Частота и длительность сеансов
Для групп амбулаторного типа рекомендуется проводить от 1 до 2-х встреч в неделю, группы стационарного типа могут собираться от 3-х до 5 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия может быть до 90 минут (на каждого участника в среднем должно приходиться по 10 минут). Более короткие встречи лишают возможности интенсивных обсуждений, так как их пик возникает к концу сеанса. Много времени уходит на так называемый процесс «разогрева» группы и нахождения актуальной темы обсуждения, касающейся проблемы того или иного участника. Конец сеанса (последние 30–40 мин) считается самым ценным в отношении отреагирования и осознания сути психологических проблем и конфликтов личности. В этот период отмечается наибольшее число интеракций между членами группы, сильные эмоциональные реакции, конфронтации, являющиеся источниками продвижения в групповом процессе. Увеличение продолжительности сеанса вызывает утомление членов группы, особенно у больных с неврозами, падение интереса и активности. Длительность сеанса целесообразно увеличить до 120 мин при использовании физических упражнений, направленных на осознание «языка» своего тела, психологически скрытых механизмов взаимодействия, на осмысление мимики, жестов. Эти физические действия являются составной частью таких направлений, как психодрама, некоторых гештальт-техник, арттерапии.
Существуют также и «группы марафона», в которых усталость, ослабление контроля, негативные чувства, возникающие вследствие этого, используются в обсуждениях. Сторонники «марафонов» считают этот механизм самым действенным для активного продвижения группы. Длительность таких сеансов определяется в 16–18 ч, но есть сеансы по несколько суток подряд. Участники могут засыпать, вставать, уходить ненадолго. Такие сеансы быстро сближают участников, исчезают защиты, преодолеваются условности. Конфронтации обостряются, эмоциональные реакции глубокие, обсуждение проблем активное. Участники «марафонов» заявляют в конце, что никогда не испытывали такой интенсивной жизни и что у них произошло кардинальное переосмысление ценностей. У некоторых участников «марафона» возникает зависимость к повторному участию в таких группах. Этот же феномен зависимости (потребность в сильных эмоциях, сближении и раскованности) наблюдается и у некоторых руководителей групп марафона.
Отдельно стоит вопрос о необходимости подготовки участников будущего процесса к групповой терапии. Аналитически ориентированные руководители групп считают, что чем более неопределенна информация о задачах и целях группы, о ролях терапевта и клиента в группе, особенно в начале группового процесса, тем эффективнее происходит процесс переноса с терапевта на других членов группы и, следовательно, есть предмет обсуждения и анализа.
Многие групповые терапевты сознательно индуцируют в группе напряжение, так как не дают никакой определенной информации о методе. Напряжение, возникающее у членов группы в отношении того, что нужно делать, какие роли исполнять, какая перспектива взаимодействий в группе, фрустрирует каждого и группу в целом, что способствует более быстрому продвижению группы в отношении автономности и самостоятельному поиску решения проблем (Bion W., 1961). Врач же должен предоставить группе технические возможности.
Другие исследователи (Jalom L.), ориентированные на механизмы групповой сплоченности, считают, что напряжение не самое главное в групповой динамике. Поэтому необходимо разъяснить будущим членам группы все то, что будет в ней происходить.
Очень важным механизмом для запуска процессов конструктивного обсуждения является технический «прием скольжения» (Klassen I., 1999), когда на базе напряжений и фрустраций, двигаясь в обсуждении чувств от одного к другому, возможно выявить больной пункт, затронув который, у члена группы возникает сильная эмоциональная реакция. Тогда вся группа может сконцентрировать свое внимание на проблеме участника и побудить его к самораскрытию. Этот момент также может резко продвинуть процесс групповой сплоченности. Однако терапевт к этом моменту должен подготовить группу в вопросах взаимодействия между собой и дачи обратной связи. Выявлению «больного пункта» (проблемы) способствуют исполнение тех или иных упражнений и анализ их скрытого психологического контекста. У одного или нескольких участников группы выявляются те или иные трудности или проблемы при исполнении упражнений по разминке, стимулированию работоспособности.
Как указывает А. А. Александров (1977), источником напряжений в начале групповой терапии является неспособность участника «понять связь групповых целей, а именно: ориентированность на интеракцию и конфронтацию, со своими
«собственными целями» и проблемами. Поэтому рекомендуется предварительная беседа, в которой разъясняется процесс терапии. Клиентам объясняется, что групповая психотерапия является методом лечения для решения их внутренних проблем. Объясняется роль участников и роль терапевта в процессе лечения. Делается попытка объяснить членам группы некоторые аспекты проблемы отрицательного переноса. Подчеркивается необходимость активной позиции клиента и что принятие решений ложится на самого клиента. Многие терапевты рассказывают членам группы о возможных сильных эмоциональных переживаниях, о позитивных и негативных чувствах к терапевту и другим участникам, о возможном ухудшении самочувствия во время терапии.
Подходы терапевта и тактика ведения группового процесса во многом будут зависеть от состава участников, их активности, динамики группового процесса и искусства психотерапевта стимулировать этот процесс в направлении его наибольшей эффективности.
В заключение этой темы следует сказать, что инициируемые терапевтом напряжение и фрустрация у членов группы являются хорошим диагностическим тестом для определения активной мотивации клиента к лечению. В случае слабой мотивации или страха самообнажения необходима дополнительная работа с клиентом на рациональной основе или же следует изменить тактику ведения начального этапа группового движения, уделяя больше внимания проблемам групповой сплоченности и сотрудничества.