Технологии социальной работы по месту жительства.
Социально-профилактическая работа по месту жительства по своему характеру представляет собой макросоциальные группы (семьи, общины и т.п.) или вторичные группы по склонностям. Поскольку не представляется возможным средствами социальной работы заниматься социальной профилактикой совсем населением определенной локальной территории как с социальным сообществом (городской общиной, сельской общиной), общую профилактическую функцию, как правило, выполняют средства массовой информации, учреждения дополнительного образования, культуры, физкультуры и спорта, а специализированная социально-профилактическая работа проводится с «группами риска», маргинальной частью населения. К ней относят не только людей с маргинальным поведением, но и семьи, где эти люди проживают, потому что социальный статус, психолого-социальный статус и поведение таких семей становятся дисфункциональными, не соответствующими общественным нормам, с риском перейти к асоциальному образу жизни. К наиболее проблемным семьям можно причислить:
- семьи с алко- и наркозависимыми членами;
- семьи с членами, обнаруживающими девиантное и деликвентное поведение;
- семьи с инвалидами.
Наряду с такими семьями существует широкая категория проблемных семей, испытывающих социальное напряжение по различным причинам, психолого-социальный статус которых характеризуется неустойчивостью и высокой вероятностью сдвига в сторону дисфункциональное.
Кроме того, существует ряд вторичных объединений людей по возрасту, занятиям или склонностям, ведущих маргинальный образ жизни или близких к этому. Эти объединения тоже причисляются к «группам риска».
Целью социально-профилактической работы, таким образом, является предупреждение выпадения из общества «групп риска» и маргинализации социально неустойчивых групп.
Для определения направления профилактической работы необходимо установить характер и динамику социальных отклонений в локальном ареале, с населением которого предстоит работать. В качестве средства диагностики используется социально-демографический подход. Предварительное выявление проблемных групп населения производится установлением связей с общественностью неформальными организациями и группами, действующими на территории. Уточнение полученных данных осуществляется методами выборочного обследования и микропереписи, с помощью которых изучается социально-демографический, социально-экономический и психолого-социальный статус семей, подлежащих обследованию. Для получения данных о статусе семей применяется открытый опрос, проективный (скрытый) опрос и стандартизированное наблюдение. Используются также сведения о семьях, имеющиеся в отделах социальной защиты населения местной администрации и в территориальных комплексных центрах социального обслуживания I1 населения.
Выбору направления работы содействует использование бихевиористского подхода, при котором на основании статистической обработки данных опроса и наблюдения и их экспертной оценки устанавливаются корреляции между условиями среды и отклонениями поведения и выявляются условия, которые надо изменить для достижения нормализации поведения.
В качестве начального этапа профилактической работы необходима социальная диспансеризация - постановка «групп риска» на учет в специальной службе и периодическое посещение их по месту проживания с целью выявления текущих трудностей. Диспансеризация предполагает создание базы социально-демографических, медико-социальных, психолого-социальных данных на каждую семью, находящуюся на учете, и периодический мониторинг данных. Сведения, накопленные в базе данных, помогают отслеживать состояние групп, его динамику и определять их потребности, не прибегая к опросу, который в ряде случаев может быть травмирующим фактором.
В более широком плане постоянная работа с «группами риска» по месту жительства приобретает характер социального патронажа - совокупности видов социального обслуживания семей и членов других «групп риска» преимущественно на дому, которая заключается в длительной социальной диспансеризации, регулярном посещении работниками социальной службы, медико-социальной, социально-психологической, социально-бытовой, социально-трудовой и социально-правовой курации и поддержке с целью создания оптимальных условий для нормализации жизнедеятельности. Особенностью применения социального патронажа как совокупности видов социального обслуживания является работа специалистов по месту жительства. Одной из задач этой работы является активизация действий самих членов «групп риска».
При необходимости социальный патронаж может включать социальное сопровождение - помощь членам «групп риска» при встречах с другими людьми и их сопровождение на различных мероприятиях с целью воспрепятствовать их изоляции. Эта помощь представляет собой обслуживание конкретных групп, объем и характер которого зависят их потребностей.
Социально-консультативная помощь населению представляет собой наиболее широкую социально-профилактическую деятельность, которая может включать и социальный патронаж. Она направлена на адаптацию проблемных социальных групп в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь гражданам и семьям ориентирована на их психологическую поддержку. Активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1. Выявление лиц и семей, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2. Профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
3. Работу с дисфункциональными семьями, организацию их досуга;
4. Консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
5. Обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем профилактируемых групп;
6. Правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
7. Иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды.
Консультативная помощь, оказываемая в качестве профилактической меры, представляет собой проводимые в социальных службах консультации специалистов по социально-правовым, медико-социальным, психолого-социальным вопросам, вопросам социального обеспечения и обслуживания, получения законных льгот и преимуществ. Техника консультативных приемов населения изложена в приложении.
Социально-консультативная помощь включает в качестве одного из направлений деятельности специалистов выполнение ими роли посредников между «группами риска» и государственными организациями, а также между государственными организациями и общественными объединениями, представляющими интересы населения. Нормы и правила этого вида посредничества такие же, как и при разрешении социальных конфликтов. Посредник вначале взаимодействует с каждой из сторон, выясняя, о чем каждая из них умалчивает, что стороны хотят в действительности и чего каждая из сторон боится, а затем, на основании проведенного анализа позиций сторон, предлагает каждой из них способ взаимодействия, исключающий опасения и обеспечивающий сотрудничество.
Территориальная социально-профилактическая работа, как и любая макросоциальная работа, не предусматривает выделения сил и средств для психокоррекционной работы с индивидами или индивидуальными семьями. Применяются групповые методы коррекции групповых и семейных взаимодействий, независимо от того, как ведет себя «группа риска» в данный момент. В организационном плане работа с ней приурочивается, в особенности на начальных этапах, к мероприятиям, способным заинтересовать: праздникам, экскурсиям, массовому сбору документов для получения государственных пособий, выдаче гуманитарной помощи и пр.
Первый используемый метод восстановительные терапевтические группы в форме восстановительных терапевтических межсемейных групп, - с помощью которого осуществляется приобщение семей к деятельности социальной
службы.
Его задача - создание установки, что служба представляет собой очень большую семью, где отдельные члены имеют определенные права и обязанности. Выделяются активисты непременные участники праздников и массовых мероприятий, организуемых службой. Они участвуют в музыкальных и игровых постановках, где выполняют роли «на равных». Подготовка к постановкам выполняется методом совместной режиссуры в группе. Часть таких мероприятий на самом деле являются занятиями по созданию социального поля и проводятся в определенной последовательности, которая изложена в методической части настоящего издания. Несколько семей, как правило, объединяются в группы на экскурсиях, что мотивируется повышением степени безопасности поездок на общественном транспорте и посещений общественных мест. Тот же принцип перекрестного взаимодействия соблюдается и на мероприятиях, проводимых в самой службе. Перекрестное взаимодействие обеспечивает более высокую социальную значимость отдельных членов семьи, потому что член чужой семьи воспринимается как равный партнер.
В терапевтических группах, содействующих работе службы, осуществляется также развитие навыков социальных контактов семей. Частое проведение в службе праздников, концертов самодеятельности с участием семей создает благоприятный фон для использования этой методологии.
Второй метод создания межсемейных групп взаимопомощи. Основной смысл создания таких групп заключается в том, что иерархия, которая неизбежно формируется в межсемейной группе, меняет социальные роли в отдельных семьях. В пределах группы, объединяющей несколько семей, лидером может стать только один человек - мать, отец, какой-либо иной член одной из семей. С другой стороны, маргинальные члены семей в таких коллективах играют значительно более весомые роли, чем в своих семьях, поскольку для членов других семей они являются социально значимыми партнерами, и их возможности не преуменьшаются. Объединение семей в группы совершается наименее навязчивым способом, под предлогом какой-либо совместной творческой, спортивно-оздоровительной, трудовой деятельности, в соответствии с проявленными интересами. Специалисты стимулируют создание групп, знакомя семьи между собой на массовых мероприятиях, советуя им помогать друг другу, потому что служба не все может для них сделать, предлагая обратиться к той или иной семье, у которой есть нужная информация или опыт.
Возможны, таким образом, межсемейные группы двух видов: группы, ставящие своей задачей помощь работе социальной службы и группы территориального характера объединяющие несколько соседствующих семей, помогающих друг другу в преодолении повседневных бытовых и психологических трудностей. Создание «групп соседей» облегчает последующие поддержание связей и позволяет получать неформальную информацию о семьях. Одновременно социальный климат этих групп содействует упорядочиванию взаимоотношений между членами семей.
Возникновение устойчивых межсемейных групп позволяет перейти к третьему этапу профилактической работы созданию семейного центра, который функционирует как самостоятельное общественное объединение и объединяет различные межсемейные группы. В этих целях следует помочь новому общественному объединению получить помещение на территории, где семьи могли бы собираться. Деятельность центра обычно приобретает форму клуба с совместным проведением праздников и наличием кружков и секций по интересам. На базе центра необходимо содействовать организации самозанятости семей в виде артелей по различным направлениям бытового обслуживания, потребительско-сбытовых кооперативов, некоммерческих партнерств других видов некоммерческих организаций, кружков дополнительного образования. Часть доходов, полученных этими объединениями, в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях направляется на совершенствование работы семейного центра.
Необходимая составная часть социально-профилактической территориальной работы - структурирование населения на территории в социально-активные группы. Организация социальных групп поддерживает социальное здоровье территориального сообщества и облегчает связь с различными слоями сообщества. Такая организационная работа проводится не только с группами риска, но и со всеми слоями населения, обеспокоенными проблемами сообщества и заинтересованными в его социальном развитии. В частности, в нашей стране распространена организация групп самопомощи пожилых людей по месту их жительства.
В дополнение к описанию последовательности и характера действий специалиста при организации социальных групп следует отметить, что изучение социального фона начинается со знакомства с социальными проблемами исследуемого сообщества и общественными объединениями, действующими в его пределах, с целью определить, какие из проблем не находят своего решения усилиями существующих общественных объединений. Инициаторы новой общественной организации должны быть мотивированы именно этими проблемами. Поиск их лучше всего начинать с организации общественных слушаний (семинаров, конференций) по социальной проблематике и широкой рекламе этих слушаний в сообществе.
С группой инициаторов работают как с терапевтической группой по обучению принятия решения, содействуя выработке инициаторами согласованной социальной позиции, идеологических установок и представлений о конкретной программе действий. «Рабочий лидер» выявляется по способности убедить остальной актив принять его точку зрения и программу действий, т.е по влиянию на коллег. Обусловленному его харизматическими качествами.
Устав формируемого общественного объединения в соответствии с современным законодательством может быть зарегистрирован в официальном порядке при регистрации новой организации как самостоятельного юридического лица, однако общественное объединение может функционировать и без образования юридического лица.
Содействие распространению в новом объединении навыков демократического принятия решений и совместного обсуждения текущих задач снижает остроту конфликтных ситуаций. Закономерно возникающих на определенных этапах развития новой социальной группы и позволяет ей сохраниться путем конфликтной реинтеграции.
Профилактическая работа в производственных коллективах включает работу с коллективом как с терапевтической группой по развитию социальных контактов, цель которой формирование и закрепление межличностных связей и
взаимодействий, что, в свою очередь, предупреждает возникновение и развитие конфликтных ситуаций и облегчает выполнение производственных задач. В качестве важного элемента социальной профилактики в организациях рассматривается формирование и развитие корпоративной культуры - системы духовных ценностей, воспитывающих патриотическое отношение членов производственного коллектива к своей организации, ее целям и проблемам. Групповая работа, направленная на выполнение этой задачи, использует элементы методологии восстановительной группы. Выработка специфических ритуалов. Подчеркивающих значимость данного производства и уважительное отношение к каждому его сотруднику, способов поощрения за хорошее выполнение работы от лица всего коллектива, навыков совместного проведения досуговых мероприятий входит в обязанности специалиста по созданию корпоративной культуры. Существенны такие элементы этой культуры, которые отличали бы данный коллектив от других вторичных социальных групп и подчеркивали принадлежность его членов, создавали бы индивидуальное лицо коллектива, его неповторимость.
36. Технологии социальной работы в сфере образования.
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель - улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Знание законов РФ о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Так, в Законе «Об образовании» (1992 г.) и Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 «Право на образование» (ст. 5 «Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования») записано:
«...государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Если образование данного уровня гражданин получает впервые...» (п.З);
«...В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом...» (п. 5);
«...Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ...» (п. 6).
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 кл.); среднего (полного) общего образования (10-11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.
Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением («образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитанников»); какими могут- быть формы учреждений 9»образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)»; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства («действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности»). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12).
Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации и при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., - и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.
Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», т.е. детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.
Несмотря на то, что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия - выяснение причин неблагополучия -- организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить; эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования -- условие сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего(1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).
Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19, раздел 2 Закона «Об образовании»).
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывается возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помощи нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным педагогом, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. в таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам"); 'организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: - изучение условий жизни учащихся
- оформление социальных паспортов
- формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».
Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.
Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности. Поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы. ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер - вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.
Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получить дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.
Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании средств для жизни и получения образования социально приемлемыми способами? Когда? Для кого из его подопечных это может послужить условием? Каким образом? Эти вопросы социальный работник должен задавать себе применительно ко всей своей работе. Но при функционировании в вузе - обязательно.
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.
О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.
Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.
Организация социальной работы в образовании:
Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других - они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования. В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным, или испытывающими трудности в учебе; проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью, изучают условия из жизни, работают с их семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения, чаще в штат школ.
В российских учреждения образования можно встретить психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Социальные работники могут стать участниками уже существующих социально-психологических служб или самостоятельно создать систему социальной помощи. Для этого необходимо изучить устав учреждения, провести социальную паспортизацию его коллектива, разработать в соответствии с ним и с действующими законодательными актами Положение о социальной службе, должностные инструкции и приступить к формированию системы профессионального взаимодействия.