Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции
Критерии | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое | Большое | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, без близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Имеется в узких рамках | Ограниченный | Значительный |
Условия входа в рынок | Очень легкие | Сравнительно легкие | Наличие препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Упор на рекламу и торговые марки | Очень развита | Главным образом реклама |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля | Производство стали, автомобилей | Местные предприятия общественного пользования |
20.
Основные переменные, используемые для сегментирования потребительского рынка |
Демографические:возраст, пол, уровень дохода, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, род занятий (профессия), образование, религиозные убеждения, раса, национальность и др. |
Географические:государства, регион, город или сельская местность, район города, общины, плотность населения, численность населения, климат и др. |
Психографические:общественный класс, стиль (образ) жизни, тип личности (индивидуализм или групповая мотивация, увлекающаяся натура или авторитарная, или честолюбивая) и др. |
Поведенческие:повод для совершения покупки (обыденная покупка, особый случай); искомые выгоды ( качество, сервис, экономия); статус пользователя (не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь); интенсивность потребления (слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель); степень готовности покупателя к восприятию товара (неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить); отношение к товару (восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное) и др. |
Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика.
Полезность, ценность (стоимость), цена товара, услуги.
Закон убывающей предельной потребности.
Медицинская услуга, социальная услуга: понятие, особенности, виды
21.
БЛАГО |
– это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей; – все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности |
22.
Классификация, виды благ | ||||||
Критерий: участие человека в производстве благ | ||||||
Экономические | Характерные черты: - ограниченное количество - необходимость затрат на производство - наличие рыночной цены | |||||
Неэкономические | Характерные черты: - практически неограниченное количество - отсутствие затрат на производство, предоставляются природой - отсутствие рыночной цены | |||||
Критерий: субстанция благ | ||||||
Материальные - естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.); отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные) | вещная форма благ | Характерные особенности: - производство и потребление происходят разновременно | ||||
Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создающиеся в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.
| услуги | Характерные особенности: - производство и потребление происходят одновременно - услуги не могут быть приобретены в собственность - не подлежат хранению - непостоянство качества - неотделимость от источника | ||||
Критерий: создаются самой рыночной системой или государством | ||||||
Частные | Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил | |||||
Общественные | Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок, социальные блага) | |||||
Критерий: характер использования | ||||||
Потребительские (прямые) | Блага текущего потребления | |||||
Производственные (косвенные) | Производственные ресурсы (оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация) | |||||
Критерии: характер соотносимости друг с другом | ||||||
Комплиментарные (дополняющие) блага | Блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления | |||||
Субституты (взаимозаменяемые блага) | Блага, которые являются заменяемыми (альтернативными) по отношению друг к другу | |||||
Критерии: длительность потребления | ||||||
Краткосрочного потребления | Срок службы не превышает одного года | |||||
Долгосрочного потребления | Срок службы превышает один год | |||||
23.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ |
– товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (О защите конкуренции: ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 г.) |
24.
Товарное производство |
такой тип организации хозяйства, при котором блага, продукты создаются для продажи их на рынке |
25.
Типы товарного производства | |
Простое товарное производство | Развитое товарное производство |
исторический первый тип товарного производства, при котором применяется личный труд собственников факторов производства | наивысшая, развитая форма товарного производства достигается при капитализме, при котором применяется наемный труд |
26.
ТОВАР |
– экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, для продажи на рынке; – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.) |
27.
ТОВАР – экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, продажи на рынке | ||
Потребительная стоимость –способность удовлетворять ту или иную потребность человека | Стоимость – согласно учению классической школы это воплощенный в товаре труд. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меновая стоимость. Это те пропорции, в которых один товар обменивается на другой |
28.
Особенности двух свойств товара | |
Потребительная стоимость | Стоимость |
Товары различает | Товары сравнивает |
Показывает отношение человека к товару | Показывает отношения между людьми по поводу товаров |
Одному человеку нельзя одновременно использовать оба свойства товара |
29.
Цена товара |
- это денежное выражение его стоимости |
30.
УСЛУГА |
– любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, которые в основном неосязаемы и не приводит к завладению, чем либо (Основы маркетинга Ф. Котлер); – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (Налоговый кодекс РФ, ст. 38) - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя (ГОСТ 30335-95: Услуги населению. Термины и определения) |
31.
Особенности потребительной стоимости услуги | |||
Неосязаемость | Неотделимость от источника | Непостоянство качества | Несохраняемость |
Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения. Услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения | Обязательно присутствие клиента, пациента в момент оказания ему услуг | Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, места, времени оказания | Услугу невозможно хранить, нельзя заготовить впрок |
32.
Медицинская услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») |
- комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг |
33.
Основные виды медицинских услуг (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») |
1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь |
34.
Социальная услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации») |
– это действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации |
35.
Основные виды социальных услуг (ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения) |
Социально-экономическая услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. |
Социально-медицинская услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинская реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. |
Социально-психологическая услуга – социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. |
Социально-бытовая услуга – социальная услуга, направленная на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту. |
Социально-правовая услуга -социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказание юридической помощи, защиты законных интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. |
36.
Жизненный цикл товара