Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения в арт-терапии
Хотя арт-терапия связана прежде всего с созданием визуальных образов, это не означает, что в ней не могут быть использованы другие формы творческой экспрессии, связанные с музыкой, движением и танцем, сценическим искусством и т. д. Развитие арт-терапии сопровождалось постепенным включением в поле зрения специалистов всего комплекса поведенческих проявлений и тех коммуникативных процессов, которые связаны с прямым и опосредованным изобразительными материалами и продукцией взаимодействием пациента/членов группы и психотерапевта. В последние годы все большее внимание придается различным феноменам арт-терапевтического процесса и тем, которые возникают на разных этапах художественного творчества, и тем, которые проявляются в процессе взаимодействия пациента с психотерапевтом и другими членами группы на основе уже созданного изобразительного продукта.
В течение длительного времени, однако, основное внимание обращалось лишь на конечный продукт изобразительного творчества и связанные с ним ассоциации, что было продиктовано традицией клинической диагностики, изучением психопатологической экспрессии и влиянием психодинамического подхода. Последний,
в частности, придавал наибольшее значение символическим образам и проявлениям переноса и контрпереноса, оставляя вне поля зрения те явления, которые не вписываются в жесткие рамки психоаналитических интерпретаций.
Столь значимые для современных западных арт-терапевтов представления о динамической групповой психотерапии, хотя и позволили существенно расширить спектр анализируемых явлений, включая феномены внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней, все жеоказались недостаточными для того, чтобы учесть культурные и иные контекстуальные влияния.
Явно не отвечающим специфике арт-терапевтической работы является и характерное для психодинамического подхода ограничение коммуникации клиента/членов группы и психотерапевта преимущественно вербальным общением. Их активность, в соответствии с принципами психодинамического подхода, связывается прежде всего либо внутриличностными процессами (переживание/сопереживание, фантазирование, построение гипотез), либо с вербальными интерпретациями. При этом акциональный элемент чаще всего исключается из психотерапевтического процесса как противоречащий основным условиям надежного рабочего альянса и безопасной групповой атмосферы.
Как отмечают Рутан и Стоун (Rutan & Stone, 2001), «в целом наиболее полезными видами активности лидера является его внутренняя активность, связанная с эмоциональными реакциями, проявлениями эмпатии и построением способствующих пониманию поведения пациента гипотез. Внешняя активность лидера имеет преимущественно вербальный характер... Роль пациентов... также преимущественно вербальная. Психотерапевт пытается сформировать такие нормы, при которых наиболее эффективные изменения происходят, когда члены группы испытывают и выражают свои переживания словесно, но не действуют... Хотя никто не стал бы отрицать, что непосредственный человеческий контакт может быть терапевтичным, психодинамическая теория подчеркивает первоочередную значимость вербализации аффекта, нежели его поведенческого выражения» (р. 158).
Конечно же, далеко не все арт-терапевты придерживаются данных принципов и не только потому, что они следуют отличной от психодинамического подхода ориентации, но и потому, что арт-терапия и другие направления терапии творчеством связаны прежде всего с невербальной активностью и использованием иных, нежели вербальные, способов коммуникации, что придает им «радикальный» характер (Skaife, 1997). Вместе с тем соотношение вербальной и невербальной активности в арт-терапевтической работе, так же как и характер использования во взаимодействии клиента/членов группы и психотерапевта различных способов коммуникации, может быть разным.
Сложившаяся в развитых странах система образования в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством ориентирована на глубокое освоение прежде всего какой-либо одной формы творческой экспрессии, что ведет к тому, что в недостаточной степени учитываются и используются возможности других творческих модальностей. Наметившаяся в последнее время тенденция к интеграции разных арт-форм, а также освоение представителями разных направлений терапии творчеством возможностей смежных специальностей направлены на преодоление неоправданного разделения разных творческих модальностей и более
активное использование тех богатых возможностей, которые связаны с их сочетанным применением.
Специализируясь на использовании визуальной экспрессии, арт-терапевты, как правило, не владеют в достаточной мере методами драма-, музыко- и танцедвигательной терапии. Однако их работа, несомненно, могла бы быть более эффективной, если бы они были знакомы с основами теории и техниками других направлений терапии творчеством. Важным представляются и те аспекты внутриличностной, межличностной и общегрупповой коммуникации, которые связаны с использованием иных, нежели визуальная, форм творческой экспрессии. Сочетание различных форм терапии творчеством позволяет:
· в наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал клиента/членов группы и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их способностям и потребностям;
· предоставить клиенту/членам группы дополнительные возможности для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, а также для раскрытия содержания создаваемых ими художественных образов за счет опосредованного иными формами творческой экспрессии диалога со своими работами;
· активизировать и сделать более богатой и разносторонней коммуникацию клиента/членов группы и психотерапевта;
· создать дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, увеличения внутрипсихической дистанции клиента/членов группы, укрепления их автономности и личных границ, а также развития механизмов активной саморегуляции;
· задействовать дополнительные факторы и процессы психотерапевтических изменений.
Проводя арт-терапевтическую работу, автор заметил, что, наряду с созданием визуальных образов, клиенты нередко начинают спонтанно использовать иные формы творческой деятельности — пение или игру на музыкальных инструментах (если они имеются в кабинете), выразительные движения или танец, сочинение стихов, сказок, ролевую импровизацию, составление диалогов и т. д.
Как следует из приведенного выше описания хода групповой работы, в процессе создания общей композиции на тему «Град земной и небесный» члены группы вели себя по-разному: одни ограничивались главным образом созданием рисунков; другие работали с объемными материалами и предметами (лепили фигурки людей и животных из пластилина, изготавливали из картона и бумаги дома и другие объекты городской среды, создавали композиции из найденных предметов и т. д.); третьи — выражали свои чувства посредством движений и танца или использовали акциональные формы выражения своих чувств и фантазий (разбивание зеркала, выливание воды на созданную работу, поджигание отдельных элементов работы, ее последующее сворачивание в рулон и т. д.).
Анализируя ход работы группы, можно заметить, что разные действия участников и использование ими тех или иных форм творческой экспрессии были связаны не только с их индивидуальными особенностями, но и с динамикой группового процесса. По мере создания группой общей композиции можно было видеть
постепенное расширение спектра ее экспрессивных возможностей и способов внутригрупповой коммуникации. Так, если на начальном этапе работы использовались в основном проективно-знаковый и проективно-символический способы коммуникации (в форме создания рисунков и предметных композиций), то на последующих этапах работы члены группы стали все более активно использовать сенсомоторную и драматически-ролевую экспрессию (движение и танец, голос, акциональные формы выражения чувств и фантазий, разыгрывание эпической драмы, связанной с созданием и разрушением города-мира)
При этом групповые процессы способствовали тому, что виды поведения членов группы, связанные с проективно-знаковой/проективно-символической, определенной сенсомоторной и драматически-ролевой коммуникацией на некоторых этапах работы приобретали массовый характер.
Все это позволяет заключить, что использование разных способов коммуникации и применение разных форм творческой экспрессии в ходе создания коллективной композиции отражало потребности группы, связанные с достижением катарсической разрядки и психотерапевтических изменений.