Можно ли расценивать ситуацию, которая сложилась у данной дискордантной пары, как нарушение прав человека? Что вы посоветуете Алексею и Елене?

Проблемная ситуация № 6

Россия оказалась одной из двух стран мира, где в первую очередь от СПИДа пострадали дети. В 1988-89 г.г. 270 детей были заражены в детских больницах Ростова, Элисты, Волгограда.

Правозащитники настаивают на том, что эти дети должны учиться в обычных школах, отдыхать в пионерских лагерях, при этом информация об их заболевании должна носить строго конфиденциальный характер и не быть доступна ни учителям, ни родителям одноклассников.

Родители здоровых детей боятся такого контакта, утверждая, что дети и подростки – существа активные, подвижные, во время игры часто получают травмы, в том числе порезы, ссадины, сопровождающиеся кровотечением. Никто не может гарантировать, что дети не начнут играть в сериал «скорая помощь» с использованием колющих предметов, не затеют ритуал братания кровью или совсем уже «недетские игры». Таким образом, отправляя в общую школу инфицированного ребёнка, препятствуя распространению информации о его болезни, государство нарушает основное неотъемлемое право родителей – право на защиту своего ребёнка, и право всех детей на безопасность, защиту здоровья.

Но изоляция ВИЧ-инфицированных детей делает их изгоями, а утечка информации о неизлечимом диагнозе превращает их жизнь и жизнь их родителей в ад.

С Вашей точки зрения, какой выход может быть из этой ситуации?

В каком возрасте и в какой форме необходимо сообщать ВИЧ-инфицированным детям об их заболевании?

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЙМИ МЕНЯ»

ПОТЕРИ, СТРАХ И ГОРЕ: ВИЧ - ИНФЕКЦИЯ

Цель: приблизиться к пониманию потерь ВИЧ-инфицированного пациента.

Описание игры.

Возьмите 16 карточек и на каждой запишите по одному пункту из 4-х категорий:

· 4 самых важных для Вас роли;

· 4 самых важных человека в Вашей жизни;

· 4 самых любимых занятия;

· 4 материальных предмета, имеющих для вас значение.

Теперь отберите из каждой категории один листок и положите его в ящик «Потери». Повторите упражнение – отберите ещё одну карточку из каждой категории и опустите в ящик.

Ваш преподаватель, выполняя роль ВИЧ – инфекции, пройдёт по аудитории, произвольно отбирая по одной из двух оставшихся в каждой категории карточек.

Нарисуйте цветок, изобразив себя в центре, с 12 лепестками, символизирующими Ваши «потери». Представьте себе Вашу новую жизнь, лишённую почти всего того, что вы любили, и что было важным для Вас.

Какие проблемы возникли у Вас в связи с потерями?

Что может служить опорой в переживаемом Вами чувстве горя?

Какую помощь Вы хотели бы получить от других людей? От медицинских работников?

Выскажите своё мнение в общей дискуссии.

ЭТИКА В ПСИХИАТРИИ

Проблемная ситуация 1

Пациент, больной шизофренией, крупный мужчина, рассказал на приёме у врача-стоматолога, что, находясь в другом городе у родственников после выписки из психиатрической больницы, стал объектом преследования незнакомца. Сначала он пытался избегать встречи с ним, но затем подстерёг своего преследователя в тёмном переулке, сильно ударил по голове обломком кирпича и убежал. Врач не может понять, является ли сказанное плодом болезненной фантазии пациента или случилось на самом деле?

Какие этические и правовые документы регламентируют поведение врачей в отношении пациентов с расстроенной психикой?

Как должен поступить врач в данном конкретном случае?

Проблемная ситуация 2

Во время беседы на приеме у психиатра пациент сообщает о возникающих у него идеях убить или покалечить кого-либо из близких.

Должен ли врач предупредить этих людей о грозящей им опасности или же ему надлежит сохранить информацию конфиденциальной?

Проблемный вопрос 3

Приведите исторические примеры реализации принципа уважения человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СВЯЗИ С ВИЧ-ЭПИДЕМИЕЙПринято 44ой Всемирной Медицинской Ассамблеей. Марбэлла, Испания, сентябрь 1992

Число ВИЧ-инфицированных и заболевших СПИД'ом, постоянно растет. Предполагается, что к 2000-ому году число ВИЧ-инфицированных во всем мире достигнет 40 млн. человек. В связи с этим ВМА вновь выражает озабоченность тем, чтобы национальные медицинские ассоциации играли активную роль в выработке политики и разработке программ, направленных на профилактику, лечение и исследования в этой области. В дополнение к названным выше рекомендациям, ВМА предлагает следующие:

1.Национальные медицинские ассоциации, в сотрудничестве с правительствами своих стран и широкими слоями общественности, должны участвовать в разработке и практическом осуществлении программ, направленных на предотвращение, лечение и исследования ВИЧ-инфекций.

2.Национальные медицинские ассоциации, в сотрудничестве со средствами массовой информации своих стран, должны работать над выработкой скоординированных программ, направленных на информирование общественного мнения по поводу ВИЧ-инфекции, предотвращение ее распространения, лечение и терпимое отношение к ВИЧ-инфицирован­ным.

3.Национальные медицинские ассоциации должны информировать врачей о лежащей на них ответственности за тщательное информирование своих пациентов о последствиях положительных тестов на ВИЧ-инфекцию. Врачи должны делать это тактично и деликатно, принимая во внимание психологию своих пациентов.

4. Национальные медицинские ассоциации должны способствовать обучению врачей современным методам лечения ВИЧ-инфицированных и методам профилактики заражения ВИЧ-инфекцией.

5. Национальные медицинские ассоциации, с целью помочь врачам оказать эффективную помощь своим пациентам, должны настаивать на необходимости биологического, клинического и психологического образования врачей в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

6. Национальные медицинские ассоциации должны поощрять врачей помогать их пациентам оценить риск заражения ВИЧ-инфекцией и принять необходимые профилактические меры.

7. Национальные медицинские ассоциации должны постоянно осуществлять профилактичес­кие меры, направленные против распространения ВИЧ-инфекции в больницах и других медицинских учреждениях.

8. Национальные медицинские ассоциации должны постоянно работать над улучшением средств диагностики и лечения ВИЧ-инфекции у женщин и детей.

9. Национальные медицинские ассоциации должны поощрять использование методов охраны здоровья населения, показавших свою эффективность в прошлом и направленных на предотвращениеэпидемии инфекционных заболеваний, особенно заболеваний, распростра­няющихся половым путем.

10. Национальные медицинские ассоциации должны в дальнейшем совершенствовать средства борьбы с наркоманиями, способствующими распространению ВИЧ-инфекции.

11.Национальные медицинские ассоциации, совместно с другими медицинскими и профессиональными объединениями работников здравоохранения должны искать пути разработки совместных стратегий профилактики, лечения и исследования распространения ВИЧ-инфекции.

Наши рекомендации