Высокая активность фактора VIII и фактора Виллебранда
Значение высокой активности ф.УШ и vWF, как независимого фактора риска патологического тромбообразования, изучается. Примерно у 25% пациентов с венозными тромбозами выявлено повышение ф.VIII. У 16% лиц с тромботичес-кими эпизодами выявлено повышение активности ф.VIII выше 150%. В целом при исследовании европейской популяции у 11% людей была определена активность ф.VIII выше 150%. Расчеты показали, что риск тромбоза у лиц с активностью ф.VIII в пределах 100-150% в 2,7 раза выше, чем в среднем в популяции, а при активности выше 150% риск возрастает в 6 раз.
В ряде работ изолированное значение высокой активности ф.VIII и vWF ставится под сомнение, так как эти белки повышаются при воспалении, а их высокая активность у лиц с тромбозами может быть следствием посттромботи-ческого воспаления и не являться генетически детерминированным фактором. Однако было показано, что высокая активность ф.VIII не коррелирует с повышением других белков острой
фазы воспаления. Следовательно, высокая активность ф.VIII может быть независимым генетически детерминированным фактором риска тромбоза.
Сверхвысокомолекулярный фактор Виллебранда, содержащийся в депо (тромбоцитах и эн-дотелиоцитах), после выброса расщепляется до форм с нормальной молекулярной массой. Нарушение этого процесса вследствие мутации самого vWF или редуцирующих его молекулярную массу металлопротеаз может быть причиной патологической агрегации тромбоцитов в кровеносном русле и вести к тромбозам.
Лабораторная диагностика: исследование активности ф.VIII и vWF, анализ мультимеров фактора Виллебранда.
Дисфибриногенемия
Описано около 45 различных мутаций фибриногена, приводящих к тромботическим проявлениям. Протромботическая дисфибриногенемия встречается у взрослых, имевших тромботические эпизоды примерно в 1% случаев. Причинами развития тромбоза при тромботических дисфибри-ногенемиях являются: снижение фибринолиза из-за нарушения связи тканевого активатора плаз-миногена (t-PA) и плазминогена с аномальным фибрином, аномальная сборка фибрина, дефект активации плазминогена аномальным фибрином, сформированным из аномального фибриногена.
Клинически для тромботических дисфибри-ногенемий характерны венозные и артериальные тромбозы и тромбоэмболии легочных артерий. Гомозиготные дисфибриногенемии очень редки и проявляются в детском возрасте инсультами, тромбозами брюшной аорты и постоперационными тромбозами.
Другие врожденные аномалии,
Предрасполагающие
к патологическому тромбообразованию
Дефекты тромбомодулина. В некоторых исследованиях было показано, что около 5% семей с наследственной тромбофилией имеют дефект одного из генов ТМ. Также есть сообщения о том, что полиморфизм гена ТМ повышает риск артериального тромбоза, особенно в сочетании с дру-
Патология гемостаза
гими факторами патологического тромбогенеза. Изучение активности ТМ затруднено из-за того, что он связан с мембраной эндотелиоцитов и отсутствует в кровотоке.
Мутации гена тромбоцитарного рецептора GPIIIa, ингибитора активатора плазминогена. Их значение в развитии тромбозов, распространенность в популяции и механизм развития тромбо-филии изучаются, однако известно, что эта мутация приводит к возрастанию риска артериальных и венозных тромбозов.
Пароксизмалъная ночная гемоглобинурия, видимо, может расцениваться как фактор, предрасполагающий к тромбозам.
Возраст и атеросклероз. Чрезвычайно важные факторы патологического тромбообразования. По мере старения организма риск тромбо-тических осложнений значительно возрастает. Растущая атеросклеротическая бляшка вызывает местную дисфункцию и десквамацию эндотелия с развитием атеротромбоза.
Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз при действии факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний
Нарушения сосудисто-тромбоцитарного гемостаза могут быть причиной сердечно-сосудистых заболеваний - ускоренного развития атеросклероза, клинически проявляться нарушениями коронарного, мозгового кровообращения, кровотока в периферических органах.
Тромбоатерогенез
Липидные пятна и атеросклеротические бляшки на поверхности магистральных сосудов, выпирающие в просвет (рис. 139), приводят к резкому увеличению сил бокового сдвига на поверхности, которые могут вызывать механическое повреждение поверхностного слоя гликокаликса и
деэндотелизацию с последующим пристеночным тромбообразованием.
Особенно опасны лопающиеся атеросклеротические бляшки, так как в момент разрыва вскрываются внутренние слои стенки, которые обладают выраженными прокоагулянтными свойствами. Кроме того, активные метаболиты, выделяющиеся из адгезированных тромбоцитов и лейкоцитов, могут в этот момент вызвать локальный спазм, тем самым дополнительно сужая просвет артерии. Это сочетание - локальный тромбоз и одновременный спазм - является причиной острой сосудистой, в частности коронарной, недостаточности и внезапной смерти.
Рис. 139. Повреждение сосудистой стенки при атерогенезе: А- липидные пятна, выпирающие в просвет аорты, Б - атеросклеротическая бляшка, поверхность которой подвергается деэндотелизации за счет сил бокового сдвига, В - лопнувшая атеросклеротическая бляшка в коронарной артерии, которая явилась причиной активного пристеночного тромбообразования и острой коронарной недостаточности
Патология гемостаза
Клинический пример 13
Больной 58 лет. Атеросклероз, эндартериит нижних конечностей. Состояние после пластики бедренной артерии с установкой протеза типа
Гортекс. В качестве профилактического средства от повторной окклюзии протеза больной в течение года принимает ацетилсалициловую кислоту в дозе 0,125 1 раз в день.
Коагулограмма для решения вопроса об адекватности антиагрегационной терапии
Катетеры центральных вен
Среди приобретенных факторов риска тромбоза на первом месте у детей всех возрастов стоит катетеризация центральных вен. В более старшем возрасте значение этого фактора относительно снижается, но его актуальность остается. Дети с обширными тромбозами вследствие катетеризации центральных вен имеют серьезный риск длительно сохраняющихся осложнений, включая посттромботический синдром. В большинстве случаев тромбозы, связанные с установкой катетеров, возникают в системе верхней полой вены и в сердце. Система нижней полой вены может страдать при установке катетера в пупочную вену.
Катетер-зависимые тромбозы описывались даже у лиц с гемофилией, у которых катетер находился более 48 месяцев. Этот факт указывает на возрастание риска тромбоза пропорционально длительности установки катетера.