Схема 27. Виды и характеристики внимания
Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество — внимательность, которую можно и нужно развивать следующим образом:
Ø приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
Ø всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
Ø браться за интересную, трудную, но посильную работу;
Ø тренировать профессиональное внимание;
Ø повышать устойчивость внимания;
Ø тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности
одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий
темп работы;
Ø уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или ее цели.
Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением (схема 28).
Схема 28. Характеристики внимания и соответствующие им профессии
Мышление
Мышление — процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление тесно взаимосвязано с процессами воображения и восприятия. Мыслительная деятельность — творческое проявление разных личностных качеств человека. Выражением процесса мышления выступает речь. Мышление как высшая ступень человеческого познания есть главное отличие человека от животного.
Любой акт мышления нацелен на решение определенной мыслительной задачи, нахождение ответа на вопрос, возникший в сознании, поэтому мышление человека имеет целенаправленный, произвольный характер. Чем обширнее и глубже знания человека, тем совершеннее опыт его умственной деятельности, тем чаще в его сознании возникают мысленные задачи, требующие разрешения. Качество и быстрота их решения зависят от индивидуальных особенностей.
По характеру решаемых задач выделяют
Ø мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности)
Ø и мышление теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой).
Ø Иногда как вид выделяют интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания и минимальной осознанностью. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.
Чтобы узнать степень развития разных психических процессов, можно воспользоваться приведенными выше интернет-ресурсами, где представлены соответствующие тесты.
Практическая работа
Задание 1. Даны 11 прямых, различных по длине, а ниже — 4 прямые, обозначенные буквами А, В, С, Д. Без помощи линейки и других измерительных средств найдите прямые А, В, С, Д среди 11 прямых.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Задание 2. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изображением. Какое изображение на каждом рисунке вы увидели первым? Заяц или утка? Ваза или два профиля? Профиль молодой женщины или старухи?
В этом опыте заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые поступают в наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обратим внимание.
Задание 3. «Закономерности числового ряда».
Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут.
1) 24 21 19 18 15 13 - - 7
2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 - -
4) 1 3 б 8 16 18 - - 76 78
5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4
6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94
7) 24 22 19 15 - -
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Норма — 3 и выше. Методика оценивает логичность мышления.
ОПРННЫЕ СЛОВА • Ощущение • Восприятие • Представление • Воображение • Память • Внимание • Мышление.
ВОПРОСЫ
1. Какова роль психических процессов в деятельности человека?
2. Охарактеризуйте известные вам виды воображения и восприятия. Как учитывать их при выборе профессии?
3. Что такое представление и какие виды представления вы знаете? Для каких профессий необходимо развитое представление?
4. Раскройте сущность воображения и его роль в творческих профессиях.
5. Какие виды памяти вы знаете? Каково их значение в жизни человека? Перечислите способы развития памяти.
6. Охарактеризуйте виды внимания и приведите примеры их проявления. Какие условия необходимы для развития внимательности?
7. Какова роль мышления в профессиональной деятельности?
§ 8 Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность
Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности и тем большее удовлетворение может получить от труда.
Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим. Особенность ведущих мотивов заключается в том, что они придают деятельности человека субъективный, глубоко личностный смысл. Следовательно, решение проблемы правильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением и формированием мотивов.
В зависимости от того, к какой деятельности стремится человек, выделяют различные виды мотивов (табл. 30).
Таблица 30. Мотивы выбора профессии
Мотивы | Характеристика | |
Социальные | Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности | |
Моральные | Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств | |
Эстетические | Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии | |
Познавательные | Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда | |
Творческие | Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества | |
Материальные | Стремление получать материальные блага | |
Престижные | Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение | |
Связанные с содержанием труда | Знания процессов труда, направленность на умственный и физический труд | |
Утилитарные | Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни |
Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.
Мотивы профессионального самоопределения у каждого школьника различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профессии, других — возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих — передавать красоту родного края и т. д. Главное — приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.
Профессиональные и жизненные планы
Миллионы юношей и девушек, заканчивая школу, профессиональные училища, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план — это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.
Профессиональный план — обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Попробуем представить такой план (табл. 31).
Таблица 31. Схема личного профессионального плана
Главная цель | Чем буду заниматься; какой трудовой вклад внесу в общее дело; кем буду; каким буду; где буду; чего достигну; на кого буду равняться | |
Ближайшие задачи и отдаленные перспективы | Первая область деятельности: специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться; перспективы повышения мастерства, профессионального роста | |
Пути и средства достижения цели | Изучение справочной литературы; беседы со специалистами, самообразование; поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы) | |
Внешние сопротив-ления на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия; возможные противодействия тех или иных людей | |
Внутренние условия достижения цели | Свои возможности: состояние здоровья; способности к обучению; настойчивость; терпение; склонности к практической и теоретической работе; другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности; работа по самовоспитанию | |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: «Не пройду по конкурсу в техникум — попробую поступить на ту же специальность в ПУ» и т. д. |
Конечно, профессиональный план — это не перечисленные на листке бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего. Поскольку профессиональный план не вещь, а представление, то личное в нем зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастически-
ми. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты.
Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов в случае неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях. Успешно составленный профессиональный план — это фундамент будущей профессиональной деятельности человека.
Профессиональнаяпригодность
Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек соответствует выбранной профессии. Не существует профессиональной пригодности вообще, как признака, который человек носит в себе. Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек — профессия». Иначе говоря, надо всякий раз разбираться, о какой профессии и о каком конкретно человеке идет речь.
Профессиональная пригодность — это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Например, там, где требуется большая физическая сила, не может работать женщина, эта профессия ей не подходит. Дальтоник не может быть шофером, потому что сигналы светофора цветовые. Но если бы были установлены, скажем, геометрические фигуры вместо цвета: красный — треугольник, зеленый — вертикальная полоса, желтый — круг, то и дальтоники могли бы овладеть этой профессией. Значит, здесь дело не в профессии и не в человеке, а в традиции. Итак, формирование профессиональной пригодности — это подгонка не только человека к профессии (например, средствами самовоспитания), но и профессии к человеку. У человека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности, пока он не начал трудиться или осваивать какую-то профессию. Но в то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности есть всегда.
Приведем основные рекомендации по формированию профессиональной пригодности:
1. подробно разобрать требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье);
2. сравнить эти требования со своими индивидуальными качества
ми и выявить соответствующие и несоответствующие;
3. наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.
Существует несколько степеней профессиональной пригодности:
Ø непригодность к профессии,
Ø годность,
Ø соответствие профессии и призвание.
О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения
в состоянии здоровья, которые не совместимы с работой по той или иной профессии, причем сама работа может усугублять имеющиеся отклонения.
Годность можно охарактеризовать так: нет противопоказаний к профессиональной деятельности, т. е. человек может осваивать данную профессию, но нет и показаний.
При соответствии человека данной области деятельности нет противопоказаний: существуют личностные качества, соответствующие требованиям данного вида труда, т. е. человек пригоден к освоению данной профессии.
Высший уровень профессиональной пригодности — призвание — характеризуется комплексом качеств, обеспечивающих успех в данной деятельности. Призвание — явное соответствие человека профессии. Чтобы найти свое призвание, необходимо попробовать себя в различных видах деятельности. Таким образом можно глубже познакомиться с профессиями, определить свои склонности и способности.
Практическая работа
Задание 1.
Проанализируйте мотивы своего профессионального выбора, используя классификационную схему.
Задание 2.
Составьте собственный профессиональный план, используя схему, предложенную Е.А. Климовым. Укажите в нем несколько запасных вариантов получения профессии. Сделайте прогноз вашей дальнейшей профессиональной карьере.
Задание 3.
Определите свои мотивы выбора профессии, ответив на вопросы анкеты:
Анкета мотивов выбора профессии
Инструкция.
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной позиции; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если он не имеет значения. Мотивы:
1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений
в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
7. Желание руководить другими людьми.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и не
изведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от
специальности.
18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания,
иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).
Таблица 32. Лист ответов
А | Б | В | |||
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии. Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
Ø в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
Ø в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
Ø в столбце В — стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
ОПОРНЫЕ СЛОВА • Мотив • Профессиональный план • Жизненный план • Профессиональная пригодность • Профессиональная карьера.
ВОПРОСЫ
1. Что включает в себя мотивационная сфера и какова ее роль в профессиональном самоопределении?
2. Какую роль играет правильно составленный профессиональный план в профессиональном самоопределении дальнейшей карьеры?
3. От каких условий зависит достижение больших высот в профессиональной карьере?
4. Почему при выборе профессии так важно учитывать профессиональную пригодность?
5. Каким образом можно определить свое профессиональное призвание?
Здоровье и выбор профессии
Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма. Известно, что здоровье надо беречь и укреплять, ведь восстановить утраченное намного труднее, а порой и невозможно. Известно и то, что в отрочестве и юности наблюдается определенная беспечность человека в отношении своего здоровья, недооценка его утраты и отклонений от нормы. Общее понятие здоровья кроме физического здоровья включает в себя также душевное здоровье и социальное благополучие.
Неправильный выбор профессии может усугубить недостатки здоровья, привести к его ухудшению. И наоборот, если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, намечайте трудовую деятельность, которая бы соответствовала возможностям вашего организма, и, если надо, наметьте программу совершенствования необходимых физических качеств.
Существует понятие медицинские противопоказания к выбору профессии, видам работ, формам профессиональной подготовки. Это заключения
специалистов о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях здоровья, заболеваниях.
Разные профессии к состоянию здоровья человека предъявляют неодинаковые требования. Например, если снижено зрение, есть органические или функциональные отклонения от нормы, хронические заболевания или предрасположенность к ним — нужно очень осторожно выбирать профессии, связанные с особым режимом работы, вредными воздействиями (химическая, горнодобывающая промышленность, геология и т. п.). Для людей с аномалиями скелетно-мышечного аппарата (повреждения или болезни скелета, суставов, мускульная недостаточность) не рекомендуются профессии, требующие длительного стояния на ногах, переноса тяжестей (каменщик, токарь, парикмахер и др.), а также значительной затраты физической силы (грузчик, кузнец).
Для людей с отклонениями в работе органов чувств (зрения, слуха, обоняния, органов вкусовой чувствительности) не рекомендуются профессии, требующие хорошего зрения (водитель, живописец и т. д.), постоянного контакта с людьми (продавец, учитель, врач и др.), хорошего обоняния (парфюмер и др.), хорошей вкусовой чувствительности (повар и др.). Люди, страдающие болезнями внутренних органов (сердечно-сосудистой и дыхательной системы), не должны работать при высоком атмосферном давлении, в духоте, при сильной запыленности. При заболевании ревматизмом, расстройстве органов дыхания, почек, мочевых путей нежелательными являются строительные профессии, профессии с неблагоприятным микроклиматом, контакт с токсичными веществами, вынужденная рабочая поза, нарушение режима питания и т. д. Для людей с расстройствами нервной системы (головокружение, тремор рук, повышенная раздражительность) не рекомендуются профессии, требующие работы на мостах, крышах, в условиях качки (моряк, кровельщик, монтажник), особой точности движений (часовой мастер, ювелир).
Существует целый ряд профессий, предъявляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это деятельность в экстремальных условиях. Для таких профессий проводится специальный отбор с учетом степени физического развития человека.
Элементы профессиональной деятельности некоторых профессий иногда способствуют развитию или обострению заболеваний. Например, продавцу приходится длительное время стоять за прилавком, что является фактором риска при расположенности к тромбофлебиту и наличии плоскостопия. При выборе профессии необходимо оценить ту или иную из них с точки зрения отрицательного влияния на здоровье, уметь выбрать такие условия труда, которые могут благоприятно повлиять на него. Например, работа в лесу, в поле, в саду полезна при заболеваниях легких и сердца и т. д.
Подростки с отклонениями в состоянии здоровья ограничены в выборе профессии и считаются профессионально непригодными к тем профессиям, где обучение и работа могут усугубить имеющееся заболевание. Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека очень многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсаторных механизмов. И хотя с полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным ко многим профессиям, необходимо, тем не менее, изучить все медицинские показания и противопоказания, чтобы сделать обоснованный выбор в соответствии с физическими возможностями своего организма.
Практическая работа
Задание.
Составьте план физической подготовки к предполагаемой профессии.
1. Изучите, какие требования предъявляет выбранная вами профессия
к состоянию здоровья.
2. Проанализируйте уровень вашего здоровья, с помощью врачей выявите имеющиеся заболевания.
3. Определите соответствие состояния вашего здоровья и выбранной профессии.
4. Совместно с родителями и врачом составьте режим и мероприятия по
подготовке организма к вашей будущей профессии.
ОПОРНЫЕ СЛОВА • Здоровье • Медицинские показания и противопоказания • Профессиональные заболевания.
ВОПРОСЫ
1. Какое значение имеет учет состояния здоровья при выборе профессии?
2. Приведите примеры медицинских противопоказаний.
3. Почему возникают профессиональные заболевания и можно ли их избежать?
4. Какие профессии предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья? Почему?
5. Как следует поступать в том случае, если обнаружена профессиональная непригодность по каким-либо заболеваниям?
I. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
ИНСТРУКЦИЯ
Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:
· «очень часто» - 4 балла;
· «часто» - 3 балла;
· «иногда» - 2 балла;
· «редко» - 1 балл;
· «никогда» - 0 баллов.
№ п/п | Вопрос | Баллы | Подсказка |
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня | «очень часто» - 4 балла; «часто» - 3 балла; «иногда» - 2 балла; «редко» - 1 балл; «никогда» - 0 баллов | ||
Постоянно чувствую свою ответственность по работе | |||
Я беспокоюсь о своем будущем | |||
Многие меня ненавидят | |||
Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие | |||
Я беспокоюсь за свое психическое состояние | |||
Я боюсь выглядеть глупцом | |||
Внешний вид других куда лучше, чем мой | |||
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми | |||
Я часто допускаю ошибки | |||
Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми | |||
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе | |||
Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще | |||
Я слишком скромен | |||
Моя жизнь бесполезна | |||
Многие неправильного мнения обо мне | |||
Мне не с кем поделиться своими мыслями | |||
Люди ждут от меня очень многого | |||
Люди не особенно интересуются моими достижениями | |||
Я слегка смущаюсь | |||
Я чувствую, что многие люди не понимают меня | |||
Я не чувствую себя в безопасности | |||
Я часто понапрасну волнуюсь | |||
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди | |||
Я чувствую себя скованным | |||
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной | |||
Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я | |||
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность | |||
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне | |||
Как жаль, что я не так общителен | |||
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте | |||
Я думаю о том, чего ждут от меня люди | |||
Итого: |
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
· Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором ― человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», ― правильно реагирует на замечания и оценки других, ― редко сомневается в своих действиях.
· Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. ― Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, ― нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.
· Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором ― человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, ― чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, ― в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».
III КАРТА ИНТЕРЕСОВ
Ответьте, пожалуйста, на вопросы в пределах четырех вариантов:
· очень нравится «++»,
· нравится «+»,
· не нравится «−»,
· очень не нравится «− −».
№ п/п | Вопрос: Любите ли вы? Понравилось бы вам? | Ответ | Подсказка |
Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики любят» | Очень нравится «+ +» Нравится «+» Не нравится «−» Очень не нравится «− −» Очень нравится «+ +» Нравится «+» Не нравится «−» Очень не нравится «− −» Очень нравится «+ +» Нравится «+» Не нравится «−» Очень не нравится «− −» | ||
Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг» | |||
Читать о технике в журналах «Юный техник», «Техника молодежи» | |||
Читать книги о работе милиции | |||
Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков | |||
Читать о жизни растений и животных | |||
Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины | |||
Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам | |||
Читать книги об исторических личностях и событиях | |||
Читать произведения классиков мировой литературы | |||
Интересоваться историей развития искусства, слушать музыку | |||
Читать книги о работе учителя, воспитателя | |||
Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструированием мебели | |||
Читать книги о войнах и сражениях | |||
Читать газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах | |||
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков | |||
Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков | |||
Разбираться в технических устройствах | |||
Знакомиться с различными законами, законодательными документами | |||
Проводить опыты по химии, находить химические явления в природе | |||
Изучать ботанику, биологию | |||
Изучать анатомию и физиологию | |||
Узнавать об исследовании юных месторождений полезных ископаемых | |||
Изучать историю возникновения новых народов и государств | |||
Читать литературно-критические статьи | |||
Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные, выставки | |||
Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они не могут выполнить их самостоятельно | |||
Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, ремонтировать бытовые приборы, мебель | |||
Знакомиться с военной техникой | |||
Ходить на матчи и спортивные состязания | |||
Проводить опыты по физике | |||
Решать математические задания | |||
Разбираться в технических чертежах и схемах | |||
Изучать политический строй и социальные изменения в разных странах | |||
Готовить химические растворы, взвешивать реактивы | |||
Ухаживать за растениями, животными | |||
Изучать причины возникновения болезней | |||
Собирать коллекцию минералов | |||
Обсуждать текущие политические события в нашей стране и за рубежом | |||
Изучать иностранные языки | |||
Декламировать, петь, выступать на сцене | |||
Заниматься с детьми: рассказывать сказки, играть, помогать что-либо делать | |||
Заботиться об уюте | |||
Принимать участие в походах | |||
Играть в спортивные игры | |||
Заниматься в физическом кружке | |||
Заниматься в математическом кружке | |||
Собирать и ремонтировать различные механизмы | |||
Выступать с докладами, сообщениями перед большим количеством людей | |||
Заниматься в химическом кружке | |||
Заниматься в биологическом кружке | |||
Ухаживать за больными | |||
Составлять географические карты | |||
Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, ходить в археологические экспедиции | |||
Письменно излагать свои мысли, вести дневник | |||
Заниматься в драматическом кружке | |||
Обсуждать вопросы воспитания детей | |||
Оказывать людям различные бытовые услуги | |||
Участвовать в военных играх, походах | |||
Принимать участие в спортивных соревнованиях | |||
Участвовать в физических олимпиадах | |||
Участвовать в математических олимпиадах | |||
Делать модели кораблей, самолетов, другие конструкции | |||
Читать в газетах и смотреть по телевизору политические новости | |||
Участвовать в химических олимпиадах | |||
Учас Наши рекомендации
|