Iv. латинский язык и современность
Задание 1.Многие общепринятые знаки препинания и символы, широко используемые сегодня, имеют латинское происхождение. Объясните происхождение и значение символов, имеющих отношение к латинскому языку:
1. @ 2. «?» 3. «!» 4. «%»5. «&»6. «#»7. «~»8. «№».
Задание 2. 1)Разгадайте кроссворд: переведите слова, имеющие приведенные буквальные значения, на латинский язык и запишите в соответствующих клетках кроссворда. Все слова из кроссворда встречаются и в современном русском языке.
В выделенной графе вы прочитаете крылатое выражение – как оно переводится?
Кроссворд:
1. Знаток древностей.
2. Погонщик, возница.
3. Палочка.
4. Правитель, руководитель.
5. Сотрапезник, гость, приживальщик.
6. У римлян дух-покровитель на протяжении всей жизни человека.
7. Воспитатель, просветитель
8. В Древнем Риме выкрашенная в белый цвет доска, на которой писались указы римской власти и велись летописи.
9. Поучение, образец.
10. Освобождение от повинностей, льгота.
11. Никакой.
12. Принятое обязательство, гарантия.
13. Песок.
14. Передняя в римском доме.
15. Доброволец.
16. Гостеприимный, радушный.
17. Слизистый сок, ядовитое выделение.
18. Влажность, влага.
19. Римский водопровод.
20. Обломок, осколок.
21. Сидение, долгое пребывание; бездействие.
22. Корзина, плетёнка.
23. Отдалённое место, уединение; тайна.
24. Даритель.
25. Слуга, подручный, служитель.
26. Центральная или рыночная площадь римского города.
27. Набитый, наполненный.
28. Предвидящий, заранее заботящийся.
29. Скороход, гонец, участник соревнований по бегу.
30. Дуновение ветерка, дыхание, дух.
31. Комнатка для рабов; кладовая для пищевых припасов.
32. Солдатское жалованье.
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||
30 | ||||||||||||||||
31 | ||||||||||||||||
32 |
V. ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ
Задание 1. Прочитайте строки из стихотворения А.С.Пушкина «Юрьеву»:
«Любимец ветреной Киприды,
Прошу простить, мой Адонис,
Ее минутные обиды!»
Назовите греческое и римское имена богини. С каким географическим названием связан эпитет в имени богини – Киприда – и почему? Название какого химического элемента происходит от этого имени? Почему в справочной литературе видовые эпитеты при родовом названии растения “горицвет” встречаются с разными окончаниями, например: Adonis sibirica и Adonis turkestanicus?
Задание 2. Перед Вами два латинских слова: scutum, i n – щит, scutella, ae f – чашка. Укажите, почему слово scutella, образованное при помощи суффикса с уменьшительным значением -ell-, имеет тот же корень, что и слово”щит”? Латинское название какого растения имеет ту же основу и почему? Переведите на русский язык крылатое латинское изречение: “Aut cum scuto, aut in scuto”. Каков смысл этого изречения?
Задание 3. Как правильно произносить: [скур]пулёзный или [скру]пулёзный? Почему? Как это слово связано с аптекарским делом?
VI. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Год объявлен в России Годом экологии
Напишите краткое сочинение, стихотворение или эссе о роли латинского языка и формах его проявления в экологии. Можете сделать презентацию (рисунки, микрофильм).