Деятельность как проявление активной сущности человека

Подобно тому, как движение – способ существование материи, деятельность – это способ существования человека и его самореализации. Деятельность – это проявление активной сущности человека, заключающееся в целенаправленном познании и изменении бытия, в результате чего создаётся особая реальность – мир культуры. Деятельность изучается таким разделом философской антропологии, как праксиология (от греч. практикос – деятельный).

Исходным моментом деятельности, её причиной служит какая-либо неудовлетворённая потребность. Что бы человек ни делал, он всегда делает это ради удовлетворения какой-либо потребности. Потребность вызывает отрицательную эмоцию – неудовольствие, внутреннее напряжение.

Рис.9.

Отрицательная эмоция (-Э на рис.9) стимулирует субъекта к поиску путей удовлетворения потребностей. Поиск – сложный процесс. Он имеет двойную детерминацию: 1) от субъекта, 2) от окружающего мира (объекта и среды). При формировании цели и выработке способов действий человек исходит из своих потребностей, а также из знаний закономерностей и свойств объекта, условий среды и ожидаемых последствий.

Поиск регулируется и нравственными нормами, на основе которых отсеиваются неприемлемые по моральным соображениям действия. Итогом поиска служат цель и программа деятельности. Цель – это модель будущего желаемого результата. В программе представлена совокупность действий и их последовательность, призванных обеспечить достижение цели. Когда цель и программа выработаны, то человек испытывает чувство удовлетворения, положительную эмоцию (+Э1 на рис.9), которая служит наградой за успешное решение проблемы.

У людей, не обладающих достаточной волей, деятельность на этом этапе может прекращаться. Это так называемые прожектёры. Они ставят высокие цели, составляют сложные планы, фантазируют о своих успехах, но до дела не доходят. У человека же с достаточной волей дальше наступает самый ответственный этап – совокупность умственных и физических действий. К умственным действиям относятся мыслительные операции, ораторские, педагогические, артистические приёмы и др. Физические действия представлены различными движениями и манипуляциями с различными орудиями и средствами деятельности (инструментами, машинами, приборами, вещами, компьютерами и др.). Действия направлены на объект, в качестве которого могут выступать самые различные фрагменты бытия, в том числе другие люди и сам этот человек. Итогом совершённых действий служит определённый продукт, или результат, например, деталь у слесаря, картина у художника, прибыль у экономиста, здоровый пациент у врача и т.д.

Результат действий сравнивается с целью. Если они совпадают, то человек испытывает положительную эмоцию, радость от достижения цели (+Э2 на рис.9), которая служит наградой за успешные действия. Первоначальная отрицательная эмоция (-Э) при этом угасает. На этом деятельность может временно прекращаться до возобновления потребности. Если же результат с целью не совпадает, то бывшая отрицательная эмоция нарастает и стимулирует человека к новым попыткам удовлетворения потребности. Человек при этом может корректировать программу, сменять объект деятельности, наконец, он может изменять цель. Такой процесс реализации неудовлетворённой потребности в иных, более высоких, формах проявления З.Фрейд назвал сублимацией. Например, неудовлетворённая потребность в любви может сублимироваться в художественное творчество или научную работу.

Деятельность человека исторически возникает из поведения животных, но отличается от последней своим осознанным характером. Ещё одно отличие состоит в том, что между собой и миром человек ставит искусственную систему орудий и средств преобразования и познания. Эта техническая система хранится, совершенствуется и передаётся от поколения к поколению, что отсутствует у животных. Некоторые животные могут использовать материальные предметы (камни, палки и др.), но это использование имеет случайный характер, в то время как человечество без техники существовать не может. Возможности животных отражать мир и изменять его, ограничены их биологической организацией. Человек усиливает свои возможности с помощью искусственных средств. Благодаря непрерывному совершенствованию последних познавательные и практические возможности человечества всё время возрастают.

Кроме деятельности человеку присуще и поведение – активность, заключающаяся в выборе, принятии или неприятии тех или иных способов действий на основе определённых норм. Поведение может быть вежливым и грубым, смелым и робким, героическим и подлым, расчётливым и рискованным, адаптивным и дезадаптивным, нравственным и безнравственным и др. Поведение – это компонент деятельности, оно включается в структуру деятельности на этапе выработка цели и программы действия. Поведение влияет на успех деятельности. Например, дисциплинированное поведение способствует успешной учёбе, а вежливое – успеху в установлении личных контактов.

В конкретных видах деятельности человек может выступать либо как её субъект, либо как объект. Как субъект он является творцом материальной и духовной культуры, как объект – её восприемником. Сразу после рождения человек – объект деятельности. Общество воздействует на ребёнка и формирует в нём нужные качества. Этот процесс называется социализацией личности. По мере взросления человек всё больше начинает осуществлять самостоятельную деятельность, т.е. становится её субъектом. Как писал Н.Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Имеются виды деятельности, в которых человек сразу выступает и субъектом и объектом (самовоспитание, самолечение, физкультура, аутотренинг и др.). Примерно до 7 лет ведущим видом деятельности служит игра, с 7 до 22 лет – учёба, с 22 лет – профессиональная деятельность.

Деятельность выполняет две наиболее общие функции. Одна из них – создание материальных и духовных условий и средств, необходимых для существования людей. Вторая – воспроизводство, развитие и саморазвитие самого человека. Человек развивается и в той деятельности, в которой он выступает объектом, и в той, в которой он служит субъектом. Во втором случае его развитие превращается в саморазвитие. Окончательное становление личности осуществляется в ходе собственной профессиональной деятельности человека. Как отмечал немецкий философ К.Ясперс, «человек становится тем, кто он есть, благодаря занятию, которое он делает главным в своей жизни». Счастливы те лица, которые в молодом возрасте находят своё призвание, посвящают ему жизнь, достигают в ней большого успеха и общественного признания.

Можно выделить несколько типов деятельности. В зависимости от того, новым или же ранее уже достигавшимся является результат, существует продуктивная и репродуктивная деятельность. По социальной значимости непосредственного результата можно выделить труд (положительный результат), игру и развлечения (нейтральный результат), криминальную деятельность (отрицательный результат). Трудовая деятельность непосредственно создаёт материальные или духовные продукты, служащие ценностями (одежда, обувь, жилища, техника, продукты питания, научные, педагогические, религиозные, эстетические учения и т.д.). Игра – это деятельность, главной целью которой служит получение удовольствия от самой этой деятельности. Она не приводит к созданию предметов потребления, совершается не ради какого-то практического эффекта, не сводима к материальной пользе. Стимул игры находится в ней самой, её смысл – свободное проявление жизненной активности человека, доставляющей ему радость. Игра может превращаться в труд. Если шахматист или футболист играют «для души», ради удовольствия от этой деятельности – это игра, если же они играют ради денежной премии, то это уже не игра, а труд, работа.

Если в личностном плане, субъективно игра не имеет практической ценности, то объективно она обладает большим практическим значением. Объективно игра является одной из важнейших форм подготовки и включения ребёнка в общественную жизнь. Ролевые игры (например, в маму в дочку) служат моделью научения ребёнка практическим жизненным навыкам. Игра готовит человека к взаимодействию с действительностью, расширяет ориентировку, помогает усвоению социального опыта, существенно влияет на нравственные установки личности (в детской игре формируются нравственные качества). Поскольку до 7 лет ведущая деятельность – игра, то можно без преувеличения сказать, что личностные качества человека в большой степени формируются в игре. Для взрослых людей игра служит формой компенсации неудовлетворённых желаний, приносит человеку отдых, успокоение, гармонизирует его эмоциональное состояние. Игра формирует творческий потенциал личности, подготавливает его к восприятию искусства, придаёт лёгкость и артистизм его поведению (23, с.272-273). Игра существует не только как самостоятельный вид деятельности, но и как специфический аспект любой трудовой деятельности. Чем выше момент игровой деятельности в труде, тем более творческим, свободным и продуктивным является этот труд. В идеале и перспективе благополучного прогрессивного развития общества труд может превратиться в игру и стать первой жизненной потребностью человека.

Помимо отмеченных выше выделяются также познавательная и практическая деятельность. Первая состоит в отражении бытия, а вторая – в его преобразовании. Определяющим типом деятельности служит практика (см. также §6 главы 13). И познание и практика представляют собой сложные системы. Виды познания были охарактеризованы нами в главах 12 и 13. Здесь мы отметим основные виды практики.

Главный из них – материальное производство, преобразование природы, деятельность по созданию, распределению и обмену материальных благ. Второй вид – социально-политическая практика – деятельность по преобразованию экономических, политических, юридических отношений и общества в целом (работа государственных органов, партий, избирательный процесс, войны, революции, массовые движения и др.). Третий вид – научная практика, или эксперименты, заключающиеся в локальном преобразовании действительности с познавательной целью. Четвертый вид – гуманитарная практика, деятельность по воспроизводству и развитию человека. Сюда относится семейная жизнь и деторождение, здравоохранение, физкультура и спорт, игра, педагогическая, художественная (функционирование произведений искусства), религиозная (культовая) и пропагандистская практика. Таким образом, своей практической деятельностью человек охватывает все сферы бытия, стремясь сделать его более соответствующим своим потребностям.

В понимании практики в учебной, да и в научной, литературе очень часто, почти постоянно, встречаются две ошибки, чего нельзя оставить без внимания. Во-первых, практика трактуется как материальная деятельность, а познание – как духовная, или идеальная. На самом же деле любая деятельность – и практическая и познавательная – есть единство материального и духовного: мозговая нейродинамика, сокращение мышц, операции с орудиями деятельности, опредмеченные результаты – материальные компоненты любой деятельности, а цель, программа и эмоции – её идеальные компоненты (см. рис. 9). Во-вторых, практика определяется как деятельность по преобразованию объективной реальности. В действительности же практика - деятельность по преобразованию любой реальности, как объективной, так и субъективной, т.е. сознания. Так, пропагандистская, культовая, художественная, педагогическая практика, самовоспитание, аутотренинг, психотерапия - виды деятельности, в которых непосредственно преобразуется сознание людей, и только через это впоследствии может преобразовываться и материальное бытие. Правильный критерий отличия практики от познания – результат взаимодействия субъекта и объекта - преобразование или же только отражение бытия. В практике человек изменяет бытие, а в познании – только формирует его образы. Могут быть виды деятельности, сочетающие в себе практику и познание. Например, педагог учит студентов и в то же время познаёт их. Но возможность такого сочетания не отменяет необходимости чёткой дифференциации познания и практики. Это необходимо, в частности, в связи с тем, что только практика служит ведущим и решающим критерием истины.

Наши рекомендации