Упражнение -«Надписи на лбу»
В частникам предлагается объединиться в пары. Один из тников сидит и участвует в дискуссии, второй стоит над и держит табличку с надписью. Ни сидящий, ни стоящий
ГЛАВА 4
участник пары не знают, что написано на табличке, но свобод. но могут видеть, что написано на чужих табличках. В дискуссии обычно принимают участие 5-6 пар, то есть 10 или 12 участников группы. Остальные становятся наблюдателями.
Надписи на табличках — это инструкция другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участнику, например:
1. Слушайте меня.
2. Считайтесь со мной как с лидером.
3. Поддерживайте меня.
4. Балуйте меня.
5. Спорьте со мной.
6. Не доверяйте мне.
7. Обманывайте меня.
8. Неправильно истолковывайте мои слова.
9. Игнорируйте меня. 10. Делайте как я.
Обычно выбирают какие-либо пять или шесть из этих надписей, но можно придумать и другие. Надписи 1-4 обычно попадают к более застенчивым участникам, надписи 5-9 — к более активным и напористым, надпись 10 может попасть и к тем, и к другим в зависимости от ситуации в группе и той реориентационной задачи, которую ставит руководитель тренинга.
Получив надписи, участники дискуссии и их дублеры могут прочитать инструкции, регламентирующие их реакции на других участников. После этого диспутанты (сидящие) начинают обсуждать какую-либо тему, желательно совершенно несущественную: когда устраивать перерывы в тренинге, где можно было бы всем вместе провести Новый год и т. п. Тема должна быть не настолько значимой и увлекательной, чтобы она могла стать интересней, чем хама игра. Здесь бывает трудно выдержать меру: слишком поверхностная дискуссия не дает материала для полнокровных высказываний и реакций, а слишком глубокая дискуссия отвлекает от «надписей на лбу».
Задача участников дискуссии — понять, что написано на их табличках. Задача дублеров аналогична, но они должны сделать это, не участвуя в дискуссии и сохраняя молчание. Вариант: они могут высказываться вслух, как настоящие психодрЗ" матические дублеры, выражая чувства, намерения и мысли своих протагонистов, например:
t ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА
ак-то неприятно, что меня никто не слушает.
• Все на меня смотрят. Вот странно!
• Интересно, а если я какую-нибудь глупость скажу, они все равно будут соглашаться?
Если дискутант согласен с высказыванием своего дублера, ■ он поднимает правую руку, если не согласен — левую.
Дискуссия длится обычно не более десяти минут, а затем каждой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано на вашей табличке?» Первым высказывается диспутант, затем дублер. Обычно легко расшифровываются надписи: «Игнорируйте меня», «Спорьте со мной», «Считайтесь со мной как с лидером» и «Слушайте меня». Часто игрокам с последней из надписей кажется, что на их табличке написано: «Соглашайтесь со мной» или: «Считайтесь со мной». Из этого мы обычно делаем вывод о том, какое благоприятное впечатление производит на человека то, что его слушают. Бывает и так, что все участники призывают высказываться игрока с надписью: «Слушайте меня», а ему нечего сказать, или всеобщее внимание сковывает его настолько, что он не может ничего сказать. Спонтанно эта надпись каким-то образом подменяется на другую: «Побуждайте меня к высказываниям».
Гораздо труднее бывает игрокам-расшифровать таблички: «Не доверяйте мне», «Обманывайте меня», «Неправильно истолковывайте мои слова». Признаки, выражающие эти отношения, более тонкие; с задачей справляются обычно люди, способные к рефлексии. Иногда бывают расстроены те участники, которых «обманывали», а они так и не поняли этого* В этом случае бывает логично обратиться к описанию признаков лжи.
Необходимо помнить, что многие участники после игры испытывают негативные эмоции: ощущение приниженности от слишком снисходительного отношения («Балуйте меня»), оби-ДУ («Игнорируйте меня»), растерянность («Неправильно истолковывайте мои слова») и др. Необходимо провести дероли-зацию: «Я не надпись „Игнорируйте меня", я Андрей» и т. д.
Это упражнение'позволяет осознать свое место-в межлично--тном пространстве и динамику его изменения. Оно помогает дивным, сильным людям осознать разрушительные возможности пренебрежения, непонимания, давления, которые онимогут проявлять но отношению к другим.
А теперь рассмотрим признаки лжи. Ссылаясь на многочис-1енные исследования, Дж. Баргун и Д. Баллер приводят следующий перечень наиболее часто наблюдаемых признаков обмана:
ГЛАВА 4
1) повышение высоты голоса и напряженность в голосе, сигнализирующие о повышенном возбуждении или тревоге;
2) на мгновение появляющееся и моментально исчезающее неприятное выражение лица;
3) неприятный голос;
4) покачивание головой, по-видимому, скрывающее чувство вины или страх разоблачения;
5) замедление речи;
6) отсутствие синхронности, расхождение в сигналах, передаваемых разными каналами;
7) несообразные или преувеличенные реакции, обусловленные, по-видимому, когнитивными трудностями в процессе изобретения лжи (Burgoon, Buller, 1994).
Техника 2. РАЗВИТИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ
Многие упражнения в психологическом тренинге помогают увидеть новые возможности в подходе к проблемам и явлениям жизни, расширить перспективы их понимания, познакомиться с новыми точками зрения и неожиданными ракурсами рассмотрения событий. В то же время можно выделить особую группу упражнений, направленных главным образом на развитие такой стереоскопичности психологического восприятия, а именно на развитие:
1) децентрации как способности отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отсчета, и умения переключаться на чужие точки зрения;
2) версионности мышления и поведения, то есть способности видеть одновременно множество путей объяснения проблемы и ее решения;
3) гибкости как способности к быстрому переключению с одной реакции на другую и умения переходить с одного языка мышления и общения на другой.
Примером упражнения для развития децентрации может служить упражнение «Кузнец Родион»; для развития версионности мышления и поведения — упражнения «Объяснение ирИ" чин», «Пум-пум-пум»; для развития гибкости и переключаемо-сти — упражнения «Перефразирование стихов», «Юмор Классиков».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА
Упражнение «Кузнец Родион»
Участники, объединенные в подгруппы, слушают отрывки из рассказа А. П. Чехова «Новая дача». Затем они должны словами кузнеца Родиона попробовать передать слова инженера Кучерова — так, как их понял, по их мнению, Родион.
Рассказ «Новая дача» был выбран потому, что в нем есть
|авильный ответ»: кузнец Родион действительно передает е слова инженера Кучерова. [ри подведении итогов упражнения каждая подгруппа мо-сверить свою формулировку с чеховской. Отрывки из рассказа Чехова -«Новая дача» ...В усадьбе по вечерам жгли бенгальские огни и ракеты, и мимо Обручанова проходила на парусах лодка с красными фонариками.
Однажды утром приехала на деревню жена инженера Елена Ивановна с маленькой дочерью в коляске с желтыми колесами, на паре темно-гнедых пони.
Это было как раз в навозницу, и кузнец Родион, высокий, тощий старик, без шапки, босой, с вищми через плечо, стоял около своей грязной, безобразной телеги и, оторопев, смотрел на пони, и видно было по его лицу, что он раньше никогда не видел таких маленьких лошадей...
Елена Ивановна посматривала на избы, как бы выбирая, попом остановила лошадей около самой бедной избы, где в окнах было столько детских голов — белокурых, темных, рыжих. Сте-панида, жена Родиона, полная старуха, выбежала из избы, пла-пок у нее сполз с седой головы.
~ Это твоим детям, — сказала Елена Ивановна и подала ей Щи рубля.
Степанида вдруг заплакала и поклонилась в землю. Родион т°же повалился, показывая свою широкую, коричневую лысину, и при этом едва не зацепил вилами свою жену за бок...
-Лычковы, отец и сын, захватили у себя на лугу двухрабочихло-
шодей, одного пони и мордатого альгаузского бычка, и вместе сры-
*"* Володькой, сыном кузнеца Родиона, пригнали в деревню. Поз-
вали старосту, набрали понятых и пошли смотреть на потраву...
Вечером инженер прислал за потраву пять рублей, и обе ло-
оди, пони и бычок, не кормленные и не поенные, возвращались
°мой, понурив головы, как виноватые, точно их вели на казнь...
ГЛАВА 4
В деревне бабы не спали всю ночь и беспокоились. Родион то-же не спал.
— Нехорошее дело, — говорил он, ворочаясь с боку на бок и вздыхая. — Осерчает барин, тягайся потом... Обидели барина... ох, обидели, нехорошо.
Как-то мужики, и Родион в их числе, ходили в свой лес делить покос, и, когда возвращались домой, им встретился инженер../-;
— Здравствуйте, братцы! — сказал он. Мужики остановились и поснимали шапки.
— Я давно уже хочу поговорить с вами, братцы, — продолжал он. — Дело вот в чем. С самой ранней весны каждый день у мент в саду и в лесу бывает ваше стадо. Все вытоптано, свиньи изрыли ■ луг, портят в огороде, а в лесу пропал весь молодняк. Сладу неж с вашими пастухами; их просишь, а они грубят. Каждый день у мёШ ня потрава, и я ничего, я не штрафую вас, не жалуюсь: между тем вы загнали моих лошадей и бычка, взяли пять рублей. Хорошо ли' это? Разве это по-соседски? — продолжал он, и голос у него был такой мягкий, убедительный, и взгляд не суровый. — Разве так поступают порядочные люди? Неделю назад кто-то из ваших срубил у меня в лесу два дубка. Вы перекопали дорогу в Ереснево, и теперь мне приходится делать три версты кругу. За что же вы вредите мне на каждом шагу? Что я сделал вам дурного, скажите, Бога ради? Я и жена изо всех сил стараемся жить с вами в мире и согласии, мы помогаем крестьянам как можем... Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою.
Повернулся и ушел. Мужики постояли еще немного, надели шапки и пошли. Родион, который понимал то, что ему говорили, не так, как нужно, а всегда как-то по-своему, вздохнул и сказал'.
— Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой...
Инженер, по-видимому, стал раздражителен, мелочен и в каждом пустяке уже видел кражу или покушение... Как нарочно, кто-то (из мужиков или босяков — неизвестно) снял с телеги новые колеса и обменял их на старые, потом, немного погодя, унесли две уздечки и клещи, и даже в деревне начался ропот...
Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге встретился инженер. Он остановился и, не поздоровавшись, глядя сердито по на одного, то на другого, начал:
— Я просил не собирать грибов у меня в парке и около двора> оставлять моей жене и детям, но ваши девушки приходят чуть
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА
веп, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси — это все равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, все бесполезно.
Он остановил свой негодующий взгляд на Родионе и продолжал:
— Я и жена относились к вам как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего но остается!
И, сделав над собой усилие, сдерживая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он повернулся и погиел дальше.
Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.
— Да... — начал он, отдохнув. — Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу... Да...
Вопрос: Как передал слова инженера Кучерова кузнец Родион своей жене? Что он ей сказал? Попробуйте сформулировать это его словами.
При обсуждении итогов упражнения важно обратить внимание на то, насколько многозначно могут быть истолкованы наши собственные или чужие слова и насколько необходимы уточнение и проверка нашего понимания другого человека. Кроме того, чеховская проза каким-то образом дает эффект психологического расширения, раздвигая горизонты психологического видения.