Проблема самоконтроля в гештальт-терапии
Излишний самоконтроль – это также один из видов ретрофлексии у людей с выраженной социальной мотивацией. Там, где есть принцип принудительности, всегда есть место для формирования невроза. Если человек так может вести себя с другими – он может временно эффективно организовывать дело. Но когда ему необходимо получить указание от других или от самого себя, он становится пассивно или активно сопротивляющимся. Поэтому принудительность мало чего решает.
Однако не всех, с этой точки зрения, можно отнести к лицам, страдающим неврозами навязчивости, но всем подходит критерий принудительности в нашем обществе, что является характерным признаком невротических симптомов. Как не воскликнуть: «Принудительное воспитание ведет к неврозу», когда человек пытается заставить себя делать дело, которое не хочется делать, он работает против мощного сопротивления.
Конфлюенция или слияние. С этим явлением сталкиваются тогда, когда границы между индивидом и окружением стираются, и исчезает чувство отличия. В таком состоянии пребывает младенец, не способный еще к различению между миром и собой. Так же, в моменты экстаза, медитации человек может ощущать себя слитым воедино с миром. Чувство слияния и растворения в коллективе иногда создается ритуальным поведением и полной идентификацией с группой. Однако, если такое слияние и стирание границ между собой и окружением становится хроническим, человек утрачивает способность чувствовать, кто же он есть на самом деле и даже, существует ли он вообще, и, значит, не способен к контакту с окружением и контакту с самим собой.
По теории гештальт-психологии (Г-психологии) эти виды невротического поведения являются не чем иным, как формой психологической защиты у невротика. Существует идея в геш-тальт-терапии о контакте и границах контакта между личностью и средой. Взаимодействуя со средой, организм образует «контактную границу». На ней происходит удовлетворение потребностей личности. Устанавливая адекватный реальности контакт, личность удовлетворяет свою потребность, осуществляя уход – уступает место новой потребности.
Невротичность по Г-психологии – это измененное взаимодействие с внешней средой. При неврозе отсутствует сознава-ние границ внутренней и внешней зоны (внутренняя зона – это переживания и чувствования тела; внешняя зона – сенсорные сигналы от внешней среды).
У невротика интерпретация взаимодействий происходит в средней зоне. Ее составляют мыслительные процессы, образные представления, различные фантазии устрашающего типа, идеальные представления о жизни и взаимоотношениях, верования, стремление к покою (психосоматический компонент). Сосредоточение в этой зоне вытесняет осознавание реальностей во внешней зоне и игнорирование потребностей и чувств во внутренней зоне (организмического контекста). Вследствие этого контакт осуществляется с опорой на неадекватные представления «средней зоны». Организм в таком случае «не знает», с чем необходимо соотнестись во внешней и внутренней зонах. Происходит потеря реальности и настоящего момента. Поэтому невротик находится в патологическом «слиянии» и фиксациях разного рода: в стремлении к духовной и телесной близости, привязанности к людям, к своим воспоминаниям, к мечтам и грезам, к идеалам жизни и т. п. Любое изменение, несущее в себе долю риска, представляется ему только потерей и никогда – компенсирующим приобретением. Фиксация на интроектах, интерпретациях искажает иерархическую структуру потребности личности – нарушается процесс «контакт-уход», потребность хронически не удовлетворяется и «застывает» в неизменном виде, «не меняя своего положения» в структуре личности, что означает блокировку потребностей.
Формирование потребностей личности осуществляется, с точки зрения гештальт, через процесс восприятия. Сам процесс восприятия неоднозначен и проходит через противоположности.
Но эти противоположности не являются непримиримыми частями, а различиями, формирующими и завершающими полноценный гештальт. Для невротика характерно однозначное восприятие мира.
Рост личности
У здоровой личности идентификация с окружающим миром происходит прежде всего через область «Оно» (детское, непосредственное). А затем только «Оно» отстраняется и дифференцируется через «Я» (взрослое) – как самостоятельность личности, имеющей свой внутренний мир, внутреннее самоощущение и выразительность. Этот процесс в каждом человеке проходит на всех этапах жизни на разных уровнях сознавания и работы над собой.
Мы уже говорили о том, что невротическая личность не осознает своих частей личности (внутренней зоны, внешней, средней) и они слабо дифференцируют их. Границы «Я» невротика размыты, и такая личность находится в слиянии с внешним миром, а значит, в зависимости. Размывание границ «Я» в результате неправильного роста и развития личности ведет к нарушению контакта с миром, с самим собой и невозможности формировать «Фигуру и фон». Речь идет о неспособности выделять в каждую единицу времени главное из второстепенного. Такая личность выражает себя внешне через суетливость, раздражительность, тревожность, так как пытается сделать множество дел сразу. Для такой личности в жизни все важно, все актуально. Не находя выхода из ситуации, такие люди стремятся к помощи извне, мир воспринимают с тревогой, считают враждебным. Не найдя опоры во вне и не доверяя себе, впадают в уныние, депрессию, формируют патологическую защиту в виде невротического синдрома. Подобное отсутствие чувствования границ ведет к невротическому контакту, блокируются чувства и нет развития личности.
Патологическое слияние формируется в ходе развития личности в момент, когда человек с целью самосохранения уподобляется авторитетам и принимает всегда что-нибудь на веру без собственного анализа. Слияние характерно для детского и подросткового возраста, когда ребенок идентифицируется с «авторитетом», не умея подвергать нечто самоанализу. В силу этого ребенок оказывается не в состоянии оперировать этим материалом, пересматривать его в новых условиях. (В детстве часто запрашивают авторитеты о правильности своих действий). В случае прерывания слияния возникают тревожность и чувство вины. Это заставляет такую личность либо восстановить слияние, либо полностью разорвать отношения. В первом случае партнер теряет индивидуальность, во втором – принуждает партнера, искажая его личность.
В здоровом же контакте люди уважают мнение другого и позволяют каждому нести ответственность за себя. Такой контакт ведет к волнению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности, к внутренней оптимизации. Разнообразные возбуждения, связанные с волнениями, удовольствием, агрессией, болью, пробуждают энергию организма к дальнейшему контактированию и приспособлению к окружающему миру. Для изменения невротической структуры необходимо, прежде всего, восстановление внешней и внутренней зон личности. Сосредоточение на настоящем позволяет прояснить внутреннюю зону. Развивая и углубляя чувства, клиент может воспроизвести в своих воспоминаниях прошлую ситуацию, где сформировался ригидный паттерн. Терапевт помогает ему соотнести чувства, процесс слияния или интроект с реальными возможностями. Нарушая слияние, терапевт восстанавливает адекватные реакции как в прошлой, так и настоящей ситуации. Это снимает невротическую фиксацию.
Фигура и фон
Здоровый организм взаимодействует с внешней средой, устанавливая контактную границу (меру, степень, допустимость) в соответствии с доминирующей потребностью, то есть выделяет «фигуру» в среде. После удовлетворения главной потребности – завершения гештальт – фигура уходит в «фон». Контакт с внешней средой так и осуществляется посредством ритмичного формирования «фигуры и фона», путем смены доминирующей потребности и переструктурирования иерархии потребностей личности. При неврозе потребность не удовлетворяется, прежде всего, во внешней среде. Гештальт остается незавершенным. Появляется стрессовое состояние, которое сохраняется долго и постепенно вытесняет в бессознательное неразрешенный конфликт со средой, а заодно неотреагированное чувство, неудовлетворенную потребность. Для восстановления нормального функционирования организма терапия предлагает клиенту сосредоточиться на настоящем моменте с тем, чтобы выделить «фигуру» – внутреннюю потребность, извлечь ее из внутренней зоны в сознание. Это корректирует среднюю зону, позволяет установить хороший контакт с внешней средой и завершить гештальт.
Сознавание. Это основа терапевтического гештальт-мето-да. Посредством осознавания осуществляется прямое психотерапевтическое воздействие на потребностную сферу личности. Оно предполагает сосредоточение на переживаемом опыте в настоящий момент. Оно (осознавание) является целебным, так как снимает наложенный в прошлом запрет на чувства, конфликт. Сознавание приводит к проявлению ранее вытесненных чувств и связанных с ними неудовлетворенных потребностей. Восстановленная в ходе этого процесса потребность находит свое выражение во внешней среде, освобождаются ранее заблокированные чувства, и потребность занимает свое место в обновленной иерархической структуре – «фигура» переходит в «фон». Свободно текущий процесс сознава-ния является критерием здоровья, поскольку, сознавая свои потребности и оперируя ими, личность совершенствуется. Личность, сознающая все три зоны, способна осуществлять контакт со средой. Терапия сознаванием помогает обнаруживать в теле «блоки» и «слепые пятна» (хронически подавляемые мышечные движения и ощущения). При направленном сознавании, т. е. «белых пятен», и оперировании своим телом клиент неизбежно восстанавливает подавленные ранее ощущения и возвращает себе чувственно-желанную ориентацию в окружающем. В результате этой работы он становится способным различать процессы, происходящие в его теле, и понимать, что реально чувствует и что хочет в данный момент.
«Блок» – это постоянная работа организма невротика, направленная на сохранение механизма неразличения происходящего, на подавление механизма замечания возникающего возбуждения. «Блоки» скрывают возбуждения и волнения, возникающие при формировании контакта. Здоровый контакт – это волнение и возрастание энергии в организме. Следовательно, у невротика при контакте происходит прерывание роста энергии и самого волнения.
Зрелость. В Г-терапии состояние оптимального здоровья называется зрелостью личности. В Г-терапии речь, естественно, идет об эмоциональной зрелости. Ситуация, в которой индивидуум не может опереться на других и в то же время на себя, – тупик (эмпасс). Зрелость у здоровой личности достигается через риск, чтобы, тщательно снимая «шкуру за шкурой свои блоки, как при чистке луковицы, достичь зрелости». Достижение зрелости у невротика возможно через освобождение от невротических механизмов нарушения контактов с внешней средой.