Понятие и назначение группового метода.
Социальная работа с группой — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников используют этот метод как основной. Однако, поскольку семью можно определить как «наиболее влиятельную группу», а организацию — как совокупность нескольких малых групп, на практике любой социальный работник в той или иной мере имеет дело с группой.
В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами составлена из положений таких школ, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем.
В рамках теории полягруппа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.
Согласно теории социального обменалюди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.
Под методом групповой работы понимают совместную деятельность людей, которые, работая в группах по 2—10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы — преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований — переосмысление жизненных ценностей. Таким образом, в: групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей.
Групповая работа используется:
1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.
Принято выделять два основных типа групп:
- созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные);
- созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели.
Внутренне ориентированные группы, в свою очередь, разделяются на два типа:
а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации);
б) группы, цель которых — исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации).
Каждый из этих типов групп, в свою очередь, дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.
В группах социализации цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).
Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.
В количественном отношении группа не должна насчитывать менее 3 человек. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). По половому признаку группа может насчитывать 40% мужчин и 60% женщин или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и следующие качественные критерии: компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы; заинтересованность в решении задачи; добро вольность участия; хорошие или нейтральные взаимоотношения.
Содержание и этапы групповой работы:
Алгоритм решения организационных проблем включает два этапа:
1) формирование проблем;
2) решение проблем.
Последний этап разделяется на три стадии, каждая из которых предусматривает ряд процедур для ответа на типовые вопросы:
1) аналитическая стадия: чего можно достигнуть при решении проблемы в идеальном случае?
2) оперативная стадия: какие параметры системы надо изменить, чтобы решить проблему?
3) синкретическая стадия: как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них?
Все специалисты подчеркивают исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга.
Стадия конфликта, соперничества тоже представляет опасность для социального работника. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. Задача социального работника на этапе конфликта — помочь членам группы осознать необходимость согласованной работы.
На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам — самоопределиться, найти свое место, соответствующее их способностям и склонностям.
Когда группа начинает работать и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти «в тень», передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам.
Активная деятельность социального работника прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа принимает первые эффективные решения.
Каждый специалист использует свои методы работы с группой.
Групповая работа — один из методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности, отчужденности, характерных для многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа способствует большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать.