Дайте опред. научной дисц.
Билет
Дайте опред. научной дисц.– ТВ
Термин «ТВ» сост из 2-х слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что озн.«знание»,следоват.,ТВ-знание о товарах..Одно из первых опред.ТВ дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: ТВ— наука, научающая иметь точные и полные свед.о товарах, их сортах, местах происхож.и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения.Начало современному пониманию ТВ положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».ТВ- наука об основополагающих харак-ках товаров, опред-щих их потреб-ные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Дисциплина «ТВ» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию. Учебная дисц.«ТВ» включает два раздела — общее и частное товароведение.В общ.ТВ рассм-тся теоретические основы, которые явл.основополаг.для харак-ки любого товара и частных разделов ТВ.В частном ТВ изуч.обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинское и фармацевтическое. Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы соответствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).
Этапы проведения анализа хозяйственного портфолио.
Оптим-ый набор товаров сост-ет хозяйств.или ассортиментный. портфель организации.
Анализ хозяйственного портфеля дает возможность эффективного испол-ния ресурсов, их вложения в наиболее перспективные с экономической и социальной точек зрения товары и т.д. Одним из наиболее распр-ных методов такого анализа является метод «портфолио» (Portfolio datrix). Примером исп-ния этого метода является матрица бостонской консультационной группы Матрица бостонской консультационной группы напрямую связана с харак-ами жизненного цикла товаров. Место товара в матрице определяемся в зави-ти от доли рынка и скорости роста рынка.В качестве упрощенной альтернативы автоматизированному слежению за всем ассортиментом товаров может быть использован АВС-анализ, основанный на использован и и принципа Парето. Идея этого анализа состоит в том. что довольно незначительная часть ассортимента составляет большую часть стоимости товара как в запасах так и в реализации и сросе.
3.Температурный режим и влажность в помещении хранения ЛС, ЛРС, ИМН и МТ. .
Помещения, в которых осущ.хранение ЛС, ИМН и МТ обеспеч.приборами (термометры, гигрометры), которые закрепляются на внутренних стенах помещений вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 метров от пола и на расстоянии не менее 3 метров от дверей; В организациях здравоохранения и в иных организациях, осущ-щих хранение и транспортировку ЛС,ИМН и МТ приказом руководителя назначается лицо, ответственное за обеспечение сохранности качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.Показания приборов для контроля параметров темп. и влаж-ти воздуха ежедневно с периодичностью, достаточной для контроля колебаний в установленных пределах, регистрируются любым из удобных способов (в письменном или электронном виде) в журнале по контролю параметров температуры и влажности воздуха по форме приложения 5 настоящих Правил.
Билет
Билет
Товарная экспертиза
Товарная экспертизаособый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию, установленным требованиям и/или товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Билет № 4
Этап упадка
· Проявляется в снижении спроса.
· Поскольку объем продаж и перспективы прибыли снижаются, некоторые фирмы сокращают свои инвестиции и покидают рынок. Другие фирмы наоборот стараются специализироваться на остаточном рынке, если он представляет экономические интерес или спад происходит постепенно. Однако за исключением иногда наблюдаемых случаев возрождения рынка, прекращение выпуска технологически устаревшего товара становится неизбежным.
3.
1. *100=66.7%
2. *100=53.3%
3. *100=25%
4. *100=7.6%
5. *100=-44.4%
6. *100=-50%
7. *100=-20%
Увеличить затраты на модификацию препарата или его продвижение.Разработать новые стратегии для его реализации и перехода на повторный цикл.
6 билет.
1.Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком, различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Основными показателями ассортимента являютсяширота, полнота, глубина,
Широта ассортимента
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:
Кш = Гф / Гн
где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.
Полнота ассортимента
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.
Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:
Кп = Вф / Вн
где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.
Глубина ассортимента
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:
Кг = Рф / Рн
где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.
2.
ABC-анализ широко используется при разработке ассортиментной политики аптечной организации, где он является одним из элементов управленческого анализа при наблюдении за спросом на товары и услуги фармацевтической организации, а также для оперативного управления товарными запасами.
Методика проведения анализа состоит из ряда этапов.
1. Упорядочение ассортимента в порядке убывания стоимостного показателя (объем реализации, спрос, товарный запас и др.).
2. Выделение группы А, составляющей 10 % общего числа ассортиментных позиций; группы В, составляющей следующие 20 % общего числа ассортиментных позиций, и группы С, на которую приходятся остальные 70 %.
3. Расчет удельного веса стоимостного показателя групп А, В и С.
4. Определение направлений комплексного использования АВС- анализа и ограничений при его использовании.
При формировании ассортимента аптечной организации приходится учитывать такое обязательное обременение в деятельности, как необходимость наличия обязательного ассортимента лекарственных препаратов и некоторых изделий медицинского назначения,
утверждаемого Минздравом Казахстана и органами исполнительной власти.
Опыт подсказывает, что необходимо использовать не один, а комплекс различных подходов к формированию ассортиментного портфеля, которые позволят определить не только требования
рынка к качеству оказываемой фармацевтической помощи, но и оценить имеющиеся возможности аптечной организации
3.
№ п/п | Наименование ЛС | Объем продаж, тыс. тенге | Итого за1кв тыс. тенге | Доля в обороте,% | Кумулята,% | Группа АВС | ||
апрель | май | июнь | ||||||
Маалокс №20 таб | 80,5 | 58,4 | 77,3 | 216.2 | 17.8 | 17.8 | ||
Гастал №30 таб | 99,5 | 76,2 | 110,8 | 286.5 | 23.6 | 41.4 | ||
Алмагель А 170 мл сусп | 56,7 | 70,5 | 60,5 | 187.7 | 15.5 | 39.1 | ||
Фосфалюгель 16 г №20 гель | 35,6 | 50,6 | 32,6 | 118.8 | 9.8 | 25.3 | ||
Ренни №24 таб | 100,8 | 155,5 | 145,3 | 401.3 | 33.1 | 42.9 | ||
Итого:1210.5 |
1.для 6 столбика мы складываем три значения предыдущих
2.для 7 столбика складываем все цифры из 6 это будет 100%,и для каждого высчитываем свой процент,например
1210,5-100%
216,2-х% и т.д
3.Чтобы рассчитать сумму в 8 столбце мы складываем ее с предыдущим значение,например 17.8+23.6=41.4 и т.д
Товароведение
Билет № 7
1)Анатомо-терапевтическо-химическая классификация — международная система
классификации лекарственных средств. Исп-ся сокращения: лат АТС (от Anatomical
Therapeutic Chemical)
Основн назн-е ATC — представл-е статистич. данных о потреблении ЛС.
Главн цель создания международных стандартов — сравнение данных из разных стран.
АТС рекомендована ВОЗ для междунар.исследо-ий использования ЛП.
*АТС подразделяет лекарственные средства на группы, имеющие 5 различных уровней:
1.анатомический орган или система(Буквенные коды: А-препар,влияющие на пищевар
тракт и обмен в-в;В-кроветворение и кровь; С-леч-е заболеваний ССС; D-леч-е
заболеваний кожи; и др)
2.основные терапевтические /фармакологические (N-нервн.сист; N02-анальг-ки N02B-
Анальг-антипир; N02BA-салицилов.кисл и ее произвN02BA01-ацетилсалиц кисл);
3.терапевтические/фармакологические( коды=2);
4.терапевтические/фармакологические/основные химические(обозн-е лат буквой);
5.по химической структуре(Прописн лат.буква-конкр действ.в-во+посл два знака-ригистр-
ый № субстанции).
Кажд гр. в завис-ти от уровня имеет буквенный или цифровой код.
Каждому ЛС присваивается только один АТС-код. ЛС, имеющим несколько основных
показаний для медицинского применения, может быть присвоено более одного АТС-кода.
АТС-классифик лек.ср-в приведена в справочнике Видаля(раздел Ж)
2)Качественная характеристика товара
Качество товара – это его соответствие установленным или не установленным
требованиям.
Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей,
определение их действительного значения и способности их с базовыми показаниями.
Кач.хар-ка товара-совокупность внутривидовых потребительских свойств,
облад.способностью удовлетворять разнообразные потребности.Кач-ая экспертиза имеет несколько разновидностей.В пр.аптечн организ-ии использ-ся:
-приемочная экспертиза по качеству
-экспертиза комплектности(для ИМН и мед.товаров)
-экспертиза по договорам(оценка кач-ва товара,предусмотренная договорами купли-
продажи и др)
Кач.хар-ка рассматривает потребительские свойства:назначение,эффективность,
доступность,безопасность,экологичность и др, и имеет решающее зн-е для создания
потребит.предпочтений.
Оцениь кач-ые хар-ки можно с помощью различных методов,предусмотренных в
нормативн.документации(НД):
_ГОСТы(Гос. стандарт-основная категория стандартов)
_ОСТы(Отраслевой стандарт (ОСТ)-устанавл-ся на те виды продукции, нормы, правила,
требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для
обеспечения качества продукции данной отрасли.Служит основой для выпуска
соответствующего ГОСТа.)
3)Правила хранения ЛС требующие защиты от воздействия света и ЛС
нуждающиеся в воздействии света ( перечислите ЛС).
Постановление РК от 23дек 2011г №1595
Все изделия мед.назн-я и лек ср-ва в завис от физ-хим св-в, воздействия на
нихразличн.факторов внешн.среды делятся на:
1.треб.защиты от возд-я света 2.-/-/- от возд-я влаги 3.-/-/- от улетучивания 4.-/-/- от возд-я
повыш t` 5.-/-/-от пониж t` 6.-/-/-от возд-я газов, сод-ся в окр.ср.
Хр-е лек.ср-в в защите от возд-я света
(нитрат серебра,препар серебра,прозерин,натрия бромид,антибиотики, галеновые
препар(настойки,экстракты и др),витамины,эфирн.жирн.масла и др)
-упаковки, предохр.от возд света,тара изсветозащитн.матералов(оранж.стекло,металлич
тара)
-темн.помещение или шкафы с портно пригнанными дверцами
-для хран-я лек.в-в особо светотувствительных-внутри шкаф красят в черн.цвет
Хр-е лек.ср-в, нуждающихся в воздейств.света
(препар.закисного железа,феррамид)
-стеклянная тара малой емкости
-светлое стекло
-на ярком свету
Билет № 8
1)Дайте определение классификации. Задачи, цели и требования классификации
товаров.
Классификация-разделение множества объектов на подмножества по сходству и
различию, в соответствии с выбранными методами.
Классифик.необходима:
1.для автоматизир-ой обработки информации о ЛС и др товаров аптеки
2.изучение потребит-их св-в и качества товара
3.учета и планир-я товарооборота аптеки
4.составление реестров цен,прайс-листов и каталогов
5.совершенствования системы стандартизации фарм.товаров
6.проведение маркетинговых исследований на фарм.рынке7.статистического анализа производства,реализ-ии, исп-я продукции
Требования к классификации:
-должна охватывать все виды товаров на фарм.рынке
-гибкость классификации-по мере необходимости включать новые наименования в список
продукции без нарушения общей системы, учитывать будущие изменения номенклатуры
и ассортимента товаров
-всесторонне исследовать свойства препаратов по разным категориям
-содействовать улучшению торговой деятельности на всем пути товародвижения
-служить основой для кодирования товаров и образования краткого шифра товара
2) Количественная характеристика товара
Колич.хар-ка товара-совокупность определенных внутривидовых св-в,выраженных с
помощью физич.величин и единиц измерения.
Колич.экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии
и/или колич.характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных
единиц
Единичный экземпляр-отдельный товар,облад-ий целостностью и присущему виду
потребительскими св-вами(табл.,ампула и др)
Комплексная упаковочн.ед-ца-совокупность единичных экземпляров(флакон с таблетками
др)
Товарная партия-совокупн единичн.экземпляров и/или комплексных упаковочных
единиц(одного вида и наименовния),объед-ых по опред.признаку(смена или день
выработки и др)
Оценка колич.хар-тик проводится в соотв-ии с НТД или сопроводительными док-ми при
перевозк. Допустимые отклонения от установл-ых колич.хар-тик(по V или m упаковок)
регламентируются нормативн.док-ми(Н-р: нормы отклонений при изготовлении лек-в в
аптеках) Недопустимые отклон-я – запрет реализации товаров
3) Основные принципы хранения лекарственных средств и ИМН. Правила хранения
группы ЛС, изменяющихся под влиянием газов, находящихся в окружающей среде.
Постановление РК от 23дек 2011г №1595
-помещ-я хран-я обеспечены термометрами и гигрометрами-на внутренних стенах
помещений вдали от нагреват.приборов на высоте 1,5-1,7м; на 3м от дверей Показ-я
регистрируются в журнале,назначается лицо, ответственное за сохранность ЛС
-ЛС хранятся в заводской или транспортной упаковке
-в течении хранения ЛС осущ-ся визуальн осмотр упаковки и оформления – 1р/месс
-ведется учет сроков годности хранящихся ЛС
*ЛС хранятся:
1.по фарм.группам
2.по способу примен-я(внутр,наруж)
3.по агрегатному состоянию
4.по физ-хим св-вам и влиянием различных факторов внешней
среды(светочувствительные, треб-ие низк t`)
-нельзя хранить вместе созвучные названия с различными дозами или по алфавиту
-ЛС, имеющие статус «ангро-продукта»(производство в крупной фасовке=>дальнейшая
развеска по штанглассам), хранят в эмалированной или стеклянной таре
Все изделия мед.назн-я и лек ср-ва в завис от физ-хим св-в, воздействия на
нихразличн.факторов внешн.среды делятся на:
1.треб.защиты от возд-я света 2.-/-/- от возд-я влаги 3.-/-/- от улетучивания 4.-/-/- от возд-я
повыш t` 5.-/-/-от пониж t` 6.-/-/-от возд-я газов, сод-ся в окр.ср.
ЛС, измен-иеся под вл-ем газов, наход. в окр.ср.
*реагирующие с О2 воздуха(соед-я алифатич.ряда,фенольные,морфин)
-герметич.укупор. тара, залитая парафином
*реагирующие с СО2 (натриевые соли барбитуровой кисл)-хранятся в таре, непроницаемой для газов
-герметически укупоренная тара
Билет № 9
Билет № 10.
Товарная политика
Товарная политика—основные направления формирования ассортимента организации. Товарный ассортимент фарм организации имеет важное соц-эконом зн-е, т.к. его кач-во определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания субъектов рынка. Рац. сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия.
Товарная политика организации предусматривает решение следующего комплекса проблем:
1.формирование товарной номенклатуры;
2.оптимизация ассортимента производимых и реализуемых товаров и услуг с точки зрения их потребительских характеристик и особенностей технологии производства и сбыта;
3.обновление ассортимента в целом и по отдельным товарным единицам с учетом жизненного цикла; 4.реализация рациональной ассортиментной политики (обеспечение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг): определение маркетинговых характеристик ассортимента: оптимальной широты, насыщенности, глубины и гармоничности товарного ассортимента;
5.оптимизация ассортимента с учетом рентабельности продажи единицы продукции;6.наличие ассортиментных позиций из перечней и списков, регулирующих отношения на фармацевтическом рынке (обязательный; жизненно необходимых и важнейших ЛC;
6.препаратов, отпускаемых без рецепта врача; наркотических, сильнодействующих и др.).
Т.к.товарная номенклатура организации представляет собой совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, то ее формирование будет зависеть от подходов фармацевтической организации к объединению товаров в группы.
2. Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
№1692 30дек 2011
Маркировка — это одно из средств товарной информации, которое представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, качественных и количественных характеристиках товара.
*В зависимости от места нанесения : производственную и торговую маркировку.
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и информационные знаки.
Товарный знак-это любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов. Право на товарный знак охраняется законом. Регистрация товарного знака действует 10 лет.
Знак соответствия, или качества — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Штриховые коды — это определенное число, присваиваемое каждой конкретной единице товара, которая характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством; наносится в виде набора штрихов и пробелов разной ширины. Существует несколько стандартов штриховых кодов, наиболее распространенным среди которых является EAN-13. Следует знать, что в штриховом коде отсутствуют сведения о стране-изготовителе.
На внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указываются:
1.название лекарственного средства и его международное номенклатурное название2.название и юридический адрес предприятия-производителя.3.номер серии и дата изготовления,4.способ применения препарата (в виде инъекций, в виде таблеток внутрь, в виде свечей в прямую кишку и т.д.);5.доза и количество доз в упаковке 6.срок годности — дата выработки препарата и дата конечной 7.условия отпуска (по или без рецепта врача);8.условия хранения 9.меры предосторожности при применении лекарственного средства
Функции маркировки: информационной, идентифицирующей, мотивационной, эмоциональной, самой важной является идентифицирующая, так как именно с идентификации товара начинается его экспертная оценка.
Маркировка лекарственных препаратов, изготовленных в условиях аптеки
Обозначения этикеток для оформления лекарственных препаратов в зависимости от способа их применения подразделяются на:
1) «Внутреннее зеленая;2) «Наружное» оранжевая;3) «Для инъекций» синяя.4) «Глазные капли», «Глазная мазь» розовая;
Упаковка изготовленной лекарственной формы должна иметь этикетку, с указанием медицинской эмблемы (чаша со змеей).
В зависимости от лекарственной формы этикетки для внутреннего или наружного применения подразделяются на следующие виды: «Микстура», «Капли», «Порошки», «Мазь», «Капли в нос», «Глазные капли» «Для инъекций».
*На этикетках для оформления лекарственных препаратов индивидуального изготовления указывается следующая информация:
1) наименование аптеки;2) местонахождение (юридический адрес) аптеки;3) номер рецепта;
4) фамилия, имя, отчество больного;5) обозначение в зависимости от лекарственной формы и способа применения 6) подробный способ применения:7) дата изготовления;8) срок хранения (количество дней);
9) предупредительная надпись «Беречь от детей».
*дополнит.этикетки
Билет.
Для хранения ЛРС сырья
Склад должен иметь следующие отделы:1.Приемный.2Изолятор для временного хранения лекарственного сырья, пораженного амбарными вредителями.3. Помещение для временного хранения нестандартного лекарственного сырья с целью его доработки.4. Помещение для хранения ядовитого и сильнодействующего сырья.5. Помещение для хранения эфирномасличного сырья.6. Помещение для хранения сочных плодов.7. Помещение для прочего сырья.
Склады должны быть соотв. оборудованы, иметь цементный или деревянный пол без щелей, стены оштукатурены, не должно быть окон или они должны быть закрашены белой краской. Должны быть приборы, определяющие температуру и влажность. Помещение склада оборудуется стеллажами или подтоварниками высотой не менее 25 см, расстояние между полками стеллажей не менее 75 см. Температура на складе +10-12°С, влажность не более 13%, влажность лекарственного сырья - 13-15%.ЛР сырье должно храниться в сухом, хорошо вентилируемом помещении в плотно закрытой таре: в аптеках — стеклянной, металлической посуде, в ящиках с крышкой, на складах — в тюках или закрытых ящиках на стеллажах. Резаное сырье хранят в тканевых мешках, порошки — в двойных мешках (внутренний должен быть бумажным, многослойным, наружный — тканевым; возможна картонная упаковка.Лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла, хранят изолированно в хорошо укупоренной таре.Некоторые гигроскопические травы, листья и плоды необходимо хранить в стеклянной или металлической таре хорошо укупоренными (например, листья наперстянки, почечный чай и др.).При хранении высушенных сочных плодов для предотвращения порчи их амбарными вредителями рекомендуется помещать в ящики с плодами флакон с хлороформом, в пробку которого вставлена трубочка для выхода паров хлороформа. Хлороформ добавляют по мере его улетучивания.Готовые ЛР сборы хранят в аптеках и на аптечных складах с соблюдением вышеуказанных общих правил. ЛР сырье должно подвергаться периодическому контролю в соответствии с требованиями ГФ. Трава, корни, корневища, семена, плоды, утратившие нормальную окраску, запах и требуемое количество действующих веществ, а также пораженные плесенью, амбарными вредителями в зависимости от степени поражения либо бракуют, либо после переработки и дополнительного контроля используют.Особое внимание при хранении следует уделить ЛР сырью, содержащему сердечные гликозиды.Для них ГФ установлены более строгие сроки хранения и повторного контроля на содержание биологической активности.Ядовитое и сильнодействующееЛР сырье хранят в отдельном помещении или отдельном шкафу под замком.
Билет.
Билет № 15.
1)позиционирование товаров- это комплекс мер.благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.Позиция на рынке складывается из 3 составляющих:1 хар-ки позиционирования .к основным параметрам позиционирования от –ся цена ,имидж,кач-во,способ использ товара,продолжит действия,комбинация выгод и др.2.позициониров для выбранного целевого сегмента.3 учет позиции конкурентов.простейшим способом визуального представления позиц конкур товар явл использ двухмерной карты для сравнения представлений покупат или потребит о конкурир товарах по двум параметрам.конкурентная карта может основыв на потребит рейтинге каждой торговой марки по каждому параметру.в наст время уневерсальн оценочным показат эфективн деят орг становится его конкурентноспособн.т.е это реальная или потенциальная возможность фирм в сущесв для них условиях проектироват,изготовлять и сбывать товары,котор по ценовым и неценовым харктер более привлекат для потребит ,чем товары конкурента .анализ концепции и подходов к конкуорентноспособности позвол выделить трехуровневую сист на 1 уровне внимание акцентир на конкурентспособн по временному критерию 2-ой уровень что конкуренция это борьба или соперничество,где обязат должен быть победит и проигравший.3 уровень маркетинговый подход.был предложен Портером.который считал ,что подержания конкурентноспб предприятию необход минимизир произ затраты .диферинциров продукт,сконцентр на опред сигменте.недоста теории он преполог неизмен ситуации на рынке в теч длит времени.Треси и Вирс предлог тщат изучать чем она привлек для потребителя.и превратить эту ценность в долговремену стратегию.с развитием информац технолог сформир точка зрения,что победит тот кто сможет формиров рынки будущего и доминиров на них.оценка конкурент способн лп сост из след этапов:1.ситуационый анализ ранка потребителей и товаров.включ в себя оценку потребности и спроса и предложения.2.определение критериев выбора среди .показат внешнего формир дел ся на долговременные(тенденции равития фарм рынка.интенсивность конкуренции итд.и краткосрочные(реклама.наличие в ассортименте).потребительские параметры делся на показат качества .котор дел ся на жесткие(число побочных эффектов,противопок,срок годности,способ ведения,лф,спект действия)к мягким показ кач-ва от-ся упаковка,торговая марка,фирма изготовитель,предпочтения.экономич показатели сюда от-ся ценовая доступность,способ оплаты,фактор премии,затраты на ппродвиженияи использов,заменяемость.3.оценка критериев(маркетинг ,фармакоэкон методы).4.расчет интегрального показателя конкурентноспособн.Одним из маркетингоавых метод анализа позиции товара на рынке явл swot-анализ. Табл результаты swot анализа
Билет 16
1)показатели ассортимента:широта,полнота глубина.на обънм продаж влияет эти маркетинговые хар-ки ассортимента.широта-кол-во ассортиментных групп,подгрупп или классов товаров.полнота-число товарных ед или в целом по товарной номенклат или по каждой ассортим группе или подгруппе товаров.глубина- кол-во ассортимент позиций в пределах 1 товарного наименов.Коэффициент широты-отношения факт числа ассортимент групп (подгрупп,классов базовой(макс возможн)широте:Кш=Ш факт/Ш базовая.напр.если номенклат аптеки может макс включ 14 асорт групп .а реализов только 10 из них.то Кш=75% или.0,75.др пример базовая широта фармокотерапевт групп психофармокол сред по классиф ВОЗ =6(нейролептики,транквилизаторы,антидеприсанты,ноотропы,нормотимики,психостимуляторы),если 1 из классов отсутс в ассортм Кш не будет = 100%.коэф полноты-отношение числ ассортимент позиций (товарных ед),имеющ в наличии в фармацевт орг(полнота факт)к числу асорт позиций, внесен в Госреестр или получ разреш на исп(полнота базовая):Кп=П факт/П базовая.влияние на полноту ассорт оказ местопол орг.ступень оказ лек помощи амбулаторная,стационарная,структура заболеваемости района обслужив.Коэффициент глубины-отношение факт числа ассорт позиций 1 товарного наименования к возможному числу позиций.например макс возможноечисло ассортим позиций комбиноир препар с парцетамолом подлеж без рецептурному отпсост 34.если в аптеке в налич 17 то глубина ассортим сост 0,5или 50%.Кг=Г факт/Г базовую.
2)методы практ товаровед деят.относя оценка кач-ва, технолог методы(упаковка,маркировка,хранение).кач-во продукции-это совокупность св-в продукции.обуславлив ее пригодность удовлет опред потребн в сотв с наз ем.качество лс-соотв лс гос стандарту кач ва лек ср.(фармокоп статьи.гос стандарты)обеспечение кач ва товаров-совокупность планируемых и систематич мероприят направл на формир и сохр установл треов к кач-ву.для этого при техн произв работники собл правила GMP, GCP ,GLP. К сохр кач-во прод от-ся упаковка ,маркирока,хранение.Упаковка –это средство или комплекс средств обеспеч защиту продукции от повреждений и потерь,окруж среды,загрязнений.элементами упаковки явл:тара(для размещ товаров.защищ от мех возд) и маркировка(средство товарной информ.представл этикетками.листовками и вкладышами).по назначен тару и упаковку можно разделить на 3 группы.1 потребит упаковка(для товаров.произ для индивид использ конечн потребит.)первичная(внутренняя)непосред оболочка товара)вторичная(внешняя)оболочкапреназ для защиты внур тары и стимулир сбыта.2.групповая тара служит для объединения в единой таре группы единичных потребительских упаковок для продажи.3. транспортная тара-это оболочка предназн для сохр внутр и внешней упоков и обеспеч удобства транспортир.маркировка-одно из средств товарной информ.котор представл собой текст.условные обозначения или рисунок.нанесеные на упаковку.товарный знак это любое название,символ,рисунок или их комбинация для обознач товаров компании,отлич от конкурентов.регистрация тов зн действ в теч 10 лет и право на него охр законом.Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока
3 Лекарственные субстанции летучих лекарственных средств и изготовленные из них лекарственные формы следует хранить в аптеках в специальном шкафу, изолированно, в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха, раздельно по наименованиям, на складах следует хранить в отдельно отведенном помещении хранения. Фармацевтические субстанции, требующие защиты от улетучивания и высы-хания (собственно летучие лекарственные средства; лекарственные средства, содер-жащие летучий растворитель (спиртовые настойки, жидкие спиртовые концентраты, гус-тые экстракты); растворы и смеси летучих веществ (эфирные масла, растворы аммиака, формальдегида, хлористого водорода свыше 13%, карболовой кислоты, этиловый спирт различной концентрации и др.); лекарственное растительное сырье, содержащее эфир-ные масла; лекарственные средства, содержащие кристаллизационную воду - кристал-логидраты; лекарственные средства, разлагающиеся с образованием летучих продуктов (йодоформ, перекись водорода, гидрокарбонат натрия); лекарственные средства с оп-ределенным нижним пределом влагосодержания (сульфат магния, парааминосалицилат натрия, сульфат натрия), следует хранить в прохладном месте, в герметически укупо-ренной таре из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов (стекла, ме-талла, алюминиевой фольги) или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя. Применение полимерной тары, упаковки и укупорки допускается в соот-ветствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации.
Билет №17
1. Товарная экспертиза. Виды товарной экспертизы
Товарная экспертиза — это особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара поихсоответствию установленным требованиям и (или) товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
2. Аналитические методы.
Аналитические методы — это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Одним из аналитических методов, используемых в товароведении, является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, группировка, классификация и кодирование.
Идентификация — метод отождествления, установления совпадения I одного объекта с другим.Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка (обобщение) — метод подбора объектов по общим признакам, который применяется для выделения ассортиментных групп.Обобщению предшествует деление целого на отдельные части,выявление частей, для которых характерны общие признаки, и
объединение их в группы на основании общности признаков.
Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сход