Эпидемиология и профилактика вирусных гепатитов В, С, Д
Вирусные гепатиты В, С, Д – это антропонозы с парентеральным механизмом передачи. По уровню заболеваемости населения, величине экономических потерь, хрониогенному потенциалу, риску развития цирроза или рака печени им принадлежит одно из ведущих мест в инфекционной патологии. В силу общего механизма и путей передачи, эпидемиология парентеральных гепатитов имеет ряд общих черт, а в этиологической структуре парентеральных гепатитов значительная доля принадлежит микст-инфекциям. Вместе с тем, имеются черты, в большей степени присущие отдельной нозологической форме. Это определяется особенностями морфологической структуры, разнообразием генотипов, субтипов, способностью мутировать в организме хозяина и др.
Десятилетия скрупулезных научных исследований привели к открытию в середине 1960-х гг. HВsAg, что вскоре позволило описать полную структуру вируса и ввести в практику ряд серологических маркеров вируса гепатита В (HBV). Вирус относится к семейству Hepadnaviridae и обладает рядом уникальных особенностей морфологии, устойчивости к высоким и низким температурам, величины заражающей дозы, высоким онкогенным потенциалом.
Основным резервуаром инфекции вируса гепатита В служат так называемые «здоровые» носители HВsAg, перенесшие бессимптомную форму инфекции, и больные хроническими формами вирусного гепатита В. У больных острыми формами ВГВ летальность составляет менее 1 %, а хронический гепатит формируется в 10-15 % случаев. После перенесенного вирусного гепатита В (ВГВ) формируется длительный, возможно, пожизненный иммунитет. У лиц, инфицированных HBV, ДНК вируса обнаруживается во всех секретах организма, но наибольшую опасность представляют кровь, сперма и вагинальный секрет. Отсюда следует оценка наиболее значимых путей передачи HBV, которые разделяют на естественные (контактный, вертикальный) и искусственные (артифициальный, в т.ч. внутривенное введение наркотиков). Из эпидемиологических особенностей вирусного гепатита В необходимо выделить высокий риск инфицирования при половых контактах, от матери ребенку, в бытовых условиях при посещении косметических кабинетов, пользовании общими предметами личной гигиены и др.
Эпидемиологический анамнез при остром ВГВ в значительной степени отражает вероятный путь передачи инфекции и сроки инфицирования, но в большинстве случаев конечный фактор передачи установить не удается. Основанием для постановки диагноза острый ВГВ служат клинико-лабораторные данные, полученные методами ИФА и/или ПЦР. Необходимо отметить, что самым достоверным серологическим маркером острого ВГВ являются антитела класса Ig M к ядерному антигену (анти-HBcor Ig M).
Применение молекулярно-биологических методов позволило в 1989 г. изучить геном вируса гепатита C (HCV) и начать промышленный выпуск диагностических препаратов для выявления антител к HCV. Сведений о морфологии вируса недостаточно. Выделенные вирусоподобные частицы характеризуют как представителей флави- и пестивирусов. Высокая генетическая вариабельность объясняет особенности эпидемиологии и патогенеза ВГС. Выделены шесть основных, пять дополнительных генотипов, более 100 субтипов и множество квазивидов вируса. Вирус гепатита С способен менять антигенную структуру и уклоняться от иммунологического контроля, что затрудняет разработку вакцин и объясняет длительность сохранения в организме инфицированного человека. Для развития инфекционного процесса гепатита С в организм должна попасть существенно большая доза вируса чем при гепатите В. Данное обстоятельство ограничивает передачу гепатита С в быту и при половых контактах. На первое место выдвигаются парентеральное использование препаратов с немедицинскими целями и артифициальное заражение.
Вирус гепатита Д (HDV) был впервые идентифицирован в 1977 г. Это единственный представитель рода Deltavirus, по размерам характеризуется как наименьший из описанных вирусов животных. Выделяют три генотипа и несколько субтипов вируса. По ряду характеристик он схож с некоторыми вирусами растений, не имеет собственной внешней оболочки и не способен реплицироваться в организме без присутствия HBV. Инфекционный процесс протекает в форме суперинфекции или ко-инфекции HBV+HDV. Взаимодействия вирусов не однозначны, но присоединение Д-инфекции, как правило, существенно ухудшает прогноз течения заболевания.
Перечень неспецифических мероприятий профилактики в популяции распространяется на все нозологические формы парентеральных гепатитов. Для предупреждения профессионального заражения медицинских работников существуют универсальные меры профилактики. Вирусный гепатит В – единственный из парентеральных гепатитов, имеющий специфический метод профилактики. Вакцина против HBV эффективно защищает от инфицирования D-вирусом и является первой противораковой вакциной. Реализация широких программ вакцинации против гепатита В позволила в несколько раз снизить уровень заболеваемости острым ВГВ, количество носителей вируса и материальный ущерб, наносимый этой инфекцией. В то же время продолжается рост числа хронических форм ВГВ. Необходимо отметить, что максимальные показатели заболеваемости впервые выявленного хронического ВГВ регистрируются среди мужчин молодого возраста.