Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста

В последнее время отмечается увеличение количества психически больных позднего возраста, а также их удельного веса по отношению к общему числу психически больных всех возрастных групп. Данный факт обусловлен увеличением средней продолжительности жизни, ростом доли пожилых и престарелых в общем населении. Показатели распространенности психических расстройств в старших возрастных контингентах населения также высоки. От 10 до 25 % всех лиц старше 60–65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжести.

Психические расстройства, обнаруживаемые у лиц позднего возраста, различны в отношении клинических проявлений и этиопатогенеза. Их распределяют на две группы.

В первую группу включены психические нарушения, формирующиеся в более ранние возрастные периоды и продолжающиеся или повторно возникающие после начала старения. Кроме этого, в первую группу входят психические расстройства, впервые возникшие в позднем возрасте, но не являющиеся специфичными для него и способные формироваться в разные периоды жизни. В данную группу входит большинство клинико-нозологических форм психической патологии, например шизофрения, психопатии, маниакально-депрессивный психоз, психогенные заболевания, олигофрении, эпилепсия, психические расстройства, обусловленные имеющимися у человека соматическими болезнями, инфекциями, полученными в более молодом возрасте черепно-мозговыми травмами, алкоголизм, а также токсикомании и наркомании.

Во вторую группу входят психические нарушения, которые преимущественно возникают в позднем возрасте и прямо или косвенно связаны с процессом старения. Рассматриваемая группа нарушений психического статуса включает функциональные психические расстройства позднего возраста, сениль-ные и пресенильные деменции и психические нарушения, обусловленные церебрально-сосудистой патологией – мозговым атеросклерозом и гипертонической болезнью.

Комплекс факторов, связанных со старением, оказывает значительное влияние на клиническую картину и динамику психических заболеваний первой группы, а также играет первостепенную роль в этиологии и патогенезе психических расстройств второй группы. Среди таких факторов наиболее существенными являются следующие:

1) нейроэндокринные сдвиги на фоне климакса;

2) различные функциональные и структурные изменения всех систем и органов, обусловленные старением;

3) накопление соматических болезней;

4) особая социально-психологическая ситуация, в которой оказывается стареющий человек, к которым относят прекращение трудовой деятельности, сужение социальных связей, одиночество в результате смерти близких, невозможность удовлетворения большей части интересов и потребностей, трудности самообслуживания вследствие соматической патологии, а также старческой немощности;

5) психологическое старение, а также изменения характера, наступающие в ходе инволюции: обеднение эмоционального фона и интересов, их смещение в сферу физического и материального благополучия, тревожная мнительность, консерватизм, недоверчивость к окружающим, пониженная активность, пассивность психических процессов, ослабление интеллектуально-мнестических функций. Высокая распространенность психических расстройств

в старших возрастных контингентах населения, этиопатогенетическое и клиническое своеобразие психических расстройств пресениума и старости, особенности терапии психически больных из старших возрастных групп способствовали выделению особого раздела психиатрии – геронтологической психиатрии. К настоящему времени геронтологическая психиатрия в значительной мере сложилась как в научном, так и в организационном отношении. Созданы различные формы специализированной психиатрической помощи больным позднего возраста: геронтологические отделения в психиатрических больницах, геронтологические кабинеты при психоневрологических диспансерах, дома-интернаты для лиц позднего возраста, страдающих психическими расстройствами.

Клиническая картина

Разделение психических расстройств позднего возраста на органические и функциональные возможно лишь с оговорками, так как основой последних служат в значительной мере необратимые биологические изменения, связанные со старением. Поздние возрастные психические расстройства, которые принято относить к функциональным, отличаются от психических расстройств органической природы возможностью их полной или частичной редукции и отсутствием выраженного психического дефекта или слабоумия в исходе заболевания.

Функциональные психические расстройства позднего возраста в одних случаях носят непсихотический характер и относятся к области пограничной психиатрии, в других – достигают психотического уровня.

Климактерический период играет существенную роль в развитии, обострениях и рецидивах различных форм психической патологии. Он нередко способствует возникновению первых или повторных приступов периодической и приступо-образно-прогредиентной шизофрении, фаз маниакально-депрессивного психоза, декомпенсации психопатий, обострений неврозов, выступая при этом в качестве провоцирующего фактора или измененной биологической почвы. Вместе с тем климакс нередко становится непосредственным источником неврозоподобных расстройств, являясь ведущим этиопатоге-нетическим фактором.

К климактерическим неврозоподобным состояниям относятся клинически сходные с неврозами нервно-психические расстройства, которые обусловлены нейроэндокринными и другими биологическими изменениями, наступающими в ходе патологического климакса. Данные расстройства психики являются составной частью климактерического синдрома наряду с многообразными соматоэндокринными сдвигами.

Климактерические неврозоподобные расстройства развиваются постепенно. Их возникновение часто совпадает с началом патологического климакса. Таким образом, эти расстройства относятся к ранним признакам патологического возрастного криза. Климактерическим неврозоподобным состояниям свойственны полиморфизм и изменчивость проявлений. Наиболее типичны следующие симптомокомплексы, которые обычно сочетаются в разных пропорциях.

Астеновегетативный синдром характеризуется повышенной утомляемостью при умственном и физическом напряжении, сочетанием неустойчивости и истощаемости внимания с многообразными вегетативными дисфункциями. Особенно характерны приливы, представляющие собой короткие повторяющиеся вегетативно-сосудистые пароксизмы в виде покраснения кожи, ощущений жара, озноба, сердцебиений, головокружения. В более тяжелых случаях бывают обмороки. Приливы – почти обязательный признак климактерических неврозоподобных расстройств и обычно занимают центральное место в их клинической картине. Помимо этого, типичны лабильность артериального давления и пульса, колебания аппетита, усиление или ослабление полового влечения, разнообразные нарушения сна с кошмарными сновидениями.

Эмоциональные расстройства преимущественно выражаются в крайней изменчивости настроения с быстрыми маломотивированными переходами от тревоги и уныния или раздражительности к неумеренной веселости и экзальтации. Нередко возникает неглубокая, но субъективная тягостная депрессия.

Сенестопатически-ипохондрические нарушения часто входят в структуру климактерических неврозоподобных состояний. Многообразные мучительные ощущения с неопределенной, меняющейся локализацией сопровождаются чрезмерными опасениями за здоровье, которые иногда приобретают навязчивый характер.

Истероподобные расстройства проявляются жалобами на спазмы в горле, внутреннее дрожание, ощущение слабости, «ватности» в руках или ногах, затруднения в речи при волнении. Эти жалобы сочетаются с повышенной обидчивостью, капризностью, эгоцентризмом, театральностью поведения, приступами рыданий.

Если один из перечисленных симптомокомплексов доминирует, то выделяют астенический, депрессивный, ипохондрический или истерический варианты климактерических нев-розоподобных расстройств.

Существенная клиническая особенность этих расстройств – приступообразный характер симптомов, значительные колебания их выраженности. Нередко картину неврозоподоб-ных расстройств дополняют тревожно-пессимистические переживания, которые отражают психологические проблемы климакса (начавшееся увядание, неблагоприятные изменения внешности, снижение сексуальной привлекательности).

Течение и прогноз климактерических неврозоподобных состояний относительно благоприятны. У основной массы больных климактерические неврозоподобные нарушения продолжаются от нескольких месяцев до нескольких лет и завершаются выздоровлением. У некоторых больных неврозоподобные расстройства климактерического генеза отличаются особой длительностью. Они закрепляются, привносят патологические изменения в характер и приводят к патологическому развитию личности. Возможен переход климактерических неврозоподоб-ных нарушений в инволюционный психоз. Наибольшая стойкость и выраженность присуща неврозоподобным расстройствам, обусловленным искусственным климаксом.

Классификация согласно Международной классификации болезней-10

Климактерические неврозоподобные расстройства относятся к разделу «Органические, включая симптоматические, психические расстройства». Специального раздела для психических нарушений климактерического генеза не предусмотрено. Их можно кодировать как «Непсихотические расстройства в связи с другими заболеваниями», включая в разные разделы, в зависимости от синдромальной характеристики.

Диагноз.

Распознавание климактерических неврозоподобных состояний основано на возникновении в возрасте 40–55 лет нервно-психических нарушений невротического уровня, в картине которых существенное место принадлежит своеобразным ва-зовегетативным приступам – «приливам». Учитываются параллельное нарушение периодичности менструального цикла и другие соматические признаки климакса.

Распространенность

Климактерические неврозоподобные расстройства возникают у 20–30 % женщин. Мужской климакс редко сопровождается клинически оформленными неврозоподобными нарушениями.

Этиология и патогенез

Неврозоподобные расстройства – одно из ведущих и типичных проявлений патологического климакса. Они являются следствием наступающих в ходе климакса нейроэндокринных сдвигов, нарушения, а в дальнейшем и прекращения гормональной функции яичников. Определенное патогенетическое значение придается нарушениям деятельности диэнцефалона, гиперфункции щитовидной железы и общим процессам старения.

Лечение

Терапия климактерических неврозоподобных состояний преимущественно проводится в амбулаторных условиях. Основной способ лечения – психофармакотерапия. Назначают транквилизаторы (реланиум, феназепам, алпразолам, нозепам, грандаксин) в сочетании с малыми дозами антидепрессантов седативного или сбалансированного действия (коаксил, леривон, анафранил). Применяются седативные микстуры, беллоид или белласпон, витамины, мягкие препараты общеукрепляющего и психостимулирующего действия (левзея, лимонник), физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура. Используют гормональные средства: эстрогены (фолликулин, синэстрол, климактерии), а при наличии противопоказаний к ним – андрогены (тестостерона пропионат, метилтестостерон). Гормональная терапия проводится под лабораторным контролем.

Полезно проводить психотерапевтические беседы разъясняющего, успокаивающего и ободряющего характера. Наибольший эффект отмечается при сочетании с суггестией или аутогенной тренировкой.

Профилактика климактерических неврозоподобных расстройств совпадает с профилактикой патологического климакса. Имеют значение предупреждение и своевременное лечение гинекологических и других соматических заболеваний, улучшение условий труда и быта женщин, благоприятный психологический климат в семье и на производстве. Важны в профилактическом отношении упорядоченный образ жизни, полноценный отдых, регулярные занятия физкультурой, закаливание, другие мероприятия, способствующие укреплению физического здоровья, повышению психологической устойчивости и тренировке вегетативной нервной системы.

Функциональные психозы позднего возраста – впервые развивающиеся в пресениуме или старости психотические состояния, которые предположительно обусловлены комплексом факторов, прямо или косвенно связанных со старением, и которые не приводят к выраженному органическому снижению уровня личности или слабоумию.

Различают инволюционные психозы (возраст начала – 45–60 лет) и функциональные психозы старости (возникают после 60–65 лет).

Наши рекомендации