Проявление гипофтороза у человека
Кариес рассматривается как проявление гипофтороза человека. Выделяются следующие формы гипофтороза (Авцын А.П. и др., 1991):
1) внутриутробный;
2) гипофтороз детей грудного и раннего дошкольного возраста;
3) гипофтороз детей школьного возраста;
4) гипофтороз подростков и юношей;
5) гипофтороз взрослых;
6) гипофтороз в старческом возрасте;
7) гипофтороз беременных.
Одно из основных свойств фтора как биоэлемента - поддерживать и стимулировать рост и развитие организма. Врожденный гипофтороз выражается в недоразвитии организма и особенно скелета. В этот период отмечаются патология функционального состояния ферментов слюны, морфологического развития тканей слюнных желез и эпителия полости рта (особенно в регионах, эндемичных по кариесу).
Гипофтороз у детей грудного и раннего дошкольного возраста характеризуется замедленным ростом, запоздалым прорезыванием зубов и поражением их кариесом в молочном прикусе. Отмечается влияние гипофтороза на эндокринный и метаболический статус грудных детей, особенно на системы, регулирующие кальциевый гомеостаз, а также на ферменты слюны, всего ферментного комплекса, участвующего в процессах минерализации зубочелюстного аппарата и всего скелета (цит. по А.П. Авцыну, 1991).
Гипофтороз у детей школьного возраста выражается в развитии кариеса зубов. Существуют косвенные указания на связь гипофтороза с тонзиллопатиями, рахитом, неполноценностью иммунного статуса и нарушениями обмена кальция. Точно установлено, что небольшие дозы фтора стимулируют иммунные реакции. Фтор способствует повышению неспецифической резистентности организма своим участием в анаболических реакциях белкового обмена, повышает местную неспецифическую реактивность полости рта, уменьшает количество новых антигенов микробного и тканевого происхождения, замедляет образование зубного налета (Carkson B.H., 1991; Shellis R.P. et al., 1994). Особенно эффективны фториды при ранних стадиях кариеса зубов, очаговой деминерализации эмали (рис. 3) (Bowen W.H., 1991). Эффективность процесса реминерализации зависит от концентрации фтора в полости рта (ВОЗ, серия техн. докл. № 846, 1995).
Контроль После полосканий
В течение 1 минуты
Через 14 дней
Рис. 3. Схема реминерализации ранних кариозных поражений эмали
при полосканиях растворами фторидов
Фтор нарушает процесс гликолиза, в ходе которого кариесогенные бактерии, метаболизируя сахара, продуцируют кислоту. Кроме того, фтор обладает бактерицидными свойствами, воздействуя на кариесогенные и другие виды бактерий полости рта.
Оптимальные дозы фтора оказывают стимулирующее действие на все производные соединительной ткани, особенно на различные виды коллагена, костной и хрящевой тканей (Жаворонков А.А., 1977).
Проявления гипофтороза у взрослых обнаруживаются при заживлении ран и костных переломов, а также у людей преклонного возраста, особенно у женщин, у которых наблюдаются частые переломы в связи с хрупкостью костей (Жаворонков А.А., 1977).
Флюороз – маркер гиперфтороза. По данным ВОЗ (1989), в развитых странах, где широко применяются коммунальные методы фторирования и фторсодержащие зубные пасты, сомнительные и очень слабые формы флюороза встречаются лишь у 20% населения.
В г. Чапаевске нами впервые во время эпидемиологических исследований в 1996 г. был выявлен флюороз зубов у половины детей школьного возраста при оптимальных и субоптимальных концентрациях фторида в питьевой воде. Это нельзя объяснить фактом систематического использования фторсодержащих зубных паст для гигиены полости рта детьми, начиная с момента прорезывания зубов в дошколь-
ном возрасте: так, методом анкетирования родителей было установлено, что 90% детей начинают чистить зубы только с 6-летнего возраста и делают это нерегулярно.
В специальной литературе имеются указания на развитие флюороза зубов у детей, проживающих в регионах с концентрацией фторидов в питьевой воде 0,3 мг/л. Так, Stooky J. (1997) выявил флюороз зубов у детей в одном из регионов Китая, где в течение 35 лет отмечался неадекватный режим питания, характеризующийся недостатком солей кальция и белков.
Несбалансированное питание, особенно увеличение доли жиров и снижение доли протеинов, усиливает фтористую интоксикацию (Доценко В.А. и соавт., 1986). По данным комитета по санитарно-эпиде-
миологическому надзору г. Чапаевска, в пищевом рационе у большинства детей отмечается пониженное содержание кальция и белков.
По данным Т.И. Стуколовой (1994), у детей г. Чапаевска выявлена общая тенденция к гипопротеинемии, что отражает нарушение белково-синтезирующей функции печени и усиленный протеолиз в результате действия экзотоксинов. В этом регионе Самарской области отмечается загрязнение среды проживания, которое составляет более
11 баллов. Исследованиями педиатров установлено снижение иммунологической реактивности организма, широкое распространение анемии, патологии сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, пищеварительного тракта в регионах антропогенного загрязнения (Вельтищев Ю.И., 1995). Эти проявления «химической» болезни (Стуколова Т.И., 1994), вероятно, ведут к усилению токсического действия фтора при оптимальных для профилактики зубов и безопасных для здоровья концентрациях. Возможно, в экологически неблагополучных регионах необходимо пересмотреть ГОСТы по содержанию фтора в питьевой воде, нужно тщательное наблюдение за составом воздуха, почвы для исключения хронической интоксикации организма фторидами.