Психические нарушения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Инфаркт миокарда. В остром периоде такой патологии может возникать неосознанный страх смерти, который обычно достигает особой выраженности при нарастающих болях. Появляются такие симптомы нарушения психики, как тревога, тоска, беспокойство, чувство безнадежности. Нередко бывают проявления гиперестезии, когда больные не переносят любых внешних воздействий, самых незначительных; их раздражают даже шепотная речь, легкое прикосновение мягкого белья, свет.

Поведение больных при этом бывает различным. Они могут быть внешне неподвижны, молчаливы, лежать в одной и той же позе, опасаясь сделать хотя бы малейшее движение.

Другие больные, напротив, возбуждены, двигательно беспокойны, суетливы, растерянны. Иногда такое возбуждение, сопровождающееся чувством безнадежности, отчаяния, близкой смерти, напоминает собой состояние, характеризующееся как raptus melancholycus («взрыв тоски»).

Такие изменения психики, как резко подавленное настроение, неосознанный страх, чувство тревоги и приближающейся катастрофы могут встречаться в остром периоде инфаркта миокарда и при отсутствии или слабо выраженном болевом синдроме. В ряде случаев такие нарушения являются предвестником инфаркта миокарда.

При инфаркте миокарда, который протекает без болевого синдрома, зачастую возникает состояние внезапно наступившей тревоги, тоски. При этом депрессивное состояние может напоминать витальную депрессию, что является характерным для людей пожилого возраста.

Тревожная депрессия обычно возникает во время болевого приступа инфаркта миокарда. Такая депрессия опасна возможностью суицидальных действий больного. В случае ухудшения соматического состояния тоскливо-тревожная симптоматика может смениться эйфорией, что весьма опасно в силу неадекватного поведения больного.

В остром периоде инфаркта миокарда иногда возникает состояние помраченного сознания по типу оглушения различной степени выраженности, начиная от обнубиляции и заканчивая сопором и комой. Могут отмечаться делириозные помрачения, а также сумеречные расстройства сознания, что особенно характерно для людей пожилого возраста, у которых инфаркт миокарда формируется на фоне гипертонической болезни и атеросклероза сосудов головного мозга. Расстройства сознания при инфаркте миокарда обычно недлительные (минуты, часы, 2–5 суток).

Очень характерна для инфаркта миокарда астеническая симптоматика. В остром периоде преобладает соматогенная астения. С течением времени в клинике заболевания начинает доминировать симптоматика, связанная с воздействием психогенного фактора, а именно реакция личности на такую тяжелую травмирующую психику ситуацию с угрозой жизни, как инфаркт миокарда. В такой ситуации невротические психогенные реакции личности начинают тесно переплетаться с воздействием собственно соматогенного фактора. Благодаря таким изменениям непсихотические синдромы носят смешанный характер. При этом они временами то приближаются к чисто невротическим, то к неврозоподобным с их полиморфизмом, нестойкостью и рудиментарностью.

Невротические реакции при инфаркте миокарда по большей части зависят от преморбидных особенностей. В результате такой зависимости невротические реакции подразделяются на кардиофобические, тревожно-депрессивные, депрессивно-ипохондрические и в более редких случаях – истерические и анозогнозические.

При возникновении кардиофобических реакций у больных отмечается доминирование страха перед повторным инфарктом миокарда и возможной смертью от него. Такие больные становятся чрезмерно осторожными, сопротивляются любым попыткам врача расширить режим физической активности, пытаются сократить до минимума всякие физические действия. На высоте страха у больных с кардиофобическими реакциями возникают такие вегетативные проявления, как потливость, сердцебиение, чувство нехватки воздуха, дрожь во всем теле.

Тревожно-депрессивные реакции проявляются в чувстве безысходности, пессимизме, беспокойстве, зачастую – в двигательном беспокойстве.

Депрессивно-ипохондрические психические реакции характеризуются тем, что больные постоянно фиксируются на своем соматическом состоянии, значительно переоценивают его тяжесть. При этом они предъявляют многочисленные соматические жалобы, в основе которых могут быть выраженные сенестопатии.

Сравнительно редко развивающиеся анозогнозические реакции являются весьма опасными в том плане, что больные начинают относиться с пренебрежением к своему состоянию, нарушать режим, игнорировать медицинские рекомендации. В отдаленном периоде инфаркта миокарда может наблюдаться патологическое развитие личности больного, преимущественно фобического и ипохондрического характера.

При стенокардии поведение больных может быть разнообразным. Это зависит от формы стенокардии, хотя во время приступа чаще всего возникает испуг, достигающий в ряде случаев состояний выраженного страха. Кроме того, у больных отмечается двигательное беспокойство со стремлением встать и ходить. У некоторых людей, наоборот, возникает неподвижность, опасение сделать хотя бы какое-то движение. В течение времени между приступами стенокардии характерны симптомы в виде сниженного настроения с неустойчивостью аффектов, т. е. эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность. Отмечаются нарушения сна, который становится тревожным, чутким, зачастую сопровождается тягостными, устрашающими сновидениями. Помимо того, могут отмечаться возникновение слабо выраженных астенических реакций, необоснованно появляющиеся состояния страха и тревоги. Иногда отмечаются истероформные черты поведения с прогрессирующим эгоцентризмом, стремлением привлечь к себе внимание окружающих, вызвать сочувствие и участие с их стороны. Частым проявлением служит склонность больных к демонстративности. Нередко возникают фобические состояния, проявляющиеся по большей части в виде кардиофобии с постоянным ожиданием очередного приступа стенокардии и страха перед ним.

В случае атеросклероза венечных артерий сердца у больных отмечаются снижение настроения, выраженные астенические реакции с непостоянством аффектов, иногда возникает резко выраженная раздражительность. Довольно часто формируются повышенная ранимость, обидчивость, состояние внутренней напряженности, возникают расстройства сна различного характера, но по большей части с ранним просыпанием от чувства тревоги. У некоторых больных возникает своеобразная эйфория в сочетании с суетливостью, многоречивостью. При таком типе эйфории больные зачастую переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности. Также могут отмечаться пси-хопатоподобные формы поведения, которые либо приближаются к истероформным, либо к эксплозивности, чередующейся с приступами дисфории, либо характеризуются тревожно-мнительными особенностями. У довольно большого числа больных появляется расстройство памяти, снижается работоспособность, расстраивается активное внимание, наблюдается повышенная утомляемость.

Наши рекомендации