом от ответственности, — в этом случае архетипическая область Короля в структуре личности не отсутствует, а находится в крайне подавленном состоянии. В образах участников инициаций дефицит энергий в области Короля отражается в его дряхлости или глубоком нездоровье.
В одном из случаев разведенной женщине 39 лет, отец которой страдал алкоголизмом, Король в сюжете инициации представился опоенным зельем. Другой инициационный опыт принадлежал мужчине, который никогда не видел своего родного отца: его внутренний Царь оказался каменным изваянием. Позже в ходе инициации он превратился из каменного в… казненного. Тем не менее, это превращение можно считать положительной трансформацией, так как налицо процесс "очеловечивания" правящей мужской функции. На символическом уровне сознание мужчины таким образом признало, что казненный правитель (отец) был когда-то живым. Суть имеющейся здесь травмы можно определить как бессознательное подавление вплоть до уничтожения правящего мужского начала в роду участника инициации.
Переживание инициаций на тему "Король" неизменно приводит к позитивным изменениям этой внутренней фигуры. В сюжетах инициаций погибшие короли не только оживают, но и обретают здоровье, молодеют, восстанавливают отношения с царицами, нередко освобождая их из плена. Заметим, что внутренний Король в процессе позитивных изменений создает не новый брачный союз, а восстанавливает утраченный. Это лишний раз подтверждает, что архетипическая функция Короля уже имеет женское начало в своей структуре.
Королева
Как следует из пространственного положения в архетипической мандале, функция Королевы поднимает женские энергии в "небесную" область. "Небесные" архетипические функции, как и "земные", имеют "встроенные" в их структуру аспекты противоположного пола.
Королева всегда имеет охрану и армию как элементы защищающего мужского начала. У Королевы существует и духовный пласт мужской защиты — глубокое чувство женского достоинства. Это одно из самых восхитительных ее свойств. Понятие "достоинство", наряду с другими его значениями, подразумевает умение "достояться до чего-либо", дождаться высшей аудиенции. Здесь подразумеваются мудрость, знание духовных законов, что естественным образом рождает здоровое терпение и огромную силу. Известно, что для тех, кто способен долго простоять в храме, открываются божественные откровения и высшие истины. Достояться, дождаться как глубокого контакта с "небесным" царственным Анимусом, так и божественного откровения может лишь истинная Королева. Здесь речь идет об архетипической женской функции личности.
Власть Короля проявляется для Королевы, прежде всего, в его королевской защите. Королева достойна быть защищенной не за личные качества, а по своему статусу. Так любая земная женщина достойна быть защищенной уже потому, что рождена женщиной. Проживая инициацию на тему "Королева", реальная женщина обретает бесценный эмоциональный опыт принятия мужской воли как проявления высшего уважения к себе. Мужчина же, инициируя, развивая свою внутреннюю Королеву, получает в лице своей Внутренней Женщины неисчерпаемый источник творящей женственности. Мужчина, имеющий внутри зрелую позитивную Королеву, чувствует себя королем в лучшем смысле этого слова. Он никогда не обидит реальную женщину и никогда не посчитает, что защитить ее — не его дело.
В области положительного полюса архетипическая область Королевы концентрирует такое количество духовных и материальных благ, что они начинают фонтанировать — возникает функция дарения. Достигая пика своего развития, Королева дарящая поднимается на следующую женскую ступень - превращается в Фею, для которой дарение — одно из наиболее характерных свойств. Что же касается чувства собственного достоинства Королевы, то она умеет дарить и его, то есть умеет пробудить достоинство в тех, с кем она взаимодействует. Великолепной иллюстрацией тому служит фильм Вильяма Вайлера "Римские каникулы" со знаменитой Одри Хэпберн в роли сбежавшей из королевского дворца принцессы. Сама актриса и ее героиня служат воплощением позитивного полюса архетипа Королевы: мужчины, случайно столкнувшиеся с беглянкой, независимо от своих изначальных намерений, становятся ее защитниками, и неожиданно для самих себя проявляют благородство.
Не следует путать архетип Королевы с понятием социального статуса королевы в обществе. Любая реальная королева, будучи личностью, обладает всеми личностными структурами, мужскими и женскими энергиями, индивидуально сочетая и проявляя их в своем характере и поведении.
Тем не менее, в одном из своих значений архетип Королевы символизирует и социальную успешность женщины, и ее высокий социальный статус в смысле социальной реализации ее предназначения, и признание окружающих, и проявление женской силы и ее власти в социальном мире. Королева — это женщина, безусловно признаная мужским миром.
В возрасте примерно от 3-х до 12-ти лет многие девочки увлеченно рисуют бесконечное количество принцесс, бессознательно готовясь к своей женской "коронации".
К. Г. Юнг считал, что архетип Королевы составляет важнейшую часть природы женского. По Юнгу, внутренняя Королева — это статная дородная женщина, богато одетая, достойно несущая свои скипетр и державу. Когда она медленно восстает со своего трона и степенно шествует по миру, везде, где огромный шлейф ее платья касается земли, взрастают травы, расцветают цветы, возникают все формы жизни, утверждается любовь. Очевидно, что чудотворный шлейф королевского платья является элементом вышестоящей женской функции — Феи. Власть и богатство — не единственные, а только частные свойства Королевы. Вечными же составляющими этого архетипа являются богатства духовные — женское достоинство и жизнеутверждающая природа женского творящего начала.
Королевой можно назвать реальную женщину, которая умеет осуществлять свои интересы и желания легко и естественно, не прикладывая при этом чрезмерных усилий. Секрет здесь в том, что включенный в архетип Королевы царственный Анимус представляет собой защищающее мужское начало, которому свойственна победоносность целой армии. Анимус Королевы как бы "несет на руках" оберегаемое им женское. Классическая мечта женщин о том, чтобы мужчины "носили их на руках", говорит о потребности в большой, абсолютной, то есть — королевской защите. Женщина не только мечтает чувствовать себя королевой, но хочет, чтобы мужчина был не меньше, чем королем, так как желает видеть в нем могущественного защитника, оберегающего ее на духовном и житейском уровнях. Еще один знаменитый символ женской защищенности можно увидеть в крылатом выражении "как за каменной стеной". Это тот же образ мощной защиты — стена королевского замка, которую не одолеть внешним напастям.
Ближе к позитивному полюсу Королевапредстает не только как символ женской защищенности, но и как автономная учреждающая сила, способная самостоятельно создавать и сохранять благополучие и изобилие.
Что касается негативного полюса архетипической области Королевы, то он характеризуется большим напряжением, так как в области негативного полюса Королева меньше всего защищена. Недостаток мужской защиты внутренняя Королева активно компенсирует за счет перегрузки все тех же женских агрессивных функций "земной" области личности — перенапряженные Ведьма и Амазонка в первую очередь представляют "боевой отряд" негативной Королевы. Поэтому незащищенная внутренняя Королева агрессивна. Поскольку функции Ведьмы можно считать базовыми, основными в женской архетипической лестнице, состояние Королевы, во многом зависит от того, насколько благополучна именно область Ведьмы. Максимально напряженная внутренняя Ведьма порождает феномен Королевы-Ведьмы. Архетипически он лежит в основе образа мачехи, часто действующей в сказках, посвященных теме сепарации (отделения) взрослеющей дочери. Позитивная же сторона Ведьмы служит Королеве источником творческих сил.
Итак, во внутреннем мире слабость архетипической функции Короля приводит к вынужденному сгущению управляющего потенциала Королевы — к росту ее подавляющей, уДушающей власти. В этом случае внутренний Король может оказаться в глубокой опале.
Пример.
Работая на продвинутом этапе инициационной терапии, разведенная женщина 39 лет представила себя королевой, которая приказала приковать короля кандалами в дворцовом подземелье. В то же время королеву терзали противоречивые чувства — она не знала, как поступить с супругом. Казнить его она не решалась, а отпустить на свободу — не могла: при его правлении государство было на грани разорения. Наконец, придворный мудрец предложил королеве обратиться к ведунье-прорицательнице из соседнего королевства, где правил венценосный брат королевы (защищающий мужской компонент, сформированный в ходе терапии — реальный младший брат этой женщины на тот момент более 20 лет не контактировал с ней). Король-брат прислал свою знаменитую прорицательницу, и ее вмешательство помогло быстро разрешить конфликт.
В образе мудреца здесь представлен элемент божественного мужского начала, который выступает в своей классической миротворческой роли. Он помогает королеве в сотрудничестве-интеграции с позитивным, целительским аспектом Ведьмы (ведунья-прорицательница).
Если область внутренней Ведьмы наиболее активна в районе негативного полюса — это делает Королеву Снежной, эмоционально холодной или откровенно злой. При излишнем напряжении контролирующей, властной функции в области женского королева в инициационном сюжете жалуется на тяжелую давящую корону или — находит нелепым свое одеяние. Тяжелая корона символизирует подавление сферы чувств (чистой женственности) рациональными защитами (псевдомужскими аспектами). В сюжетах инициаций Королева, как правило, отдает распоряжение заменить тяжелую корону на более легкую и изящную, например, на диадему. Ее одежды становятся более воздушными (стремление в область Феи). К концу инициации жизнь в королевстве налаживается.
Горизонталь Король-Королева