Упражнение 1. Метафора цвета
Участники сидят в кругу с закрытыми глазами. В руки каждому ведущий кладет кусочек гладкой, приятной на ощупь бумаги. Квадратики окрашены в разные цвета, чаще всего сложные, не определяемые одним словом: жемчужно-серый, малиновый, бежевый с розовым отливом, голубовато-сиреневый, цвет кофейного зерна, соцветий мимозы, цвет морской волны и т. д. Потом участникам предлагается открыть глаза, взглянуть на бумажный квадратик в своих руках и проникнуться ощущением его цвета. В группе есть еще два человека, которые получили такой же цвет. Теперь нужно с помощью метафор найти двух своих «собратьев» по цвету. Ведущий предлагает: «Спрячем квадратик в ладони и попытаемся передать ощущение его цвета метафорически: „цвет первой любви", „цвет коварства", „цвет несданного экзамена", „цвет состояния души после развода"». В этом упражнении лучше не приводить много примеров. У ведущего есть свой образчик цвета, он просто может начать работать с ним, встав и произнеся вслух родившуюся у него метафору, например: «Цвет пробуждения».
Те участники, которые почувствуют, что к их цвету тоже подходит эта метафора, также встают. Но в ответ на эту метафору — «цвет пробуждения» — могут встать, скажем, пять человек, а мы помним, что такой же цвет, как у нас, может быть еще только У двух человек. Значит, эта метафора была слишком широкой. Нужно искать более тонкую метафору, позволяющую выявить именно «наш» цвет. Теперь у кого-то другого родилась метафо-Ра своего цвета, он встает и называет ее: «Цвет глубокого сна без сновидений». Те, кто считает, что эта метафора подходит к их Цвету, тоже встают. При этом может оказаться так, что встанет кто-то из тех участников, которые ранее поддержали метафору «Цвет пробуждения». Например, участнику с темно-синим цветом кажется, что к его цвету подходят обе эти метафоры — и глубокого сна, и пробуждения от сна. Задача в том, чтобы найти ме-ТаФору, не ТйЛЬКо точно отражающую твое собственное ощущение цвета, но и находящую отклик у «собратьев по цвету».
После того, как каждый назовет по крайней мере одну мета-*°РУ, в группе часто наступает какое-то оцепенение. Каждый
ГЛАВА 4
говорит на собственном метафорическом языке, и те ли откли каются на твой призыв, к кому он обращен? Возникает ощуще ние бессилия в попытках найти формы самовыражения и по-нять другого. .,
Процесс рождения общего метафорического языка мучителен, как вообще мучителен процесс поиска взаимопонимания
В сущности, это упражнение само является метафорой драмы взаимного непонимания людьми друг друга. Оно способствует развитию мощных интеллектуальных усилий, творческого напряжения, которое запоминается и потом в трудные моменты может служить подсказкой: «Пробуй еще и еще, продолжай вырабатывать идеи и образы, может быть, постепенно найдешь путь к пониманию, как мы нашли его тогда».
Упражнение 2. Метафора качества
Участники сидят в кругу. Кто-то держит в руке мяч или другой предмет, который можно передавать друг другу. Тот, кто держит мяч, называет вслух два каких-нибудь прилагательных, например: «длинное и черное», «голубое и неизбежное» или «желтое и туманное», а затем передает мяч кому-то другому. I Получивший мяч должен объединить оба определения в мета- j фору, создав новый образ. В первом случае это может быть, скажем, «понедельник», «список увольняемых» или, в крайнем случае, «щенок таксы». Правда, последний образ содержит слишкомпрямое сравнение, лучше было бы его не использо- : вать, но иногда задача в этом упражнении столь трудна, что можно пренебречь некоторым нарушением правил ради сохранения мира — ине только метафорического. «Голубой и неизбежной» может быть «таблетка желудочного», а «желтой и туманной» — «пресса» и т. п.
Это упражнение предъявляет высокие требования к ведУ' щему и к участникам группы. Многие люди затрудняются в том, чтобы выполнять его быстро. Могут возникнуть паузЫ> постепенно будет нарастать ощущение чьей-то успешности или неуспешности. Для того чтобы этого избежать, можяв предложить каждому придумывать метафоры на каждую дар) определений. Можно сделать итак, чтобы определения задав»" лись безадресно — у кого родится метафора, тот и подхвати! их. Правда, в этом случае есть риск, что не все будут в равнвмере активны.
,382
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА