Адаптационные технологии в социальной работе.

Технологии социальной реабилитации.

Общая цель реабилитациисостоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального характера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

- развитие сохранных функций путем их активации и тренировки,

- заместительных фун­кций и способностей,

- компенсация возникших функциональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реабилитации:

  • Медицинская (лечение и профилактика болезни и осложнений);

Физическая реабилитация (восстановление физической активности человека, способности выполнять определенную физическую нагрузку);

  • Психологическая (коррекция психологического состояния человека, развитие соответствующей мотивации и установок);
  • Социальная (восстановление социальной активности и трудовых навыков человека).

Учебно-педагогическая реабилитация.

Она осуществляется при врожденных или приобретенных в детском возрасте дефектах. Многие дети и подростки с рано приоб­ретенными повреждениями ограничены в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогическая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекватного дидактического процесса.

Профессиональная реабилитация.

Проводится после успешного завершения медицинской и педагогической реабилитации. Она начинается с профессионального тре­нинга, пробной профессиональной деятельности и подготовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии.

Социальная реабилитация.

Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Установление правового статуса человека, оформление пенсии или пособий, закрепление за ним, положенного жилья и имущества.

Социально-бытовая реабилитация- обучение правилам гигиены, умению вести быт, развитию социальных навыков.

Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Социально-бытовая реабилитация включает:

• Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

• Обучение пациента самообслуживанию.

• Адаптационное обучение семьи пациента.

• Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

• Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др.

Медико-социальная экспертиза(МСЭК) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. МСЭК производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации МСЭК по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Медико-социальная экспертиза (МСЭК) гражданина производится по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется учреждением).

Если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья. МСЭК может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

• необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения.

В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Порядок медицинского переосвидетельствования, если он не соответствовал изложенному в Постановлении Правительства РФ N965, а также экспертное решение бюро МСЭК, гражданин или его законный представитель вправе обжаловать, подав письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро МСЭК, или в соответствующий орган социальной защиты населения.

Главное бюро МСЭК не позднее месяца со дня поступления заявления проводит экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Решение главного бюро МСЭК может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ. В случае несогласия с решением главного бюро МСЭК орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

Решение учреждения может быть также обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Программа социальной реабилитации- это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента.

Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

Программы реабилитации носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разрабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категории населения разрабатываются службами социальной реабилитации.

Понятие о психологической и социальной реабилитации химически зависимых (алкоголизм, наркомания, токсикомания):

Выделяют следующие виды побуждающей мотивации:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формируется позитивное отношение к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых есть сеть социальной поддержки (семья, друзья, «значимые другие»), легче справляются с проблемами, более эффективно преодолевают стрессы.

3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий. Человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, копинг-ресурсы, имеющий социально поддерживающее окружение, оказывается более защищенным от стрессовых факторов.

4. Формирование знаний и навыков противодействия употреблению наркотических веществ. Информирование детей, подростков, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения о действии и последствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогает сформировать образ жизни, способствующий здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения у представителей «групп риска» и членов их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Осознание человеком своих подлинных чувств, преодоление психологических защит, осмысление деструктивное™ своего поведения ведут к желанию изменить дезадаптивные формы поведения на более адаптивные. Человек должен понять, что мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Каждый человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Это работа с теми, кто уже употребляет наркотики. Усилия направляются на формирование у человека желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрослых. Для решения этой задачи применяются технологии «уличной» работы.

В задачи реабилитации входят:

-профилактика рецидивов и психосоциальная адаптация;

- постоянное формирование мотивации на стресс-совладающее поведение;

- развитие преодолевающего проблемы поведения, ведущего к формированию здорового образа жизни. Человеку требуется по­мощь психотерапевта, тогда он сможет осознать свои эмоциональные личностные проблемы, сформировать желание избавиться от зависимых способов поведения, развить умение управлять своим поведением;

- осознание личностных духовных ценностей. После курса реабилитации вновь приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это кризисное состояние — один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе человеку необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь экзистенциальная и личностно ориентированная психотерапия;

- изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. В процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблемно-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, потому что эти навыки никогда не бывают абсолютны;

- развитие социально-поддерживающего поведения, ведущего к формированию здорового жизненного стиля. Эту задачу условно можно отнести к социальным технологиям третичной профилактики.

Цель социальных технологий — формирование социально-поддерживающей и развивающей среды. Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку ребенка, подростка или семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Без такой поддержки им трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова «уйти в девиантность».

В настоящее время в России в той или иной степени развиты следующие социальные технологии:

- терапевтические сообщества;

- школьные программы педагогической реабилитации;

- территориальные локальные социальные программы;

- реабилитационные программы на рабочих местах.

Технология социальной реабилитации инвалидов (ПРИМЕР):

Данные методические рекомендации раскрывают основные понятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, включают в себя описание и технологию работы в реабилитационных учреждениях:

• центрах комплексной реабилитации;

• больницах восстановительного лечения;

• учебных заведениях для инвалидов;

• домах-интернатах;

• центрах социального обслуживания;

• центрах (отделениях) социальной реабилитации;

• иных реабилитационных учреждениях медицинского, профессионального, социального профиля (далее именуется Учреждение).

Реабилитация инвалидов является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума.

Принятый в 1995 г. Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. В последующие годы во исполнение указанного федерального закона Минтрудом России был подготовлен ряд нормативных и методических документов, регламентирующих организацию и деятельность государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития РФ за 1999 г. в России насчитывается 598 учреждений и отделений реабилитации для взрослых и детей различного профиля.

Реабилитационные Учреждения являются основным звеном службы реабилитации инвалидов, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами. Одним из важнейших этапов программы является социальная реабилитация, направленная на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Реабилитационное Учреждение, предоставляющее услуги по социальной реабилитации инвалидов, должно обеспечивать их высокое качество, удовлетворяющее потребности клиента Учреждения и соответствующее реабилитационным стандартам.

Реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация представлена различными технологиями, которые направлены на восстановление утраченных социальных функций, на приобретение навыков самообслуживания, самостоятельного передвижения, на возвращение инвалида в общество.

Социальная терапия.

Социальная терапия («терапия» от (греч.) «забота, уход, лечение») - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции:

- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

- социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как:

- метод «социального лечения»;

- метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

- как инструмент социального контроля;

- как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии:

- исправление, корректировка поведения;

- предупреждение дисфункций;

- обеспечение нормального развития;

- самоутверждение личности.

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия, в том числе с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист.

Типовая программа действия:

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действия).

На каждом под этапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий - прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом. обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Основные методологические подходы при вмешательстве:

1). Бихевиористский подход. Бихевиоризм - наука о поведении человека, т.к. оно включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.

Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения. Идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями.

Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Поведенческая избыточность - вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство - может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или дает объекту те или иные социально-психологические выигрыши.

2). Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого - «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:

1. Самое ценное - это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, дает клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку.

Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя.

В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группами. В частности. В Санкт-Петербурге разработан метод социальной реабилитации подростков - аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах (аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).

3). Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения - наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом, происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определенное время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, дается на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, лечебную физкультуру.

4). Рационально-эмоциональная терапия. Разработана в США в середине прошлого века в форме экспериментальной программы «Служба для мужчин против домашнего насилия». Используется в Т-группах при работе с алкоголиками, наркоманами, людьми, испытывающими семейные проблемы, супружескими парами в кризисных ситуациях. В группы по 10-12 человек набираются люди с одинаковыми проблемами.

Работа делится на четыре этапе:

- членам группы раздаются дневники и предлагается записывать события до, во время и после негативного эксцесса (выпивки, приема наркотика, семейной драки или скандала). Люди, которым свойственны подобные негативные эксцессы, как правило, застенчивы, ненастойчивы, ревнивы, чувствительны к критике, самооценка у них занижена;

- предлагается зачитывать свои записи на занятиях и обмениваться впечатлениями. Этим снимается убежденность в невозможности контроля над эмоциями и вырабатывается навык расслабления и обсуждения своих проблем в группе;

- предлагается проигрывать ситуации с негативными эксцессами по записям с вольным распределением ролей;

- переход к осознанной работе с отрицательными импульсами;

В этих вариантах производится тренинг настойчивости, терпения, манипулятивных способностей, умения справляться с обидами. При работе с супружескими парами применяется «клубный» метод: занятия проводятся в форме вечеринок с танцами, закуской и т.п. Проигрывание ситуаций производится с заменой одного из пары.

5). Развитие навыков общения.Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями.

На его основе развиты, пять методологических направлений:

1. Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

2. Драмотерапия. Свободное импровизационное разыгрывание драм - многоактных сценариев, где каждый следующий акт - одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.), фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты - свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.

3. Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации. Специалист может играть одну из ролей.

4. Совместная режиссура в группе. Осуществляется постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссером будет сам коллектив и все желающие из состава зрителей. Главное в работе - репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет. Специалист поощряет заинтересованность каждого участника в просмотре или проигрывании своего видения какой-либо сцены, номера или всего мероприятия и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Поощрение заключается в том, что он просит каждого участника высказать свое мнение, к любому мнению относится доброжелательно, и любой предложенный вариант сначала проигрывается и только затем обсуждается. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. В процессе репетиций количество добровольных режиссеров возрастает, и к генеральной репетиции ими должны стать практически все участники мероприятия. Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.

5. Развитие социального поля. Метод используется для создания у участников Т-группы чувства локтя, взаимной приязни и поддержки. Основан на установлении невербальных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоординированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Поощряется участие максимального количества людей в группе. Последовательность мероприятий программы занятий рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используются игры. Устанавливающие невербальные контакты, затем игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью скоординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля как сообщение желаний, намерений, настроения.

6). Когнитивная терапия.Имеет психотерапевтическое происхождение. Основное теоретическое положение - люди осознают действительность через восприятие, «не вещи расстраивают человека, а восприятие этих вещей» (Эпиктет). Используется при индивидуальной работе со взрослыми — стариками, психически больными людьми, при депрессиях, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожности у пожилых людей. Может быть заключен условный или безусловный договор между специалистом индивидом. Клиенту на несколько недель или месяцев выдается специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, специалист вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента, таким образом, обучают выявлять скрытые мысли или реплики к самому себе, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Путем совместных разборов клиент обучается выделять нерациональные, необоснованные элементы в своих размышлениях, приводящие к необоснованным мнениям, выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути это - развитие логического мышления и замена неадекватных стереотипов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.

Адаптационные технологии в социальной работе.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризуется, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизм — необходимое условие профессионализма социального работника.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Адаптация социальная- процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

Социальная адаптация - это процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию окружающей среды.

Социальная адаптация- процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

- физиологическую,

- управленческую,

- экономическую,

- педагогическую,

- психологическую и профессиональную адаптацию.

Экономическая адаптация — сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Изменения постоянно сопровождают жизнь человек, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Психологическая адаптация — процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммунихативные методы, (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.

Профессиональная адаптация — приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Организационная (управленческая) - это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Наши рекомендации