Методические указания к изучению гистологических препаратов

На данном занятии студенты изучают демонстрационные препараты.

6.1.1. Яйцеклетка.Окраска гематоксилином и эозином.

Рассмотреть при большом увеличении микроскопа крупнуюяйцеклетку (1), имеющую округлую форму, и окружающие ее мелкие фолликулярные клетки (2)с базофильными (фиолетового цвета) ядром и цитоплазмой.В центре яйцеклетки найти округлое ядро (3) с ядрышком (4) и глыбками хроматина (5).Отметить, что ядрышко и глыбки хроматина окрашены базофильно, цитоплазма (6)яйцеклетки окрашена оксифильно(розового цвета). В цитоплазме содержится большое количество полихроматофильных гранул - включений желтка (7).

Зарисовать и сделать обозначения.

6.1.2. Сперматозоиды (мазок). Окраска железным гематоксилином.

В поле зрения при большом увеличении микроскопа видны многочисленные мужские половые клетки – сперматозоиды (спермии).

Железный гематоксилин окрашивает все структуры сперматозоида в разные по интенсивности оттенки серо-фиолетового цвета. Обратить внимание на то, что сперматозоид по сравнению яйцеклеткой имеет значительно меньшие размеры, округлую головку (1) и структуру, связанную с активным движением половой клетки, - хвостик (2).

Зарисовать один сперматозоид и сделать обозначения.

Пирамидный нейрон коры больших полушарий головного

мозга.Окраска азотнокислым серебром.

Нервные клетки пирамидной формы являются типичными для коры больших полушарий головного мозга. На срезе (изучаемом при большом увеличении микроскопа) пирамидный нейрон (1) имеет треугольную форму. Его тело и отростки (2),необходимые для связи с другими нейронами, окрашены в черный цвет. Среди отростков различают дендриты (2-а) – они отходят от вершин клетки, и аксон (2-б) – от ее основания.

Зарисовать и сделать обозначения.

Контрольно-обучающие и профессиональные задачи

7.1. Перечислите в правильном порядке основные этапы приготовле-

ния гистологического препарата.

7.2. В какие жидкости следует погрузить кусочек органа (ткани) для

фиксации?

7.3. Какова цель окраски гистологического препарата?

7.4. Какие структурно-химические компоненты клетки окрашиваются

базофильно и оксифильно?

7.5. Приведите примеры наиболее часто употребляемых красителей.

7.6. Почему гистологический препарат нельзя класть на предметный

столик микроскопа стеклом вниз?

8. Тестовые задания для самоконтроля

8.1. Прибор для изготовления тонких срезов называется …(А).

8.2. Структуры тканей, которые окрашиваются кислотными красителями, называются … (Б).

8.3. Структуры тканей, которые окрашиваются основными красителями, называются … (В).

8.4. Судан-3 является … (Г) красителем для выявления …(Д).

8.5. Ядрышко, хроматин ядра и рибосомы по отношению к красите-

лям являются структурами … (Е).

1. Тема занятия №2: Клетка и её производные

Мотивация

Основой строения и функционирования животных и растительных организмов является клетка. Однако организм человека только на 10 % состоит из клеток, остальное - производные клеток и продукты их жизнедеятельности. На данном занятии студенты изучают строение клетки, симпласта, межклеточного вещества. Знание микроскопического строения органов необходимо для понимания их функций, то есть структура и функции тесно взаимосвязаны. Кроме того, только зная нормальное строение клеток и их производных, студент сможет перейти к изучению патологии.

Цель занятия

3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен уметь дифференцировать клетку и её производные.

3.2. Конкретные цели.

Знать Уметь
3.2.1. Общую организацию клетки и её функции. 3.2.8. Находить на светооптическом уровне основные структурные компоненты клетки.
3.2.2. Определение и основные признаки симпласта. 3.2.9. Находить под микроскопом симпласт по его отличительным признакам.
3.2.3. Определение и основные признаки межклеточного вещества. 3.2.10. Находить под микроскопом межклеточное вещество и его основные компоненты.
3.2.4. Микроскопическое и субмикроскопическое строение плазмолеммы, её химический состав, функции.  
3.2.5. Типы межклеточных контактов.  
3.2.6. Механизмы активного и пассивного транспорта веществ через плазмолемму, виды эндоцитоза.  
3.2.7. Понятие о гликокаликсе, его значении.  

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса физики: устройство и принцип работы светового микроскопа.

4.2. Из курса биологии: строение клетки, практические навыки работы с микроскопом.

4.3. Из предшествующего лабораторного занятия: основные группы красителей, понятия базофилии, оксифилии.

Новый материал

5.1. История развития гистологии. Учение о клетке, клеточная теория (история вопроса, основные положения).

5.2. Общая морфология клеток и неклеточных структур.

5.3. Плазмолемма. Транспорт веществ.

Учебник «Гистология» (Ю.А. Афанасьев, Н.А. Юрина) – Гл. 3-4,

Конспект лекций, записи из предшествующего лабораторного занятия.

Наши рекомендации