Метод психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии
Под данной методикой понимают повышение эффективности биологической терапии. К биологической терапии относятся: фармакологические средства, физиотерапия, другие физико-химические факторы, имеющие целью непосредственного воздействия на мозговую ткань (электросудорожная терапия) с помощью разнообразных суггестивных приемов. Трудность психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии обусловлена степенью разрешения зачастую самой трудной проблемы современной психотерапии и психологии (соотношения психологического и биологического в человеке). Современное положение философских, психологических и медицинских наук однозначного ответа на данный вопрос не дает. В основе методик психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии заложены психологические явления различного уровня. Первоочередно к ним относятся макропсихологические процессы, а также процессы массовых коммуникаций, представленные тенденциями общественного сознания, культурными особенностями, коллективными и групповыми верованиями, а также такими явлениями, как мода и психологическое воздействие средств массовой информации. В последнее время в процессы лечения вмешивается реклама, несущая немалую психологическую нагрузку и ее воздействия нельзя не учитывать.
Кроме макропсихологических, на потенцирование биологической терапии влияют также микросоциальные процессы, относящиеся к реальным малым группам, в которые включен больной. На данном уровне главное значение имеет характер взаимодействия в терапевтической диалектике «врач-больной». При этом постановка пациента в курс планируемого лечения в большой степени повышает его эффективность и снижает частоту и выраженность негативных эффектов биологической терапии. Психотерапевтическое опосредование, а также потенцирование биологической терапии рассматривается как самостоятельный психотерапевтический подход.
Плацебо-терапия (в переводе с латинского placebo – «нравлюсь») является одним из вариантов психотерапии, осуществляемым с помощью косвенного внушения либо процесса научения. Современное развитие психофармакологии с внедрением новых психотропных средств приводят к увеличению случаев, когда применение тех или иных лекарственных препаратов сопровождается положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию. В последнее время при экспериментальном испытании новых медикаментозных препаратов широко используются лекарственные формы, получившие название «плацебо», при приеме «пустышки» (плацебо-препарат совпадает с оригиналом по цвету, вкусу, запаху, однако содержит вместо действующих компонентов индифферентные вещества). В результате данных экспериментов одна третья часть как больных, так и здоровых испытуемых отмечают «результативность» медикамента.
Вышеописанные плацебо-тесты выявляют людей с отрицательным либо положительным плацебо-эффектом, а также пациентов, при исследовании которых какой-нибудь существенный плацебо-эффект отсутствовал, так называемые пла-цебо-нонреакторы. Также плацебо назначают на длительное время, при косвенной психотерапии или так называемой плацебо-терапии (совместно с медикаментозной психотерапией). Частью плацебо-эффектов служат процессы обучения, состоящие из условно-рефлекторных механизмов, в комплексе с моделированием. Максимальный эффект плацебо-реакций отмечается у легко внушаемых, конформных, либо боязливых пациентов, готовых к полнейшему сотрудничеству со специалистом. Личность врача, прописывающего лекарственное средство, практически всегда отражается в плацебо-эффектах, отражаясь непосредственно на действии любого медикамента. Успех метода плацебо-терапии у разных врачей различен, однако повторяется у одного и того же. Эффект лечения напрямую зависит от возможности специалиста к терапевтической коммуникации, его убежденности в действенности препарата даже в тех случаях, когда речь идет о плацебо.
Множество самых различных факторов влияют на выраженность плацебо-эффекта. Ниже перечислены некоторые: степень новизны препарата, доступность его, наличие рекламы, красочность упаковки, характер информации, содержащейся в аннотации к препарату, установка больного на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение больного к врачу, выписавшему препарат, установка врача на психотерапию, биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных. В истории плацебо-терапии описаны случаи семейного, в частности родительского, плацебо-эффекта, под которым отмечалась высокая положительная оценка родственниками изменений состояния больного, получающего плацебо, однако ни сам пациент, ни их семья, оценивающие эти изменения, не знали, какой препарат назначен. В результате таких наблюдений учитывают, кто из близких наиболее авторитетен для больного в вопросах его лечения. Положительный родительский плацебо-эффект благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценка эффективности медикаментозного лечения производится только с учетом плацебо.
Ожидание пациентом эффекта в результате лечения само по себе имеет существенное, устойчивое влияние на его соматическое и психическое самочувствие. Результативность психотерапии зависит от способности врача утвердить у пациента надежду на улучшение, в таких случаях плацебо-эффект проявляется в каждом контакте «психотерапевт-больной». Плацебо-эффект может вести за собой неожиданные элементы взаимоотношений между врачом и пациентом, такие как агрессия, сопротивление, защита.
Следует отметить, что ни один медикамент либо какое-нибудь психотерапевтическое воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Такой эффект плацебо-терапии следует использовать при лечении любых, даже соматических заболеваний в комплексе с другими методами.
Самовнушение (аутосуггестия) – процесс, при котором осуществляется внушение, адресованное самому себе. При помощи метода аутосуггестии, можно вызывать у себя какие-либо восприятия, ощущения, управлять эмоциональными и соматическими реакциями, процессами внимания, памяти.
Смысл методики самовнушения (по Павлову) сводится к концентрированному раздражению определенной области коры головного мозга, что сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих базисные интересы всего организма, его целостности, функциональности и существования. Действие самовнушения, согласно теории Ухтомского, характеризуется возникновением доминанты на фоне пониженного коркового тонуса.
Среди приемов самовнушения широкое распространение получила методика французского аптекаря Куэ. Нередко лекарственное действие разных препаратов, трав, тех, что продавались в его аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял «силой воображения» больных. После чего решил учиться технике внушения и гипноза у Льебо и Бернгейма. А уже в 1910 году открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по собственной методике, о которой читал лекции на родине, в Англии, позднее издав их небольшой книгой. В результате своих наблюдений Куэ отметил, что даже легко внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не переводит его в самовнушение. В дальнейшем Куэ лечил больных с самыми различными заболеваниями.
Лечение самовнушением практически не находит противопоказаний. Даже в самых крайних случаях истерии, когда логическое разъяснение не помогает, а метод гипноза не приносит достаточного эффекта, а иногда может сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью самовнушения может не допустить его (согласно Куэ).
Аутогенная тренировка – методика психотерапии, а также активной психопрофилактики, направленная на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических механизмов организма человека, расстроенного в результате стрессового воздействия. Главными компонентами ее служат самовнушение и самовоспитание, так называемая аутодидак-тика, а также тренировка мышечной релаксации. Активный подход в аутогенной тренировке исправляет некоторые отрицательные моменты гипнотерапии в ее классическом виде: зависимости от врача, пассивному отношению больного к процессу лечения.
Лечебное действие аутогенной тренировки, характеризующейся развитием релаксации, нейтрализации стрессового состояния, снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей.
По методике Шульца выделяют две ступени аутогенной тренировки:
1) низшая ступень, на данном уровне происходит обучение релаксации при помощи упражнений, нацеленных на появление чувства тяжести, тепла, овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;
2) высшая ступень, так называемая аутогенная медитация, сводится к созданию трансовых состояний различного уровня. В состав низшей ступени данной методики входят шесть
обязательных стандартных упражнений, которые могут выполняться пациентами в одной из трех поз:
1) «поза кучера» – пациент садится на стул, его голова немного опущена, руки (кисти и предплечья) свободно лежат на передней поверхности бедер, ноги расслаблены, свободно расставлены;
2) пациент лежит на спине, голова свободно располагается на невысокой подушке, руки, слегка согнутые в локтевом суставе, расслаблено лежат вдоль туловища вниз ладонями;
3) пациент свободно сидит в кресле, в положении полулежа, облокотившись на спинку, руки располагаются на передней поверхности бедер (можно на подлокотниках), ноги располагаются так же, как и в первой позе.
Для лучшей сосредоточенности, во всех трех положениях достигается полная расслабленность, глаза закрыты. Упражнения выполняют методом мысленного повторения по 5–6 раз необходимых формул самовнушения, первоначально они произносятся руководителем тренировки, следует отметить, что цель каждого упражнения сводится, как правило, к основной формуле: «Я совершенно спокоен».